Это миф, что взрослые учат иностранные языки хуже детей
Теории сформировали миф
В 1960-х лингвист и философ Ноам Хомский предложил теорию «устройства для изучения языка» (УИЯ). По ней люди рождаются со знанием о том, что такое язык. У других видов отсутствуют подобные представления, из-за чего любые попытки научить животных составлять предложения проваливаются. Хомский полагал, что за УИЯ отвечает отдельная часть человеческого мозга.
Теорию о врожденной способности людей к изучению языка поддержал невропатолог Эрик Леннеберг. В своей книге он предположил, что люди по-настоящему способны изучать язык только до подросткового возраста. В качестве доказательства Леннеберг приводил исследование людей, которые родились с нарушением слуха. Если их не обучили языку жестов до достижения подросткового возраста, им было сложно достигнуть совершенства в нем. Кроме того, ученый описал обширное количество случаев, когда людям было намного сложнее выучить второй язык после 14 лет, чем до этого. Эти теории закрепили миф о том, что взрослые учат языки хуже детей.
Исследование об изучении английского
В мае 2018 года группа ученых из Массачусетского технологического института опубликовала исследование. Они опросили множество людей из разных частей мира о том, как они учили английский, и дали им задания, чтобы оценить уровень владения языком. Тест прошло почти 750 тыс. человек. Ученые сделали три основных вывода по итогу исследования.
- Многие взрослые ученики приближаются к уровню носителей. Тысячи начавших учить языки после 20 лет смогли достичь хороших результатов.
- Сравнивать детей и взрослых, изучающих языки, некорректно. В исследовании заметно огромное падение качества обучения в 17–18 лет. Но это объясняется тем, что у детей просто больше времени на учебу. В школе они могут тратить на изучение языка по несколько часов в неделю. Взрослые с их плотным графиком редко могут себе такое позволить.
- Неважно, какой язык для вас родной. Результаты показали, что особенных различий между носителями разных языков в их скорости и качестве изучения английского нет.
Способности детей и взрослых в изучении нового языка примерно равны
Разные исследования и опросы дополнительно развенчивают миф о том, что дети лучше взрослых способны выучить новый язык. На самом деле и у тех, и у других есть свои сильные стороны.
Дети проще относятся к ошибкам
У взрослых лучше, чем у детей развита способность к усвоению сложных идей, но зато выработано более негативное отношение к ошибкам. Они чаще чувствуют себя неловко из-за мелких неточностей, чем дети. По этой причине многие люди лучше говорят на иностранном языке, когда они пьяны. Аффективные фильтры (связанные со стыдом и неловкостью) могут привести к тому, что взрослые либо быстрее сдаются, либо боятся ошибок настолько сильно, что это задерживает развитие речевых способностей.
Из-за повышенной сдержанности взрослые могут мешать и чужому обучению — мало кто постесняется поправить ребенка, однако по отношению к коллеге или другу это сделать сложнее. Из-за этого языковые ошибки остаются незамеченными, закрепляются в памяти, и со временем их будет все труднее исправить.
Взрослым помогает существующее знание
Дети еще не в полном мере владеют даже родным языком, а взрослые уже обладают глубоким пониманием его грамматики, орфографии и пунктуации. За счет этого они инстинктивно понимают, что нужно для построения предложения и способны различать части речи. К тому же они уже развили навыки, позволяющие лучше находить и применять закономерности, что ускоряет обучение.
У детей и взрослых разные стандарты
В любой обстановке дети используют небольшой словарный запас и довольно простой синтаксис. Общение взрослых намного сложнее. От них требуется уметь говорить на более широкий круг тем: от политики до профессиональной деятельности. Они также должны адаптировать язык к соответствующей обстановке: знать сленг, рабочий жаргон и другую специализированную речь, которая ребенку не нужна. Соответственно, хоть и может показаться, что дети способны без заминок говорить уже в первые месяцы обучения, следует помнить о возрастных различиях в понятии «беглая речь».