Как это устроено, 07 окт 2022, 16:00

Что такое паблик-арт и как он развивается в России

Читать в полной версии
(Фото: Art and you)
Одновременно с декорациями и иллюминацией на улицах городов появляются работы художников, цель которых — вызвать эмоции, заставить задуматься. Разбираемся, что такое паблик-арт, зачем он нужен и где можно его найти

Об авторе: Марина Звягинцева, современный паблик-арт художник.

Что такое паблик-арт

Паблик-арт — это современный вид искусства в общественном пространстве, важнейшее качество которого — воздействие на неподготовленного зрителя. Его не стоит путать с благоустройством города, установкой праздничного декора и других украшений. Качественный паблик-арт — это именно искусство, которое меняет городскую среду.

В России граница между паблик-артом и уличным искусством размыта. Но подход художников изначально различается: стрит-арт рассматривает стену как большой холст и является самовыражением художника, а паблик-арт ставит перед собой задачу изменить конкретное место. Особенность паблик-арта в том, что это — site-specific искусство, то есть каждый арт-объект должен вписываться в ту среду, в которой он находится, не мешая ей, а меняя ее.

Если говорить про отличия от благоустройства, которое, в первую очередь, создает комфорт, то паблик-арт добавляет среде индивидуальность и эмоциональность.

Трансформация пространства и работа с восприятием горожан в приоритете перед декоративными и бытовыми аспектами.

Как возникло явление

Паблик-арт зародился в США в 1960-х, когда Национальным фондом искусств была запущена программа о приобщении населения к искусству. Для этого в публичных пространствах, на центральных и периферийных городских площадях были установлены масштабные скульптуры американских художников: Александра Колдера, Класса Ольденбурга, Ричарда Серры и других. С 1967 по 1995 годы в разных городах США появилось 700 скульптур и арт-объектов.

В России паблик-арт начал развиваться в 2005 году: появилась выставка современной ландшафтной скульптуры Арт-Поле Technology, паблик-арт программа «Спальный район» (это проект на открытой территории одного из спальных районов Москвы, где около 70 современных художников представили уникальные арт-объекты из обыкновенной железной кровати). Причина появления такого вида искусства — возникновение разрыва между искусством и человеком из-за того, что в залы стала ходить только подготовленная публика. Современное искусство отдалилось от широкой публики. При этом появился запрос на изменение городского пространства. Логика развития любого искусства такова: ему становится тесно в стенах и оно выходит на улицы.

Искусство и наука — как и зачем они объединяются в art & science
Футурология 

Какие задачи решает паблик-арт

Гармонизирует среду обитания

Смысл арт-проекта возникает в тесной взаимосвязи с городским ландшафтом или местом, для которого он разрабатывается. Например, в проекте «Неустойчивые равновесия» атриум Московского Международного Университета стал частью инсталляций: лестница — хребтом доисторического животного; растения, которые планировали выбросить — основой минималистичной инсталляции. Данный пример показывает, что паблик-арт — это не всегда дорогостоящие проекты.

Приглашает к диалогу

Задача паблик-арта — вырвать неподготовленного зрителя из состояния безучастности к окружающему и перевести в состояние творческого осмысления действительности, пробудить чувство сопричастности к миру. Работы должны удивлять, заставлять замедлить шаг, но при этом быть понятными любому человеку. Пример такого успешного взаимодействия с неподготовленным зрителем — «Памятник клавиатуре» в Екатеринбурге от Анатолия Вяткина. Сначала клавиши импровизированной клавиатуры решили проблему скамеек на набережной, а впоследствии памятник стал локальным культурным символом.

Восстанавливает социальные связи

Паблик-арт переводится как общественное искусство, так как находится в тесной взаимосвязи с сообществами простых людей. Для него характерна культура соучастия, или партиципаторность. Важно учитывать интересы и нужды местных жителей или той социальной группы населения, для кого оно предназначено в первую очередь. Например, проект для Морозовской ДГКБ «Арт-прививка» создавался в тесном взаимодействии с врачами‎. Все арт-объекты служили одной цели — вывести ребенка из состояния замкнутости, подавленности собственными переживаниями, позволить ему включиться в исследование новой среды. Такие положительные эмоции маленьких пациентов помогают медикам наладить с ними контакт, что способствует более эффективному лечению.

Арт-прививка, Морозовская детская больница

Работает с эмоциями

Искусство в городе создает некий safe space — безопасное для жителей место. Паблик-арт снижает токсичность мегаполиса, приближает городскую среду к размерам и параметрам человека.

Освещает городские проблемы

Важная особенность развития современного искусства — его «полезность»‎ для общества. Паблик-арт — рупор социальных нужд. В Нижнем Новгороде, к примеру, уличные художники работают с ветхой деревянной архитектурой, рисуя граффити, на которых рассказывают историю жильцов дома, тем самым привлекая внимание чиновников к плохому состоянию зданий. Например, в рамках фестиваля «О’Город. Окно» удалось сохранить и законсервировать деревянные дома в исторических кварталах 1833 года и церкви Трех Святителей.

Повышает привлекательность места

Часто объекты паблик-арта становятся достопримечательностями на карте не только города, но и страны и привлекают уже не только местных жителей, но и туристов. Широкую народную известность получил объект Бориса Матросова «Счастье не за горами» на берегу реки Кама в Перми. Он даже стал частью массовой культуры: в фильме «Географ глобус пропил» эта надпись стала лейтмотивом сюжета.

Тренды паблик-арта

Основная миссия паблик-арта — перепрограммировать эмоции человека, который чувствует себя в городе эмоционально подавленным. Для этого художники используют различные инструменты, отражающие тенденции нашего времени. К основным трендам в паблик-арте сегодня можно отнести следующие.

Искусство в шаговой доступности

Искусство становится ближе к человеку: паблик-арт появляется в спальных районах, парках. Этот тренд начал зарождаться в рамках Первой биеннале уличного искусства в Москве в 2014 году, когда художник и дизайнер Андрей Люблинский создал трехметровую пиксельную утку и поселил ее в Воробьевском пруду.

Можно также отметить выставку «Красный сад» на фестивале «ГУМ-Red-Line» летом 2021 года. Тогда на аллее у ГУМа в течение двух месяцев были представлены восемь работ современных художников. Выставка на Красной площади — это своеобразный переломный момент: паблик-арт пришел в самый центр Москвы.

«Я так вижу»: как работает робот-художник
Экономика инноваций 

Самоидентификация локации

Большое внимание уделяется созданию объекта, который содержит в себе черты, присущие только конкретному месту. Например, Московский инновационный кластер проводит открытый конкурс на лучший проект арт-объекта для флагманского корпуса Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» — кластера «Ломоносов». Согласно брифу, авторам необходимо подчеркнуть идентичность места: арт-объект должен гармонично сочетаться с ландшафтом, учитывать расположение на территории МГУ имени М.В. Ломоносова, а также отражать идею кластера как места развития технологий и науки.

Сайт-специфичность

Паблик-арт носит средовой характер. Это значит, что каждый арт-объект должен органично вписываться в ту среду, в которой он находится. Например, с июня 2019 года территория ЦТИ Фабрика стала частью паблик-арт проекта «Карта памяти», созданного в формате site specific. Это инсталляция на асфальтовом покрытии в виде микросхемы-матрицы, которая содержит слова-символы — культурные коды, значимые для истории места. Объект пролегает через все дворы бывшей московской фабрики, и его основная задача — выполнять функции арт-навигации по территории, а также связать историю места с настоящим.

Карта памяти, ЦТИ Фабрика, 2019 (Фото: Дмитрий Чунтул)

Новые технологии

Из-за высокой стоимости разработки проектов с применением современных технологий не так много, но именно они дают возможность создавать еще больший «вау-эффект». Например, в июне 2021 года в подземном паркинге парка «Зарядье» открылся проект «Water линия». Инсталляция представляет собой фитотроны с живыми растениями и присоединенные к ним прозрачные трубы с бурлящей водой: растения словно парят в воздухе. Уровень парковки находится на уровне вод Москва-реки, и создается впечатление, что вода из реки протекает по стенам парковки и питает эти растения. Трубы — метафора коммуникации, соединяющей город и природу. Задача такого проекта — снизить токсичность урбанизма и сделать видимым пространство, на которое горожане обычно не обращают внимания.

Water линия, Зарядье, 2021 (Фото: Олег Яковлев)

Digital и NFT

Тенденция к слиянию реального и виртуального мира активно развивается и в искусстве. Например, фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities стартовал 22 августа 2022 года с открытия метавселенной. Это город будущего, в котором представлены арт-объекты художников-участников фестиваля. Внутри пространства все посетители могут общаться между собой, получать дополнительную информацию про каждую NFT-работу и познакомиться с фестивалем из любой точки мира. Главное преимущество такого формата — децентрализация и повышение доступности цифрового искусства. Физические арт-объекты фестиваля представлены в Екатеринбурге, Самаре, Казани, Санкт-Петербурге и Москве.

Экология и зеленые технологии

Забота об экологии — это вопрос, который должен беспокоить не только чиновников, но и всех жителей городов. И искусство помогает привлекать внимание к проблемам сортировки и переработки мусора. Один из эффективных способов это сделать — треш-арт: направление, когда художники создают арт-объекты из вторсырья. Например, в марте в Красноярске проходил фестиваль треш-искусства «Арт-Кашалот», где не только художникам, но и жителям края предлагалось создать арт-объекты из мусора. Лучшим работам присуждались денежные премии. Такие инициативы помогают формировать новое отношение к отходам в массовом сознании.

Арт-акция

Это проекты на один день или удаленные проекты с уничтожением, но при этом они не содержат политических высказываний. Художникам приходится искать способы избежать согласования паблик-арт объектов с городом. В итоге появляются временные паблик-арт инсталляции — как вспышки, остаются только на фото и видео. Например, в начале 2022 года прошла однодневная акция: картины моего авторства «Доставка эмоций» были запущены с помощью дронов в спальном районе Жулебино. Это отклик на ситуацию с пандемией: не все могли и хотели посещать музеи в то время, поэтому искусство само стало ближе к человеку.

Доставка эмоций, Люберцы, 2022 (Фото: Николай Каширин)

Пешеходная зебра Crossroads Григория Орехова — пример удаленного проекта с уничтожением. Символический пешеходный переход из поликарбоната был проложен по воде Москвы-реки возле Николиной горы. Это высказывание художника — попытка привлечь внимание к проблеме застройки этой территории и сохранения природы. Проект просуществовал всего одну ночь и был разобран из-за навигации по реке.

Любой арт-проект в общественном пространстве несет социальную функцию. Современное искусство подталкивает людей к творчеству, заряжает креативностью и создает идентичность места. Важно, чтобы искусство становилось доступным как можно большему количеству людей. Паблик-арт за счет размещения в общественном пространстве, а не в стенах музея, ближе всего к широкой публике. Основная задача этого направления в искусстве выражена в словах художника и куратора Петера Вайбеля: «С помощью паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но сможем сделать умнее окружающую их среду».

Как это устроено Мнение Футурология в искусстве Культурные тренды
Главное