Подкаст «Что изменилось?», 08 сен 2022, 15:36

«Темная сторона» маркетинга: как продвигают алкоголь и табак

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
В новом выпуске подкаста «Что изменилось?» обсуждаем, как реклама алкоголя и табака доходит до адресата и какие неожиданные решения находят маркетологи в условиях государственных ограничений

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Участники обсуждения:

  • Александр Сопенко, CEO Dark Agency.
  • Артем Полянский, директор по международному маркетингу Darkside Corporation.
  • Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.

Таймлайн беседы:

01:14 — Что такое дарк маркетинг?

05:24 — Существуют ли лазейки в законодательстве?

06:20 — В чем разница между привычным маркетингом и темным?

13:12 — Как рекламируют табак?

16:33 — Как продвигают рецептурные препараты?

18:30 — Повлиял ли запрет рекламы на вредные привычки потребителей?

19:43 — Может ли обычный маркетолог прийти в дарк-маркет?

21:00 — Для чего нужны офлайн-фестивали?

24:00 — Самые интересные кейсы дарк маркетинга

Хайлайты выпуска

Что такое дарк маркетинг?

Дарк маркетинг — это направления бизнеса, которые ограничены государством с точки зрения продвижения: алкогольные, табачные и фармацевтические бренды. В разных странах в этот сегмент могут входить разные категории продуктов: например, в Японии алкоголь и табак можно продвигать, используя наружную рекламу, а в России такое невозможно.

От обычного маркетинга «темный» отличается тем, что реклама алкогольных напитков, табачных изделий и рецептурных препаратов запрещена, но можно распространять информацию. Эта грань может быть очень размытой.

Основные методы дарк маркетинга:

  • product placement — появление продукта в клипах, сериалах и так далее;
  • скрытый маркетинг — способ рекламы, при котором потребители не осознают, что перед ними реклама. Например — вирусные ролики в соцсетях с участием бренда;
  • работа с блогерами;
  • закрытые небрендированные платформы, где можно зарегистрироваться, подтвердив совершеннолетний возраст, и получать призы, бонусы и информацию о продукте;
  • спонсорство — компания может выступать спонсором мероприятий, но не может заявлять об этом публично;
  • прокси-бренд — бренд, который напоминает потребителям о компании, которая его запустила;
  • способ продвижения брендов алкогольных напитков — реклама безалкогольных альтернатив, направленная на повышение узнаваемости бренда;
  • проведение офлайн-мероприятий и фестивалей. В этом случае важны онлайн-охваты от блогеров и потребителей, которые посетили ивент и рассказали о нем в социальных сетях.

Обычный маркетинг может многому научиться у дарк-маркета: грамотному использованию инфоповодов, работе с блогерами, созданию CRM-платформ. Эти инструменты могут использоваться в разных категориях.

7 трендов российского маркетинга в 2022 году
Социальная экономика 

Работает ли реклама «в лоб»

Иногда стоит продвигать продукт нативно, но не переборщить, чтобы донести до аудитории основные смыслы, объясняет Артем Полянский. Бывают случаи, когда работает прямая реклама — за это положен штраф до ₽500 тыс. для компании, но многие бренды сразу закладывают эту сумму в бюджет. С этим нужно быть осторожным — в России за несколько подобных нарушений у компании могут отобрать лицензию, а в некоторых странах Европы CEO рискует отправиться в тюрьму.

Как продвигают табак?

Все зависит от законодательства страны, поясняет Артем: в некоторых странах табачные бренды могут становиться спонсорами, где-то можно размещаться на полках, где-то — работать с торговыми представителями и бренд-амбассадорами, вести диалог с коммьюнити, создавать аккаунты в социальных сетях. Есть страны, где можно рекламировать табачную продукцию посредством интернет-рекламы.

Как работает реклама рецептурных препаратов

Эта реклама направлена на работников медицины, рассказывает Александр Сопенко. В основном фармацевтические компании используют CLM-маркетинг: торговые представители работают напрямую с врачами и фармацевтами, показывают им презентации, фиксируют обратную связь и оценивают успех кампании. Сотрудники отделов маркетинга, которые занимаются этим, как правило, имеют медицинское образование. Распространенный инструмент в случае с фармацевтикой — платформы, посвященные отдельным заболеваниям. На них почти никак не упоминается продукт, есть только название корпорации. Такие платформы предлагают потребителям прийти в медицинские центры на прием к врачу, который может порекомендовать конкретные препараты.

Самые интересные кейсы

  • Деревянная семиметровая фигура козла, плывущая по Москве-реке и рекламирующая одноименный чешский пивной бренд.

    Видео: Москва 24 | Контент / YouTube
  • Henekicks — кроссовки с пивом в подошве и встроенной в язычок открывашкой, сделанные в коллаборации с дизайнером Домиником Чамброне. По утверждению дизайнера, пиво в подошве обеспечивает мягкость при ходьбе.
  • Цифровая мультибрендовая платформа — академия ответственного потребления крепкого премиального алкоголя. Лекции об истории и культуре алкоголя рассказывали известные люди. Платформа включала офлайн- и онлайн-активности: можно было пройти видеокурс и попасть на закрытую дегустацию.
Подкаст «Что изменилось?» Культурные тренды Как это устроено Подкасты
Главное