Поколения, 20 сен 2023, 11:09

Как взрослые изобрели детство и подростковый возраст

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Возрастные категории — детство и подростковый период (а вместе с ними и детские сказки, игрушки, подростковая одежда и проблемы) — появились не так уж давно. Разбираемся, кому и зачем они понадобились

Изобретение детства

Маленькие взрослые

Сегодня практически каждый ребенок, едва начав говорить, может без запинки сказать, сколько ему лет. И это не случайно: от возраста зависит, в какие игры он будет играть, какие фильмы будет смотреть, даже в какую группу его определят в детском саду. Современное детство расписано по годам, хотя еще несколько веков назад, например, в Средневековье, все было иначе. Тогда редкий человек мог сказать, сколько ему точно лет, а окружающие делали выводы о возрасте на основе его внешнего вида.

В средневековых обществах к детям относились как к миниатюрным взрослым, никто не воспринимал их как маленьких трогательных существ, похожих на ангелов или эльфов, которыми надо восхищаться. Историк Филипп Арьес, интересовавшийся темой детства, изучал дневники личного врача Людовика XIII и пришел к выводу, что в то время даже не существовало детской одежды: когда ребенок вырастал из пеленок, его сразу одевали как женщину или мужчину и погружали в мир старших. В два года дети уже танцевали вместе со взрослыми, играли на скрипке и в мяч (ранний вариант современного тенниса), в четыре — стреляли из лука и резались в карты на деньги.

«Тогда никто не задерживал свое внимание на детстве, оно считалось переходным периодом, о котором скоро забывали», — пишет историк Филипп Арьес. Люди не слишком привязывались к тому, что вскоре можно было потерять — смерть половины детей являлось нормой.

Влияние христианства

Переломило ситуацию христианство, которое все глубже проникало в повседневную жизнь. Обряд крещения стали проводить после рождения, а душа крещеного ребенка бессмертна, поэтому хоронить младенцев на своем огороде стало непозволительно. К ребенку начали относиться как к личности, заботиться о его воспитании, моральном, психологическом и физическом состоянии. Дети превратились в предмет умиления, причем не только матерей и кормилиц, но и остальных членов семьи.

Тогда появилась и детская одежда — платье на пуговицах, из-под которого выглядывала юбка. Этот костюм носили до восьми лет дети из высшей среды (дворян или богатых буржуа), а после разрешалось надеть штаны — символ взрослого. Но эти нововведения касались лишь мальчиков: девочек продолжили одевать как взрослых женщин, и не разделяли их на старших и детей.

«Уверенное начало»: эффективные инвестиции в раннее детство
Социальная экономика 

Изобретение подростков

Как продлевалось детство

Чтобы получить профессию, в Средние века не надо было обучаться заранее: можно было сразу идти в подмастерья и приобретать знания по ходу. Детей могли отправить к прокурору счетной палаты, чтобы тот научил их считать и писать, или к кожевнику, который бы показал, как мастерить обувь. Так обучали и торговцев, и придворных, и мастеровых, и чиновников. Становясь подмастерьем, ребенок сразу вступал во взрослую жизнь и начинал проводить свое время со старшими, — рассказывает историк Филипп Арьес в своей книге «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке».

Школы тогда существовали, но их было немного. Там дети разных возрастов учились вместе: за одной партой могли сидеть и семилетний мальчик, и двадцатипятилетний бородатый юноша. Возраст никого не волновал, для обучения не существовало ограничений: учиться можно было даже после двадцати, в порядке вещей было перепрыгнуть через класс и даже остаться на второй год не считалось зазорным.

В XVII—XVIII веках школьное обучение, которое вначале было создано для аристократии, распространилось и на остальных, так что школ появлялось все больше, и классы становились более многочисленными. Теперь дети не ограничивались несколькими годами в школе и должны были освоить всю программу. Также закреплялось и соотношение между возрастом и классом обучения, так что взрослый бородач уже не мог отправиться получать образование. Школы оказались уделом молодых.

Видео, соцсети и самообразование: как учатся современные подростки
Экономика образования 

Как всеобщее образование создало подростков

С каждым столетием количество обучающихся в школах все увеличивалось, и к началу XX века некоторые страны начали вводить законы об обязательном образовании, только тогда учеба в школе стала обязательной. В Словении всеобщее образование было введено в 1869 году, в Великобритании — в 1870 году, во Франции — к 1889 году, в СССР — в 1930.

Учеба стала карантинным периодом, она отделяла детей от вступления во взрослую жизнь.

К тому же государства начали отказываться от детского труда, вводить отдельные судебные системы для несовершеннолетних. Так выделилась особая возрастная группа — подростки.

Везде ли есть подростки?

Ужасы подросткового возраста

Людям исполнялось 13 лет уже много веков подряд, но совсем недавно этот период начал называться подростковым (в английском языке «thirteen» и «nineteen» имеют окончание «teen», оттуда и привязка подросткового возраста –– «teenager» –– к промежутку от 13 до 19 лет).

Открытие подросткового возраста приписывают американскому психологу Дж. Стэнли Холлу. В 1904 году он выпустил большое исследование на 1300 страниц, где описал юность как время «штормов и стрессов», периода конфликтов с родителями и поисков себя. Молодые люди, по его мнению, сталкивались с чередой эмоциональных потрясений, прежде чем обретали равновесие во взрослом возрасте.

После публикации книги возникла дискуссия: подростковые конфликты — это часть американской культуры или же стрессы характерны для всех молодых людей? Для того чтобы ответить на этот вопрос, антрополог Маргарет Мид в 1925 году полетела на Самоа — архипелаг в южной части Тихого океана. Она провела на островах девять месяцев, исследуя общество самоанских аборигенов.

Мид общалась с девушками-подростками, смотрела, как они живут, развлекаются, влюбляются, выходят замуж. Оказалось, с самых ранних лет дети на Самоа участвуют в домашних делах наравне со взрослыми. Они присматривают за младенцами, помогают готовить, сажают и собирают урожай, а в свободное время играют: по вечерам собираются в группки и бегают по деревне, ловят крабов или подглядывают за старшими. Дети учатся брать на себя ответственность, постепенно обучаются работать, и когда взрослеют, им не приходится сильно меняться. К тому же на Самоа и взрослые, и подростки расслабленно относятся к сексу, считают его безвредным и зачастую «под покровом ночи покидают родительские дома, чтобы встретиться с возлюбленными, и этих возлюбленных до брака может быть множество».

Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков
Социальная экономика 

Маргарет Мид за девять месяцев не нашла на острове группы бушующих подростков, которые бы протестовали против системы или устраивали беспорядки. На Самоа подростки редко сталкиваются со стрессом или ревностью, а если им и приходится испытывать подобные чувства, то они с ними справляются намного спокойнее, чем их американские сверстницы.

Биология или культура?

Но работу Маргарет Мид раскритиковали. В 1983 году новозеландский антрополог Дерек Фриман сам отправился на Самоа, провел там полевые исследования и пришел к выводу, что местное сообщество на самом деле очень дорожит женской девственностью, секс до брака не является приемлемым, а уровень преступности и изнасилований особенно высок именно среди подростков. Фриман заявил, что подростковый возраст свойственен всем сообществам и обусловлен не культурой, а биологией, и Маргарет Мид ошибалась. Ее книга, по мнению Фримана, строилась на основе интервью с информантами, которые ввели Мид в заблуждение: женщины шутили, говоря про мальчиков, а антрополог приняла их рассказы за чистую монету.

Споры о том, кто прав — Маргарет Мид или Дерек Фриман — не утихают до сих пор. Но сегодня исследователи сходятся во мнении, что подростковый возраст — это и биологический конструкт, связанный с началом полового созревания, и в то же время социальный — этап жизни между детством и взрослой жизнью. Проведя кросс-культурное исследование, антрополог Элис Шлегель и психолог Герберт Барри выяснили, что практически все сообщества признают подростковый период как особое время, когда бывшие дети примеряют для себя новые роли в семье и обществе, разрывают связи с детством, учатся брать ответственность. Но многие этот этап проходят очень спокойно, а продолжительность периода варьируется от пары недель до нескольких лет.

А что после подросткового периода?

Зарождающиеся взрослые

В 18 лет подросток должен превратиться во взрослого, но последние десятилетия исследователи отмечают, что между завершением подросткового возраста и началом зрелости появляется еще один период. В 2012 году в Университете Кларка, где работал психолог Джеффри Арнетт, провели исследование среди молодых американцев. Ученые задавали вопрос: «Чувствуете ли вы себя взрослыми?». 32% людей от 18 до 21 года ответили «да», 6% — «нет», а более 60% заявили, что «в чем-то да, в чем-то нет». Группу «неуверенных» Джеффри Арнетт назвал «зарождающиеся взрослые» и попытался объяснить этот феномен.

Много эмоций: как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
Социальная экономика 

Арнетт писал, что эти молодые люди — не подростки, и не взрослые, они уже не так зависимы от родителей, но еще и не готовы к самостоятельной жизни. Этот переходный этап длится довольно долго, до десяти лет, и постепенно удлиняется, потому что молодежи требуется все больше времени, чтобы поэкспериментировать и найти свое место в мире старших.

Нестабильность и длительное образование

Одна из причин появления «зарождающихся взрослых» кроется в нестабильности. Мир вокруг слишком непонятен, он предлагает множество жизненных сценариев, и будущим взрослым надо попробовать хоть что-то перед тем, как выбрать свой путь.

Другая причина — длительное образование. Общество выдвигает все более высокие требования к знаниям и умениям, так что молодые люди оттягивают взросление и нацеливаются на долгосрочное обучение. «Переход к экономике знаний потребовал от людей больше часов тратить на учебу, — говорит Арнетт. Из этого следует, что эти люди позже начнут устраиваться на работу и следовательно позже вступать в брак и заводить детей».

К тому же быть молодым сегодня модно. Это значит шагать в ногу со временем, задавать тренды, разбираться в главной культуре — культуре молодежи. К этому стремятся все возрастные группы, даже те, кому уже исполнилось больше тридцати или сорока лет.

В 2000-х даже появился отдельный термин «кидалты» (kidult = kid (ребенок) + adult (взрослый) ) для обозначения тех, кто не готов или не хочет взрослеть, кто хочет оставаться юным и увлекаться молодежной культурой. Кидалтами стали называть людей «среднего возраста, подчас вполне успешных в карьере, неплохо зарабатывающих и занимающих достаточно высокое социальное положение, но при этом увлекающихся сказками, мультфильмами, игрушками и прочими атрибутами детства», — пишут исследователи детства из ВШЭ.

Екатерина Митрофанова, демограф, академический руководитель магистерской программы Comparative Social Research, старший преподаватель, научный сотрудник Института демографии имени А.Г. Вишневского в Высшей Школе Экономики:

«В России период взросления растягивается. После окончания школы люди могут выбирать и перевыбирать свою дорогу. У нас сейчас нет институтов, строго канализирующих потоки молодежи в определенных направлениях, поэтому растет разнообразие вариантов того, как именно совершать переход во взрослую жизнь. Кто-то может переехать в свой дом или устроиться на работу — и в этот момент почувствовать себя взрослым.

Очень упрощая подход Дж. Арнетта: ощущения себя взрослым сейчас достаточно для того, чтобы считаться взрослым. Однако, как отмечают демографы, невозможно получить компетенции взрослого (умение принимать решения, самостоятельность и прочее), не пробуя какие-то взрослые практики (самостоятельная жизнь, работа, проживание с партнером, воспитание ребенка).

Более старшие поколения довольно рано обретали реальный опыт «взрослых» событий, а об ощущении себя взрослым особо не задумывались, т. к. оно практически нигде не запрашивалось. Сейчас фокус все больше перемещается на нашу внутреннюю жизнь и осознанность, поэтому перед обретением многих «взрослых» событий (например, брака или деторождения) люди сначала исследуют свою готовность к ним: «созрел ли я, чтобы стать родителем или вступить в брак?».

Чем больше человек думает, тем медленнее он действует — это логично. Плюс удлинение образования, плюс рост разнообразия способов самореализации. Все эти факторы играют на откладывание взрослости, измеряемой через события, но могут приводить к довольной ранней взрослости, измеряемой через самоощущение — как у Арнетта».

Поколения Человек меняющийся Культурные тренды
Главное