На конгрессе ESG эксперты обсудили трудоустройство особых групп
Корпоративная ценность инклюзии
В ходе сессии «DE&I. Практики DE&I: взгляд бизнеса и общества» на Втором конгрессе ответственного бизнеса 25 октября 2022 года представители компаний, общественности и экспертного сообщества обсудили ведущие практики внедрения инклюзивной культуры и нашли точки соприкосновения для возможной синергии бизнеса и НКО.
Под инклюзивностью понимают создание равных общественных возможностей для каждого человека — вне зависимости от его ограничений, состояния здоровья и возраста. В корпоративном секторе DE&I (Diversity, Equity, and Inclusion) — «разнообразие, равенство и инклюзия» — это политика ведения бизнеса, которая внедряет эти параметры. Благодаря ей соискатели получают доступ к социализации через трудоустройство, а компании — старательных сотрудников. Согласно информации консалтинговой компании McKinsey за 2019 год, компании с инклюзивной политикой работают на 36% лучше, чем те, которые обходятся без нее.
Хотя многие работодатели — 81% — считают необходимым внедрять культуру инклюзивности, треть из них — 34% — не обладают для этого достаточными ресурсами. Об этом сообщается в исследовании на тему DE&I компании Culture Amp. Одной из компанией, которая столкнулась с такой нехваткой возможностей для внедрения инклюзии, стала «Северсталь», рассказала в ходе дискуссии руководитель управления по работе с персоналом «Северсталь-инфоком» Анастасия Царская.
«Этой проблемой можно заниматься точечно, как мы делаем сейчас, но на деле это должна быть долгосрочная политика, — уточнила она. — И из-за нехватки ресурсов эта тема, к сожалению, часто отходит в работе на второе место».
Руководитель Центра по социальной ответственности, разнообразию и инклюзивности МТС Елена Серегина отметила, что тема инклюзии распространяется практически на любого человека, а важной составной частью социализации особых групп является именно трудоустройство.
«Наша ответственность как работодателей перед обществом состоит в том, чтобы сделать условия равными для всех. Чтобы каждый человек без исключений мог найти свое место, быть востребованным и счастливым», — сказала Серегина.
Ее слова подтверждают цифры из прошлогоднего исследования Jobvite, одного из крупных онлайн-сервисов для подбора персонала — 40% рекрутеров уверены, что кандидаты отказываются от собеседования или предложения о работе из-за отсутствия культуры разнообразия в организации. Почти половина респондентов (49%) заявили, что соискатели интересуются инициативами DE&I чаще, чем в предыдущем году.
Борьба с эйджизмом как DE&I-инструмент
Директор департамента внешних коммуникаций En+ Group Ольга Санарова назвала борьбу с эйджизмом одним из ключевых вопросов в теме равноправия на работе. «Неспроста в Трудовом кодексе появилась норма, при которой работодатель не имеет права в вакансии ставить возраст», — добавила она.
Исследования ВОЗ также показывают, что каждый третий человек сталкивался с эйджизмом. И тут мы можем выделить две очевидно дискриминируемых «страты» — пожилые люди и молодежь.
«Более старший возраст — это опыт и мудрость, а более молодой возраст — это, кроме инновационного мышления, еще энергия и напористость, которые нужны в любой команде, в любой компании», — уверена Санарова. По ее мнению, разобраться с возникающими проблемами можно при помощи корпоративных университетов: «Мы начинаем работу со школьной скамьи с ребятами и прививаем им те навыки, которые нужны в нашей компании, например, у нас это металлургический энергетический сектор, где нужны определенные технические навыки».
С Санаровой согласились и другие участники сессии. Так, основатель компании «Баба-Деда.ру» Анастасия Лазибная рассказала, что сейчас из-за оскудения рынка работодатели начали нанимать непопулярные категории работников — но и у них возникают проблемы с интеграцией. «Здесь большой соблазн для крупного бизнеса начать быстрый найм, ограничившись только вебинарами про DE&I [политику разнообразия и инклюзивности], но этого недостаточно, — рассказала она. — Правильно было бы оценить, к чему действительно готова сейчас компания, сделать диагностику и начать образовательные курсы».
«Для этого нужно проводить образовательные мероприятия для руководителей и HR-специалистов, создавать новые системы подготовки управленцев с учетом имеющегося в инклюзии опыта. Например, в МТС действуют специальные HR-инициативы по обучению, адаптации руководителей и команд для работы с инклюзивными целевыми аудиториями. Эти проекты уже показывают результат: более 70% сотрудников цифрового холдинга выступают за прием на работу возрастных кандидатов и людей с инвалидностью», — согласилась директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям МТС Екатерина Фролова.
Инклюзивность также необходима для эффективных коммуникаций между потребителям и бизнесом, отметила руководитель управления по устойчивому развитию компании «Магнит» Надежда Галактионова. В компании сотрудникам предлагается пройти курсы в академии «Магнита», где их обучают общению с людьми с особенностями здоровья. В этом году курс прошли уже 200 тыс. представителей персонала магазинов, рассказала Галактионова, и «Магнит» планирует расширять эту программу.
Ученый в области нейронауки, член-корреспондент РАО Татьяна Черниговская, комментируя тему эйджизма, заявила, что в компаниях необходимо создавать разновозрастные команды, так как это положительно сказывается на эффективности работы. «У мозга есть такое свойство, которое называется пластичность, то есть способность нейронной сети физически меняться под воздействием идущей на нее информации, — сказала она. — Чем моложе мозг, тем пластичность выше, хотя мы знаем и другие примеры: так, [академик] Дмитрий Лихачев и в старости обладал абсолютно кристальным мышлением, мощнейшей памятью». Именно поэтому работодатели, которые не нанимают людей по причинам их возраста, ошибаются, заявила Черниговская. «И те люди, которые не берут на работу молодых, потому что они якобы безответственные, абсолютно не правы», — добавила эксперт.
Подобные программы реализуют и в «Сколково». По словам профессора бизнес-практики Школы управления Елены Витчак, ее студенты в том числе учатся взаимодействовать в разновозрастных командах: «Нас окружает очень сложный контекст, в котором принципиально важны слова, общение, сочувствие, неравнодушие, внимание к другому человеку и понимание, что все мы очень разные».
Эмпатия и забота как вектор развития DE&I
Директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Пироженко также считает главным трендом современного трудоустройства и организации работы растущую в обществе эмпатию. Он напомнил о проекте АСИ «Открыто для всех», инклюзивный договор с которым подписали уже 69 компаний. «Мы провели исследование, и по самым скромным оценкам российские компании теряют ₽5 млрд еженедельно из-за того, что их услуги и товары не адаптированы для людей с инвалидностью, — сообщил он. — Но инклюзия важна еще и потому, что инклюзивное трудоустройство — дополнительный бонус к атмосфере в коллективе, в компании».
Представитель МТС Екатерина Фролова также отметила, что сейчас инклюзивность подразумевает в том числе «заботу о ментальном и физическом благополучии людей, которые работают с компанией, вне зависимости от того, что происходит в турбулентном мире». Она напомнила, что, согласно исследованиям, в компаниях, где есть инклюзивная и многообразная среда, процент эффективности работы выше в среднем почти на 30%. «Мы в МТС полтора года назад внедрили политику многообразия и равенства, инклюзивности, — рассказала она. — Полтора года — это не очень большой срок, но мы стараемся принципы DE&I внедрять в широком формате, прививать и работать с ними, и видим на это спрос и живую реакцию».
Председатель «Всероссийского общества инвалидов» Михаил Терентьев назвал проблему инклюзии для инвалидов настолько комплексной, что без помощи бизнеса государство решить ее не сможет. «Давайте обращать внимание на людей с инвалидностью, — призвал он. — Всем нужно стараться бороться с теми стереотипами, которые у них есть». По мнению Терентьева, начинать нужно с создания безбарьерной среды и работать с доступностью общественного транспорта.
Менеджер по устойчивому развитию VK Ксения Топоркова рассказала, что компания выпустила словарь инклюзивных терминов для внутреннего обращения. «Сейчас проводим серию встреч с людьми с ограниченными возможностями здоровья в разных ситуациях, чтобы понять их запросы и выполнить их», — добавила представитель VK.
По итогам дискуссии участники вывели для себя ключевые моменты, необходимые для формирования инклюзивной среды. «Теперь нам предстоит обсудить и решить множество вопросов, навести новые «мосты» между бизнесом, обществом и особенными людьми в создании инклюзивной культуры, чтобы путь социализации, адаптации и трудоустройства был для всех максимально прозрачным и комфортным. А значит, и эффективным», — резюмировала Фролова из МТС.