Талантоцентричность и фокус на человеке — эксперты о будущем образования
На международной конференции «Ценности и возможности многополярного мира» в ноябре 2022 года эксперты обсудили, как связана подготовка кадров будущего и ценности ESG, а также тренды и вызовы индустрии образования. О том, как высоких результатов можно добиваться даже при низкой базе, с российскими экспертами поделился генеральный координатор программы повышения квалификации правительства Дубая Ахмад Аль Нусейрат. Он рассказал, как за двадцать лет удалось повысить качество сервиса в эмирате до уровня мировых лидеров. Этот опыт может пригодиться стейкхолдерам для трансформации образования.
Развитие талантов и навыки адаптации
Чтобы дать возможность каждому человеку встраиваться в экономику максимально эффективным способом и при этом реализовать себя и найти любимое дело, важно сделать образование ориентированным на развитие талантов, считают эксперты.
Оценка потенциала и путь к счастью
Тренд на талантоцентричность в образовании в своем выступлении подчеркнул директор по разработке и исследованиям и сооснователь компании «Профилум» Виталий Алтухов.
Виталий Алтухов:
«Талантоцентричность — следующий этап эволюции образования. Это подход, в котором каждому человеку помогают выявить и развивать собственные таланты, а также определить профессии, в которых он будет реализован и счастлив.
Развивая потенциал человека, выстраивая индивидуальные образовательные и карьерные треки, мы создаем задел на будущее, в котором талант станет ключевым критерием успешности на рынке труда. Если каждый будет знать, что у него есть не только набор знаний, которые завтра могут устареть, но и стабильно востребованные в будущем гибкие компетенции, на них можно будет нанизывать конкретные навыки и уверенно чувствовать себя в меняющихся обстоятельствах. В этом помогает профориентация».
Адаптивность к будущему
Революция в технологиях сделала образование доступным: обучение может быть непрерывным, позволяет постоянно развивать и собирать необходимые именно сейчас компетенции. Но все они должны иметь базу в виде soft skills. В своем выступлении эту тему поднял управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng Александр Ларьяновский.
Александр Ларьяновский: «Сегодня много говорили про soft skills, но в России обучение мягким навыкам пока до конца не внедрено. Вся школьная и вузовская программы направлены на развитие hard skills. Но когда мы говорим про будущее с его ускорением, устойчивость человека в нем будет сильно зависеть от умения адаптироваться. В тот момент, когда мы перейдем от разговоров о развитии soft skills к тому, что обучение им займет такую же часть учебного процесса, как усвоение hard skills, только тогда мы начнем по-настоящему адаптироваться к будущему, а не только говорить об этом».
От рынка к человеку
Тот факт, что процесс трансформации индустрии образования уже запущен, подтвердила проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», шерпа России в «Женской двадцатке» (W20) Виктория Панова: «Центр внимания образования постепенно смещается в сторону человека в широком смысле слова. Если ориентироваться только на текущие потребности в экономике, мы обречены на догоняющее развитие, потому что будем готовить человека для сегодняшнего дня. Но на рынок он выйдет через 6–10 лет. Задача университетов — понимать, что будет нужно в среднесрочной и долгосрочной перспективе. И только через такую призму мы сможем говорить о подготовке настоящих профессионалов, востребованных в обществе. Для этого должен быть диалог со всеми: бизнесом, работодателем, школой, детьми, родителями».
Пять ключевых трендов от эксперта ВШЭ
- Обучение, основанное на данных, помогает выявить передовые методы преподавания и развивать их. Например, это касается тренда, связанного с эмоциональным интеллектом и управлением образовательным процессом с помощью информации об эмоциях, настроениях, отношениях между участниками.
- Тренд на непрерывное обучение, в том числе за счет роста популярности агрегаторов онлайн-курсов и доступности образовательных программ.
- Интеграция работодателей в образовательный процесс. Например, во ВШЭ находится базовая кафедра «Яндекса», где студенты становятся соавторами продуктов компании, изучая все этапы производства. Такое сотворчество повышает вовлеченность учащихся.
- Создание условий равных возможностей и доступа к образованию всех категорий населения. По словам спикера, адаптация образовательных материалов под способности учащихся дает наиболее интересные результаты.
- Техническая революция на рынке образования позволяет конструировать для каждого ребенка достаточно нестандартные траектории, которые, используя сильные черты учащегося, делают из него уникального специалиста.
Отсеять лишнее
Базовую основу для непрерывного обучения обозначила первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк. Она заострила внимание на роли фундаментального образования, которое в меняющемся мире будут выполнять роль внутреннего компаса: «Еще один важный аспект — умение работать с информацией. Мы видим, какие огромные потоки данных приходится обрабатывать. Есть исследования, которые говорят, что за последние несколько лет человечество создало такой объем информации, который сопоставим с созданным за всю предыдущую историю цивилизации. И, безусловно, мы должны сформировать у наших студентов навыки работы с информацией, в том числе критически оценивать ее достоверность и анализировать источники ее получения».
Из реальности в VR и обратно
Происходящая в мире геймификация и цифровизация создают предпосылки для поиска новых инструментов мотивации. Один из новых трендов — объединение виртуального и реального миров. Яркий пример тому — фиджитал-спорт. Это направление возникло благодаря популяризации технологии VR. Участники соревнований надевают VR-очки и наушники, выполняют задания и преодолевают препятствия, сгенерированные в виртуальной реальности. О том, как явление будет развиваться и способствовать обучению рассказала Марала Чарыева, директор департамента образования и клиентских сервисов АНО «Агентство развития компьютерного и иных видов спорта», президент Федерации фиджитал-спорта.
Марала Чарыева:
«Раз в два года в разных странах мира будут проходить соревнования «Игры Будущего» по фиджитал-спорту. Концепция проекта следующая: участники демонстрируют свою физическую подготовку и цифровые навыки, которые в равной степени влияют на итоговый результат. Важно, что помимо турниров, в рамках фиджитал-движения планируется создание онлайн-платформы дистанционного образования с элементами геймификации и социальных сетей и открытие фиджитал-кафедр. Игры будут привлекать внимание школьников и студентов, мотивировать разностороннее развитие: как в классических спортивных дисциплинах, так и в изучении робототехники, геймдизайна, искусственного интеллекта и так далее».
Инвестиции в человека как основа устойчивости
Резюмируя итоги сессии «Трансформация образования для устойчивого будущего» в рамках конференции фонда «Росконгресса» в ОАЭ, можно сделать вывод, что образование будет все больше стремиться развить исходный потенциал человека. В этом поможет распознание талантов, фокус на их развитии и последующая индивидуализация образовательного трека. В то же время будет крайне важна универсальная база в виде навыка критически оценивать информацию и умения адаптироваться к меняющейся среде. Фактором развития устойчивого будущего эксперты считают инвестиции в человеческий капитал. Образование, основанное на данных, в том числе о рынке труда, объединение реального мира и виртуальной среды, внедрение системного преподавания мягких навыков — помогут лучше вовлекать учащихся, а также добиваться более высоких результатов обучения.