Соцсети, ковид и роботы: как наш мозг реагирует на вызовы XXI века
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram «РБК Трендов» — там мы делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы:
01:43 — Кто кем управляет — мозг нами или мы им?
03:58 — Совершенствуется или деградирует наш мозг?
07:40 — Можно ли повлиять на генетические паттерны мозга?
09:54 — Как на мозг влияет избыток информации?
18:24 — Как мозг выбирает, что запоминать, а что — выбрасывать?
22:50 — Можно ли делать много дел одновременно, как Юлий Цезарь?
27:18 — Кто умнее: человек или компьютер?
33:04 — Ухудшаются ли когнитивные способности после ковида?
36:26 — Что нужно сделать, чтобы восстановить концентрацию?
40:25 — Можно ли объединить мозг человека и тело робота?
45:53 — Как развить свой мозг?
Участники обсуждения:
- Вера Толченникова — нейрофизиолог, кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ развития мозга РУДН, преподаватель кафедры Высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. Ломоносова.
- Айнур Рагимова — кандидат медицинских наук, научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований института когнитивных наук НИУ ВШЭ.
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
Главное из выпуска
Мозг, тело и сознание: как они связаны
Наш мозг — это не только «серое вещество», принимающее решения, объясняет Айнур Рагимова. Это центр управления всем телом — сердцебиением, функционированием ЖКТ, положением тела в пространстве и так далее. За это отвечают мозжечок и спинной мозг. Мозг и тело нужно рассматривать в системе, добавляет Вера Толченникова. Есть вещи, которые мы можем контролировать сознательно — это процессы, в которых задействована поперечно-полосатая мускулатура. Другие — нет, например, давление, температуру.
Многие наши решения зависят от наследственных паттернов — склонности к риску, склонности к контролю, ригидности и так далее. Под влиянием внешней среды поведение адаптируется: мозг задает ритм, но сознание — это «вторая скрипка», которая может его корректировать.
Изменился ли мозг под влиянием технологий?
Проникновение интернета и соцсетей в повседневность привело к тому, что у нас сократилось время возможного ожидания, рассказывает Вера Толченникова. Это значит, что сейчас мы получаем то, чего хотим, за один или несколько кликов. А, например, ждать книги из библиотеки по несколько дней уже никому не хочется. До изобретения интернета период ожидания между программой и результатом был больше. Сокращение временных отрезков ожидания, ускорение информационных потоков, рост количества стимулов привели к сокращению кредита внимания. Исправить это можно с помощью тяжелых задач: тренировать стратегическое мышление, предпочитать текст фильму или клипу, сокращать время просмотра примитивного контента.
Тем не менее, нужно понимать, что клиповое мышление характерно только для жителей городов, в которых есть интернет, объясняет Айнур Рагимова. Для значительных изменений мозга и тела нужно, чтобы функциональность и удобство этих изменений были доказаны несколькими популяциями.
Механизмы запоминания: можно ли развить фотографическую память
Модель памяти Аткинсона-Шиффрина, предложенная в 1968 году, гласит, что существуют три структуры памяти: сенсорная, кратковременная и долгосрочная. Согласно этой модели в оперативном режиме часть информации, которая важна, сохраняется и переходит в долговременную форму, а все лишнее забывается.
Этолог Конрад Лоренц описал запоминание по другому механизму — это запечатление, или импринтинг. Лоренц обратил внимание, что первый объект, который видят серые гуси сразу после вылупления, запечатлевается у них как мать. Этот механизм запоминания работает не только в первые минуты после рождения, но и в любой «сенсибильный» или «критический» период. Можно ввести взрослого человека в подобное состояние сверхвозбудимости. Так, в эксперименте психолога Вероники Нурковой испытуемые выбирали восемь важных для них событий из личной жизни, фотографии или рисунки, связанные с этими событиями, а затем описывали их словами. Записанные аудиодорожки наложили друг на друга, а фотографии предъявляли в виде слайдов. В течение 15 минут испытуемые слушали хор голосов и смотрели на картинки из своей жизни. Они попадали в сверхресурсное состояние, в котором их память работала не так, как обычно.
В этом состоянии человек легко запечатлевает информацию. Но далеко не всегда он сможет ее эффективно воспроизвести. Память складывается из трех процессов: запоминание, хранение и воспроизведение. Процесс воспроизведения неустойчив и зависит от многих факторов: мотивация, социализация, время суток. Часто «проблемы с памятью», например, у школьников, связаны именно с неустойчивостью процесса воспроизведения.
Можно ли объединить мозг человека и тело робота
Симбиоз машины и мозга уже существует, рассказывают эксперты. Например, при глубокой стимуляции в мозг имплантируют прибор, который посылает электрические импульсы. Этот нейрохирургический метод используют при болезни Паркинсона.
Стартап CTRL-Labs разрабатывает устройство, которое позволит управлять компьютером силой мысли. Технология декодирует сигналы мозга и преобразует их в цифровые.
Тем не менее, поместить мозг в тело робота пока невозможно: мозгу нужны благоприятные условия и сенситивная часть. Он получает информацию от всего остального тела, обрабатывает ее и реконструирует в голове.
Как заставить мозг создавать новые нейронные связи
Гости сходятся во мнении, что развить мозг поможет регулярная правильно подобранная физическая активность. Занятия спортом влияют на нашу способность принимать решения, анализировать информацию и так далее. Айнур Рагимова также предлагает изучать иностранные языки — это создает своеобразный «бэкап» всем существующим понятиям в голове. Согласно исследованиям, пациенты с билингвизмом или те, кто изучил язык в подростковом возрасте, меньше подвержены болезни Альцгеймера и лучше сохраняют свои функции. Стимулировать создание новых нейронных связей могут любые задачи, которые подразумевают неоднозначные решения — например, игра в шахматы или игра на пианино.
Не стоит забывать, что уровень интеллекта во многом определяется генетикой. Когнитивные функции могут отличаться из-за разных предрасположенностей и сочетания внешних и внутренних факторов. Расстройства настроения и неврологические заболевания тоже на них влияют — их необходимо отслеживать и лечить.