Адаптация к санкциям: какие экологические последствия могут ждать Россию
В марте 2022 года правительство России утвердило План развития экономики в условиях внешнего санкционного давления. Следуя этому плану, чиновники начали работу по адаптации экономики, в том числе через изменение экологического законодательства. Рассмотрим основные нововведения и возможные последствия от их применения.
Штрафы, квоты и автоматический контроль
Одним из первых изменений в части экологического регулирования стал закон, который позволяет перенести окончание эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на два года — с конца 2024 года на 31 декабря 2026-го. С начала 2020 года в этом эксперименте участвуют 12 городов с высоким уровнем промышленного загрязнения. По первоначальному плану федерального проекта «Чистый воздух», к 2024 году выбросы загрязняющих веществ должны сократиться на 20%.
Кроме того, было перенесено расширение перечня городов-участников эксперимента. Премьер-министр России Михаил Мишустин уже утвердил новый список городов, которые должны стать участниками эксперимента по улучшению качества воздуха. С 1 сентября 2023 года к названной выше дюжине городов добавятся еще 29. Цель нового перечня — сократить в два раза количество опасных загрязняющих выбросов к 2030 году по сравнению с 2020 годом.
Параллельно с этими нововведениями с начала года Минприроды рассматривает возможность ввести оборотные штрафы (то есть зависящие от выручки) для предприятий, которые превышают нормы выбросов. Однако против этой инициативы резко выступил Российский союз промышленников и предпринимателей. Представители РСПП опасаются, что с увеличением городов-участников эксперимента по квотированию выбросов многократно возрастут штрафы. В конечном итоге это может привести даже к прекращению деятельности некоторых компаний.
Также вышеупомянутым законом на два года переносится требование по созданию систем автоматического контроля предприятиями I категории, получившими комплексные экологические разрешения до 15 марта 2022 года. К таким предприятиям относятся компании по добыче различных руд, нефтедобывающие компании и другие. Суть автоматических систем в том, что они дают доступ надзорным органам к актуальной информации о загрязнении воздуха предприятиями. Перенос сроков — одна из тех мер, которую лоббировали промышленники еще до введения санкций, так как автоматические системы повышают прозрачность и как следствие — ответственность за выбросы.
Помет на экспорт и борьба за Байкал
Еще одним из успешных примеров лоббирования своих интересов на волне санкций стал закон о побочных продуктах животноводства (более известен как закон о навозе). Ряд экологов высказывали свои опасения в связи с возможной угрозой загрязнения окружающей среды. Полина Позднякова, юрист и основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, рассказывает, что вопрос долгое время находился на рассмотрении, активно обсуждался в бизнес-среде и госструктурах, а приняли его только сейчас, причем молниеносно. «Помет и навоз вывели из перечня отходов производства и потребления, предусмотрели закрепление права собственности на побочные продукты животноводства. По сути, создали условия для развития оборота органических удобрений, в том числе их экспорта», — поясняет юрист.
Большой резонанс вызвал законопроект, который позволял снять ряд экологических ограничений при строительстве на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Изначальный текст предполагал разрешить строительство «приоритетных инфраструктурных проектов» на Байкале и других федеральных ООПТ без государственной экологической экспертизы. После бурной реакции общественности текст законопроекта был существенно изменен ко второму чтению. Так, из-под действия закона вывели Байкальскую природную территорию, исключения остались только для расширения Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (закон был принят еще в 2020 году). Впрочем, послабления ввели для магистральной инфраструктуры, например, трубопроводов, — их можно будет строить на особо охраняемых природных территориях без экологической экспертизы.
«Евро» до нуля, отмена проверок и другие послабления
Кроме законодательных изменений правительство ввело ряд послаблений в части разрешительной деятельности. Например, предусмотрена возможность не проводить повторную государственную экспертизу для объектов капитального строительства. Для объектов I категории продлили разрешение на выбросы и сбросы на один год, в том числе в пределах лимитов.
Одной из самых обсуждаемых мер поддержки стало решение выпускать автомобили с самым низким экологическим классом «Евро-0». С данной инициативой в апреле 2022 года выступил Минпромторг. В министерстве такое решение объяснили желанием поддержать автопроизводителей в условиях ограничений на закупку импортных комплектующих. Минприроды отнеслось к данной инициативе с настороженностью, отметив, что это повлияет на качество воздуха в густонаселенных городах. В конечном итоге правительство России утвердило регламент, который допускает производство автомобилей класса «Евро-0». Решение будет действовать до 1 февраля 2023 года.
Другая инициатива пришла из Росприроднадзора — в марте 2022 года глава ведомства Светлана Радионова сообщила об отмене 6 тыс. плановых выездных проверок предприятий. Мера была введена с целью снижения нагрузки на предпринимателей. Впрочем, говорить о снятии ответственности с бизнеса в случае правонарушения не приходится. «Моратория на привлечение к административной ответственности нет. Собрать материалы, подтверждающие совершение правонарушения, можно в ходе административного расследования. В свою очередь, на основе материалов дела об административном правонарушении несложно сформировать пакет документов для дела о возмещении экологического вреда или взыскания экологической платы», — поясняет юрист Полина Позднякова.
Опрошенные эксперты не видят в действиях государства желания отменить как можно больше экологических норм и тем самым облегчить жизнь предприятиям. «Послабления связаны не с намерением дать бизнесу возможность максимально загрязнить окружающую среду, а дать время на перестраивание всех производственных процессов, — говорит Наталья Беляева, представитель экспертного совета комитета по экологии Госдумы, член НТС Росприроднадзора. — Необходимо найти аналоги, новых поставщиков, новое оборудование и технологии, оценить их в применении и построить прогнозы. На все это нужно время, что правительство и учло при принятии таких мер».
По словам юриста Поздняковой, послабления в части разрешительной деятельности оказались неполными и обрывочными. «Об этом свидетельствует количество (более 60) и содержание писем РСПП, которые были направлены в правительство, с просьбой дополнить санкционные меры поддержки для бизнеса. Почти половина вопросов из них так и не была услышана», — утверждает эксперт.
Ждать ли теперь экологической катастрофы?
В природоохранном сообществе ряд законодательных изменений восприняли по-разному. Часть экологов и активистов опасаются, что это может привести к тяжелым последствиям для окружающей среды. Другие же не ожидают серьезных последствий от нововведений. Эксперты в области экологии считают, что последствия будут зависеть во многом от того, как санкционной ситуацией и законодательными изменениями воспользуются сами природопользователи.
Со своей стороны, Наталья Беляева говорит, что в целом изменения, которые происходят в экологическом законодательстве в последние полгода, нельзя назвать сильно смягчающими. «Мы наблюдаем сдвиг по срокам достижения целей, но по факту ничто не останавливает, просто дает время все переосмыслить и найти новые выходы. Например, получение комплексного экологического разрешения (КЭР) не позволит вам остановить начатое даже с условием послаблений или отсутствия оборудования в такой по сути форс-мажорной ситуации», — поясняет эксперт.
По словам Полины Поздняковой, в действительности мы наблюдаем тренд, который был взят еще до введения санкций, — на усиление экологической ответственности, с одной стороны, и на оптимизацию правового регулирования, с другой. «Я бы не говорила о значительном смягчении экологических норм, меры скорее половинчатые. Правительство очень осторожно вводит какие-либо преференции, сдвигает сроки и продлевает разрешения, но при этом поступательное движение в рамках ранее принятых планов сохраняется», — говорит она.
Чиновники заявляют, что не намерены ставить под угрозу состояние окружающей среды в угоду интересам бизнеса. Некоторые инициативы, которые ранее были анонсированы и утверждены, государство намерено продолжать, несмотря на санкционное давление. Так, президент Путин подписал закон о проведении эксперимента на Сахалине по достижению углеродной нейтральности региона. Также с 2023 года вводится обязательная отчетность по выбросам парниковых газов для крупных эмитентов. Кроме того, правительство начало работу над созданием единой системы мониторинга климатически активных веществ (метан, гидрофторуглероды и другие). На нее планируется потратить около ₽1,8 млрд.
Юрист Позднякова отмечает, что санкционная ситуация ускорила реформирование сферы отходов, которая остается одной из самых проблематичных в экологической сфере. Вице-премьер Виктория Абрамченко объявила, что с 2025 года планируется ввести 100-процентный норматив утилизации упаковки, а ответственность за ее утилизацию возлагается на ее производителей. Также принят ряд законов, которые должны способствовать вовлечению в оборот вторичных ресурсов.
По словам Натальи Беляевой, принятые меры по смягчению регулирования — это существенная помощь бизнесу. «Без этих послаблений в любом случае достижение установленных целей оказалось бы под угрозой невыполнения, — говорит эксперт. — Бизнесу дали время передохнуть, подумать о том, как и с кем дальше продолжать работать, на какой рынок выходить и где искать поставщиков сырья и оборудования».