«Офисные болезни»: как здания вредят нашему здоровью
Токсичные строительные материалы
В начале 1900-х годов здания чаще всего строились из дерева, камня, глиняных кирпичей и других природных материалов. Они были экологичными, безопасными и позволяли уличному воздуху циркулировать вне зависимости от желания людей. В течение следующего столетия строительные и отделочные технологии значительно изменились: появилась пластмасса, синтетические ковры, клеи, асбест и винил. Новые материалы куда хуже пропускали воздух и часто выделяли токсичные соединения.
Как на строительство повлиял энергокризис
Глобальный энергетический кризис 1970-х годов побудил архитекторов и инженеров проектировать здания все более герметичными, чтобы тепло не уходило через щели в стенах, а потребители не переплачивали за отопление. Это способствовало появлению новых подходов к управлению внутренним климатом. Механические системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха становились все более распространенными.
Люди начали болеть из-за зданий
Призванные обеспечить безопасность и комфорт здания стали угрожать здоровью людей. Каждый день люди входили в герметичные здания, скрепленные растворителями, клеем, древесно-стружечными плитами и гипсокартоном и проводили там долгие часы, вдыхая спертый воздух и вредные химические соединения. Плохое освещение вызывало головную боль и раздражение глаз. Шум и вибрация приводили к тошноте и головокружению. А всевозможные загрязнители воздуха вызывали множество заболеваний органов дыхания. Если в герметичном здании кто-то подхватывал вирус, микроорганизмы надолго задерживались в воздухе, распространяя инфекции. Когда системы отопления, вентиляции и кондиционирования не очищали воздух должным образом или воздушный поток в здании не был правильно организован, плесень, бактерии и вирусы могли распространяться и заражать жильцов.
В итоге сообщения об «офисных болезнях» поползли в СМИ. А в начале 1980-х годов ВОЗ даже придумала термин «синдром больного здания» для описания совокупности симптомов, вызванных побочными продуктами современного строительства.
Проблема в восприятии запахов
Большинство людей способны заметить, что освещение слишком тусклое, а из крана течет ржавая вода. Однако распознать плохой воздух намного сложнее. Например, мы можем заметить высокий уровень углекислого газа в помещении только в конце дня, когда начинает болеть голова, горит лицо, а выполнять интеллектуальные задачи становится все труднее.
Ян Кулл, инженер-эколог из Чикаго, специализирующийся на качестве воздуха в помещениях, подчеркивает: «Наше обоняние способно определить качество воздуха в помещении только в крайних случаях, например, когда ощущается прогорклый или затхлый запах плесени. Если оценить качество воздуха по пятибалльной шкале, люди носом могут распознать двойки с минусом и пятерки. Но четверку с плюсом или тройку с минусом мы не поймаем».
«Синдром больного здания» и суды
В 1990-х годах люди, пострадавшие от «синдрома больного здания», начали массово подавать коллективные иски к инженерам и архитекторам. Суды их удовлетворяли и признавали создателей домов виновными, заставляя выплачивать компенсации жертвам.
Эта волна исков привела к массовому пересмотру строительных правил. Новые нормативы устанавливали ограничения на материалы, которые архитекторы и инженеры могли использовать в системах отопления, вентиляции и кондиционирования. Сачин Ананд, инженер, возглавляющий чикагскую компанию по строительству экологически безопасных зданий, отмечает: «Строительные фирмы боялись судебных разбирательств. Поэтому большинство из них внесли значимые изменения [в проектирование и выбор стройматериалов], которые привели к более здоровому климату в помещениях на всей территории США». К началу 2000-х жалобы на «синдром больного здания» исчезли из поля зрения общественности.
Возвращение старой проблемы
Самые серьезные и опасные симптомы перестали беспокоить людей. Однако проблемы со здоровьем, связанные с плохим воздухом в помещениях, никуда не делись. Накапливались исследования, связывающие загрязнение воздуха в помещениях с:
- ухудшением сердечно-сосудистых заболеваний;
- снижением когнитивных способностей у пожилых людей;
- повышением уровня хронических респираторных заболеваний;
- повышением риска развития легочных инфекций и рака;
- повышением риска развития инфекционных заболеваний — кори, туберкулеза, ветрянки, гриппа и пневмонии.
В школах высокие уровни загрязняющих веществ и углекислого газа приводили к снижению академической и когнитивной успеваемости и ухудшению здоровья учащихся.
Пандемия вскрыла проблемы
Огромное количество студентов, офисных работников, обитателей квартир и домов престарелых регулярно дышали некачественным воздухом. Люди жаловались, но редко протестовали против связанных с этим рисков для здоровья. Именно в такие условия пришел COVID-19. Быстро выяснилось, что коронавирус особенно хорошо заражает людей в закрытых помещениях с плохой вентиляцией и некачественной фильтрацией воздуха.
Органы здравоохранения в итоге публично признали, что крошечные частички жидкости, образующиеся при кашле или чихании, могут передавать COVID-19 по воздуху. Однако ученые рассказали общественности об этой опасности еще раньше. В итоге люди стали куда внимательнее относиться к качеству воздуха в помещениях, где они проводят много времени.
Бретт Сингер, эколог и эксперт по качеству воздуха в Беркли, констатирует: «Пандемия стала большим сигналом к действию. Вопрос лишь в том, станет ли она достаточным фактором, который позволит внести необходимые структурные и культурные изменения [в строительство и проектирование зданий]».
Как контролировать качество воздуха в зданиях
Инструменты для управления качеством воздуха в помещениях делятся на три категории, и чаще всего они используются не самым эффективным образом. Ученые уверены, что для создания более здоровых зданий требуется уделить должное внимание каждому инструменту и использовать их все в соответствии с современными экологическими и медицинскими стандартами.
Вентиляция
Вентиляция позволяет заменить спертый воздух в здании свежим. Она может осуществляться с помощью вентиляционных устройств и шахт или просто путем проветривания через открытые окна и двери. По словам Кулла, усиление вентиляции дает ощутимый эффект: «Чем больше наружного воздуха вы подаете, тем больше пользы для здоровья и производительности получаете».
С другой стороны, вентиляция требует больших затрат, особенно во время сезонных перепадов температур. На нагрев или охлаждение большого объема воздуха расходуется много энергии и средств. Поэтому владельцы зданий иногда меньше вентилируют их в разгар зимы и лета.
Очищение
Очищение воздуха удаляет твердые частицы (в том числе вирусы, плесень и бактерии) либо в рамках всей системы отопления, вентилирования и кондиционирования, либо с помощью отдельных устройств в разных помещениях. Фильтры последних легче модернизировать для улавливания мелких инфекционных фрагментов.
Однако фильтрация не удаляет из воздуха летучие органические соединения, для этого требуется вентиляция. А автономные устройства могут быть очень шумными. Кулл говорит, что, например, в школах учителя часто держат их на самой низкой мощности, что значительно снижает их эффективность.
Контроль источников загрязнения
Этот метод включает в себя отказ от использования материалов, предметов или устройств, которые выделяют загрязняющие вещества. Например, к ним относятся некоторые строительные материалы, виды мебели, вредные чистящие средства и некоторые приборы, сжигающие газ.
По словам Кулла, контроль источников требует от подрядчиков выбирать экологически безопасные строительные материалы или переключать коммунальные сети здания с газа на электричество. Все эти решения могут быть дорогостоящими или сложными.