CEO Cloud Евгений Колбин — об облачной зрелости российских компаний
Об эксперте: Евгений Колбин — генеральный директор Cloud (ООО «Облачные технологии»). За несколько лет в Cloud создал одну из самых быстрорастущих ИТ-компаний в стране с уникальными компетенциями в области искусственного интеллекта и машинного обучения
— Почему вы решили провести исследование российского рынка облачных технологий и каковы его ключевые выводы?
— Первая причина внешняя. Cloud — один из лидеров российского рынка облачных технологий. Мы накопили огромную базу знаний, и пришло время поделиться опытом. Повышать знания клиентов, партнеров и коллег по рынку об «облаках» очень важно — так поступают все мировые технологические лидеры. Вторая причина внутренняя: мы хотим лучше знать и понимать наших клиентов. Клиентоцентричность — один из ключевых фокусов для Cloud. Исследование помогло нам еще детальнее изучить, как компании из разных индустрий смотрят на облачные технологии, зачем идут в «облако» или, напротив, почему не идут — какие у них опасения. Большая часть респондентов в исследовании в будущем ожидают либо развития собственных облачных платформ, либо миграции в облако провайдера.
На основе собранной информации мы сформировали три ключевых тренда, согласно которым будет развиваться российский рынок «облаков» ближайшие годы.
— Первый из них — «суперкомпьютер как сервис». Какие компании заинтересованы в такой модели и какие задачи они решают таким образом?
— Рынок по-настоящему дозрел до извлечения большой выгоды из применения суперкомпьютеров, причем наибольшие перспективы именно у облачной модели. Доступ к суперкомпьютеру открывает принципиально новые возможности. В отличие от обычных серверов, подобная техника не решает типовые задачи. Ее ценность заключается в прогнозировании, моделировании или анализе каких-то действительно сложных вопросов. Обычно в этом заинтересованы компании, работающие с большими объемами данных, сложными моделями. Чаще всего они из IT, ретейла, финансового сектора, индустрии добычи полезных ископаемых. Но наибольшие перспективы применения суперкомпьютеров у научных организаций, которые на глубоком уровне работают с физикой, математикой, занимаются исследованиями земли и космоса.
Однако создание суперкомпьютера — это колоссальные затраты. Позволить себе такие инвестиции могут лишь немногие компании даже в мировом масштабе. При этом потребности использовать суперкомпьютер весь год по 24 часа в сутки практически ни у кого и нет. И тут на помощь приходят облачные провайдеры. Один из наиболее частых кейсов — быстрое обучение модели искусственного интеллекта на суперкомпьютере провайдера (кстати, Cloud владеет двумя машинами из глобального топ-500), чтобы быстро внедрить решение и начать на нем зарабатывать. А для исполнения готовой модели уже подходит обычное серверное оборудование.
Еще одна причина, по которой не сфокусированному на работе с суперкомпьютерами бизнесу выгодно идти в «облака», — это быстрое устаревание техники. За 3–5 лет появляется множество решений, которые в разы или даже десятки раз быстрее предыдущих. Мы же, как провайдер, аккумулируем множество заказчиков на наших суперкомпьютерах, обеспечивая их рентабельность. В итоге всем хорошо: клиенты быстро решают задачи своего бизнеса и не переплачивают, а Cloud зарабатывает и может инвестировать средства вновь, чтобы суперкомпьютеры всегда оставались актуальными.
— Второй тренд на ближайшие годы — ИИ. По вашей оценке, у России существенные возможности для роста в этом сегменте. Понятно, что тут сервисная модель особенно актуальна и помогает экономить огромное количество средств. Но построить и поддерживать такую инфраструктуру могут позволить себе помимо Cloud буквально несколько компаний в России. Правильно ли это утверждение и, если да, не станет ли это «узким горлышком» для развития ИИ?
— ИИ позволяет максимально эффективно решать самые нетривиальные задачи и помогает автоматизировать массу рутинных процессов. Однако действительно, для сервисов ИИ нужна инфраструктура, которая может быть представлена как обычными серверами, так и мощнейшими суперкомпьютерами.
Я не вижу тут рисков «узкого горлышка», ведь инфраструктура облачных провайдеров сегодня доступна любым российским компаниям. Факт в том, что лишь часть программных продуктов на основе ИИ разрабатывается непосредственно облачными провайдерами. В остальных случаях компании-разработчики могут использовать и развивать свое собственное решение на инфраструктуре провайдера. Такие компании с точки зрения провайдера — независимые поставщики ПО, и мы предоставляем им инфраструктуру для обучения сложных ИИ-моделей. Мы также готовы давать им наше облако для искусственного интеллекта и мощности суперкомпьютеров.
Таким образом, ближайшие годы облачная инфраструктура будет помогать разработчикам решений на основе ИИ быстрее создавать высококонкурентный продукт.
— И третий тренд, который вы отмечаете, — FinOps. Что это такое и как это работает?
— FinOps — это практика управления затратами в «облаке», которая помогает минимизировать расходы и максимизировать отдачу от инфраструктуры. Даже если компания переходит в «облако» с помощью провайдера, то она все равно часто упускает из внимания глубинное понимание архитектуры, структуры трат, особенности биллинга. А тема таких расходов набирает актуальность по мере их роста: именно поэтому проблема оптимизации бюджета становится очень яркой.
FinOps включает в себя две группы инструментов. Первая — конкретные облачные сервисы для оптимизации и контроля. Это всевозможные бюджетные оповещения и ограничения, управление квотами, рекомендации, управление жизненным циклом ресурсов. Вторая — инструменты и практики: сюда мы относим, например, архитектурный консалтинг и калькулятор затрат. Если ориентироваться на мировую практику, то можно сказать, что FinOps дает экономию в 20–30% от всех расходов компании на «облако».
Поделюсь живым примером. Один из наших заказчиков переносил в Cloud всю свою инфраструктуру и воспользовался услугой консалтинга. Сначала потребление ощутимо выросло, потом выровнялось, а в последние 3–4 месяца уверенно снижается. Это говорит о том, что бизнес научился грамотно всем управлять. Его специалисты не держат в активном виде те ресурсы, которые не нужны, и очень хорошо понимают, что именно им требуется и в какое время. При схеме «pay as you go» — оплаты только за то, что фактически использовано, — это дает отличный результат.
Зачем все это нам? Я уже говорил про клиентоцентричность компании Cloud. Мы хотим не просто быть поставщиком услуг с хорошими сервисами и качественной техподдержкой. Мы хотим, чтобы заказчики выбирали нас еще и потому, что мы их по-настоящему понимаем, глубоко разбираемся в их потребностях и помогаем решать задачи. Это серьезный вклад в построение крепких долгосрочных отношений. Мне кажется, что такой подход очень правильный, и мы будем продолжать его применять и совершенствовать.
— Вы отмечаете хорошие перспективы у суперкомпьютеров, ИИ и FinOps, однако вместе с этим в исследовании указано, что пока лишь 5,7% российского рынка IT приходится на облачный сегмент, что является не очень высоким показателем в среднем по миру. Нет ли здесь противоречия?
— Нет. Облачные технологии в России начали распространяться позже, чем в некоторых странах: именно поэтому их доля пока ниже. Однако динамика развития в России очень хорошая, что позволяет прогнозировать более выгодные позиции российского рынка «облаков». Например, в 2022 году российский рынок облачных технологий вырос примерно на 45% — такую оценку дают профильные исследовательские компании.
Один из главных драйверов — крупные компании, которые видят в «облаках» альтернативу локальной инфраструктуре. Небольшие компании тоже чаще идут в «облако»: им становится сложнее обеспечивать эксплуатацию собственной инфраструктуры, сложнее покупать оборудование в текущих условиях. Еще один важный момент связан с кадрами в IT-индустрии. Cloud и другие крупнейшие облачные провайдеры России — это центры компетенции и концентрации талантов: нам проще их удерживать. Соответственно, благодаря этому мы можем обеспечить высокий уровень сервиса и в то же время быть конкурентоспособными в ценообразовании.
— В 2022 году рынок драматически изменился. Стала ли экономия при выборе облачной инфраструктуры вместо локальной больше или меньше в новых условиях?
— По нашим подсчетам, которые мы привели в исследовании, компании экономят в «облаке» от 15% до 30%. За основу мы взяли модель TCO — Total Cost of Ownership или полной стоимости владения. При небольшом объеме потребления экономия на горизонте трех лет — более 25%, на горизонте четырех лет — примерно 20%. В большинстве случаев для микробизнеса, малого бизнеса и даже среднего бизнеса выбор в пользу «облака» стал более экономически обоснованным. Оборудование подорожало, обновлять и защищать его стало сложнее, а скидки на большие объемы при закупке есть в основном только у крупных игроков.
— И последний вопрос. Каковы перспективы у исследования облачной зрелости российского рынка? Оно разовое или вы планируете его повторять?
— Нам важно видеть динамику и давать клиентам актуальный взгляд на рынок. Исследование Cloud может стать своеобразным барометром для разных индустрий, демонстрирующим их уровень развития в облаке. Кстати, опрос, на основе которого проводилось исследование, до сих пор доступен — мы его не останавливали. Любая компания может его пройти, получить индивидуальный отчет и сравнить его с общей выборкой по направлению, которым она занимается. Я уже получил много положительных отзывов от тех, кто это сделал, и ознакомился с результатами. Думаю, в конце 2023-го мы вернемся с обновленными данными.
Модель облачной зрелости Cloud — это инструмент для всесторонней оценки уровня развития компании в облачных технологиях. Она разрабатывалась с оглядкой на практики ведущих мировых облачных провайдеров и состоит из двух уровней — общей зрелости и продуктовой.
Средний уровень облачной зрелости российских компаний — 35%. У отдельных организаций он доходит до 70%. При этом 100% — это теоретическая идеальная компания, изначально созданная в облаке, развивающая инфраструктуру исключительно в облаке и предлагающая большое количество цифровых продуктов. Лидерами по общей облачной зрелости стали компании из области IT, развлечений, медиа и ретейла.