Когда сайта мало: как понять, что пора делать мобильное приложение
Об эксперте: Олег Громов, CEO IT-интегратора Extyl.
Отчет App Annie показал, что в 2021 году жители планеты проводили в мобильных приложениях до трети дневного времени, а конкретно россияне — чуть больше четверти. В 2022 году цифра в нашей стране может снизиться из-за блокировок и ухода некоторых сервисов (например, банковских). Но это вряд ли повлияет на общую тенденцию: интерес пользователей к приложениям растет.
Тренд набрал скорость в пандемию: массовый переход на удаленную работу изменил шаблоны поведения людей. Взлет спроса на сервисы для решения бизнес-задач в новых условиях привел к тому, что Zoom, мессенджеры и другие средства онлайн-коммуникации стали частью жизни.
В 2021 году пользователи по всему миру скачали 230 млрд приложений против 204 млрд в 2019-м. И если до пандемии россияне тратили на мобильные приложения менее трех часов в день, то в 2021 году — уже четыре часа и восемь минут. Неудивительно, что растет и рынок софта для смартфонов. К примеру, суммарная выручка крупнейших российских разработчиков мобильных приложений для бизнеса и госсектора в 2021 году увеличилась более чем на 40%.
Как бизнесу понять, что пора создавать приложение?
Сам по себе бум мобильных сервисов не означает, что любая компания срочно должна выделить бюджет на продукт. Однако есть ситуации, когда бизнесу действительно стоит задуматься о заказе мобильного приложения. Вот самые распространенные из них.
1. Более 70% пользователей заходит на сайт с мобильных устройств
В этом случае приложение обеспечит быстрый и удобный доступ к продукту и сервисной поддержке. А это путь к повышению продаж.
2. У организации высокие требования к защищенности данных
Отдельно стоит обратить внимание на то, насколько высоки требования к защищенности данных в вашем приложении. Если речь идет о программе лояльности, а пользователю важно просто увидеть его текущие бонусы и доступные скидки, — вполне можно ограничиться сайтом. А вот онлайн-банк, приложение для инвестиций или личный кабинет с возможностью подписи документов — всегда только нативные, максимально защищенные приложения.
3. Сайт не может решить все задачи бизнеса
Ради защиты данных браузер сильно ограничен в возможностях, например, при обращении к долговременной памяти или модулю NFC. Поэтому на сайте можно реализовать меньше функций, чем в мобильном приложении.
4. Бизнес связан с интернетом вещей
Во-первых, управление устройствами предполагает быстрый доступ к «пульту», а каждый раз открывать браузер — долго и неудобно. Во-вторых, для взаимодействия с умной техникой нужна глубокая интеграция с интерфейсами смартфона. А доступ сайта к ним ограничен из соображений безопасности.
Например, в охранном бизнесе актуальны клиентские приложения, потому что потребитель услуг открывает дверь, снимает автомобиль с сигнализации и совершает другие действия, находясь не у компьютера.
5. У компании сложилась экосистема отдельных клиентских сервисов
В этом случае пора задуматься о супер-аппе — приложении, которое объединит их все. Это удобно для пользователя: достаточно один раз авторизоваться, чтобы получить доступ ко всем продуктам. Хороший пример такого подхода — приложение «Газпромнефти», где можно не только открыть бонусную карту, но и оплатить штраф или проезд по платной дороге.
6. Компании важно отслеживать доставку пуш-уведомлений
Отправлять пуш-уведомления можно и через сайт, получив согласие пользователя. Но если маркетологам важно отследить, прочитано ли сообщение, придется делать мобильное приложение.
7. Сотрудникам нужны специфические сервисы для более эффективной работы
Специалисты крупных производственных и добывающих компаний порой должны работать без доступа к интернету. К примеру, управлять техникой в шахтах или заполнять отчетные документы, перемещаясь по цеху.
Мобильные приложения с технологией радиочастотной идентификации RFID меняют работу складов. Используя такой софт, сотрудники могут за секунды находить нужные товары, контролировать условия хранения и отслеживать перемещения погрузочной техники.
Но самый популярный пример — мобильные CRM-системы. Они позволяют сотрудникам отделов продаж и клиентской поддержки полноценно работать из любой точки мира: функционал приложений такой же, как и версий для ПК.
Виды мобильных приложений — от простого к сложному
Когда компания понимает, что ей нужен мобильный софт, важно выбрать оптимальный метод его разработки. Есть три вида сервисов, у каждого из которых — свои преимущества и недостатки.
1. Псевдоприложения
Сегодня технологии позволяют с минимальными затратами превратить сайт в псевдоприложение, которое можно разместить в Apple Store или Google Play. Пользователь не заметит отличия. У сервиса будет собственная иконка на рабочем столе смартфона, которую нужно нажать для запуска. Кроме того, решение сохраняет данные после первой авторизации, и человеку не нужно каждый раз выполнять вход.
У этого метода есть важное преимущество:
Пользователю не нужно обновлять приложение. Это удобно для экспериментов и запуска MVP (Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт). Однако псевдоприложение — это по сути обычный сайт, который открывается в браузере без адресной строки.
А значит ему присущи все недостатки веба:
- Работа только онлайн.
- Невозможность реализовать некоторые популярные функции из-за ограничения доступа к интерфейсам смартфона (например, модулю NFC).
В каких случаях стоит выбрать псевдоприложение?
- Если речь идет о программе лояльности, а пользователю важно просто увидеть его текущие бонусы и доступные скидки.
- Если более 70% аудитории открывает сайт с мобильного устройства. Создав псевдоприложение, компания облегчит доступ к ресурсу, сможет изучить реакцию аудитории на новый формат и выяснить, стоит ли развивать проект.
2. Кросс-платформенные решения
На рынке есть сервисы, которые позволяют создавать полноценные приложения сразу для обеих операционных систем: Android и iOS. Этот подход дешевле, чем отдельная разработка, потому что продукт может сделать одна команда.
Вот основные преимущества кросс-платформенных решений:
- Меньшие сроки разработки по сравнению с созданием софта на родных для каждой ОС языках программирования: приложение можно выпустить за 3–4 месяца.
- Появление любых изменений сразу в обеих версиях сервиса благодаря единому исходному коду.
- Работа в офлайн-режиме: доступ к сети нужен только для получения изменений.
Есть и минусы:
- При появлении новых возможностей в Android или iOS их нельзя тут же внедрить в приложение. Нужно ждать обновлений фреймворка, в котором оно было создано.
- Взаимодействие с некоторыми интерфейсами смартфона может быть затруднено или невозможно. Это значит, что сервис не сможет работать, например, с искусственным интеллектом и дополненной реальностью.
- Зависимость приложения от фреймворка, в котором оно сделано, может вызывать баги и уязвимости. Поэтому тестирование продукта скорее всего займет больше времени.
В каких случаях стоит выбрать кросс-платформенное решение?
Если компания хочет выпустить полноценное приложение в сжатые сроки. Создание единого софта с помощью сервисов может быть на 10-20% быстрее, чем разработка продукта отдельно для Android и iOS.
3. Нативные приложения
Самый дорогой и сложный способ — разработка приложения отдельно для Android и iOS. Ее ведут на языках программирования, «заточенных» под каждую операционную систему. Отсюда и название «нативные приложения» (native — родной).
У такого метода много плюсов:
- Разработчикам доступны любые способы взаимодействия с платформой, а значит можно быстро реализовать даже самые современные функции.
- Нативное приложение стабильнее прочих. Оно реже зависает и полноценно работает офлайн.
- При обновлении операционных систем можно сразу внедрять изменения в сервис.
Но есть и минусы:
- Высокая стоимость: по сути, компания создает сразу два продукта для разных систем.
- Долгий срок разработки: от 4 месяцев.
В каких случаях стоит выбрать нативное приложение?
- Когда нужно создать максимально защищенный сервис. Например, онлайн-банк, приложение для инвестиций или личный кабинет с возможностью подписи документов.
- Когда приложение содержит уникальную логику или функцию. Например, предполагает фото- и видеосъемку. Нативная разработка обычно позволяет получить более качественные материалы.
Если компания понимает, что создание мобильного софта поможет развитию бизнеса, важно на старте определить функционал сервиса, требования к нему и допустимые ограничения. Это поможет выбрать подходящий метод разработки и рационально потратить бюджет. Ведь использовать нативное приложение для простой программы лояльности — это как стрелять из пушки по воробьям. Цель будет достигнута, но неоправданно большими и дорогими средствами.