Как это устроено, 05 сен 2022, 13:38

Педиатр Федор Катасонов — о диагнозах-пустышках, вакцинах и рационе детей

Читать в полной версии
Фото: Individuum
К началу нового учебного года РБК Тренды поговорили с педиатром Федором Катасоновым и задали ему самые актуальные родительские вопросы

Федор Катасонов, педиатр, автор книги «Федиатрия. Что делать, если у вас ребенок»

1. Достаточно хорошие родители с точки зрения врача — какие они?

«Хорошие родители — это, в первую очередь, родители любящие».

Любящие безусловно, принимающие безусловно. Безусловность — это очень важно. Если любить образ ребенка, то столкновение с реальным ребенком может сильно расстраивать, а это, в свою очередь, повлияет на его самоощущение и поведение.

Требуя осознанно или неосознанно какого-то соответствия этому образу, можно вырастить нарцисса. Поэтому важно любить ребенка настоящего, а для этого надо его узнать: проводить с ним много времени в качественном телесном и словесном общении. Удивительно, но любовь — это тоже навык. Чем больше мы вкладываемся в отношения с ребенком (не в его навыки и знания, а в связь с ним), тем больше мы с ним друг к другу привязаны. А надежная привязанность — уже почва для здоровой психики, самостоятельности, развития навыков и приобретения знаний.

2. А хороший врач — как его вычислить, на что обращать внимание на приеме?

У каждого свое представление о хорошем враче. В целом, это комбинация современных знаний и способности помогать. После беседы с врачом родителю должно стать легче — или понятнее, если слово «легче» неуместно. Но одного психотерапевтического эффекта недостаточно, иначе мы звали бы хорошими врачами гомеопатов. Поэтому важно понимать, что врач придерживается актуальных знаний и может обосновать любое свое назначение со ссылками на доказательную базу.

Эффективность гомеопатии: мифы и магия маркетинга
Социальная экономика 
ТАСС">

3. Какие еще в отечественной педиатрии есть диагнозы-пустышки вроде вегетососудистой дистонии, надпочечниковой усталости? Что делать родителям, которые с ними сталкиваются?

Таких диагнозов много, а некоторые из них реально существуют, но означают совсем не то, что происходит с ребенком. В любом случае совет один — искать грамотных врачей. Ну и читать литературу для родителей — кроме «Федиатрии» есть книги Бутрия, Шияна, Жоголевой и других современных авторов.

4. Отечественные вакцины — стоит ли их опасаться?

Любые вакцины, допущенные к массовой вакцинации, лучше отсутствия прививок. Мы привычно должны попробовать найти для своих детей импортные вакцины, но если их нет, отечественные со своей работой справятся достаточно хорошо.

Чем различаются вакцины от коронавируса — в шести карточках
Экономика инноваций 
ТАСС">

5. Поколение детей пандемии — чем они отличаются от других? Нужен ли им особый подход со стороны родителей и детей? На что имеет смысл обратить в их физическом и психическом развитии?

Не нужно никаких особых подходов. Отсылаю вас к первому вопросу: все, что нужно со стороны родителей — любить. И регулярно водить к хорошему педиатру. Он (или она) разберется.

6. Как вообще отразилась пандемия на детском здравоохранении?

Скверно, но сложно сказать, настолько ли скверно, как на взрослом. В целом, гиподинамия в связи с изоляцией, тревожность, отсутствие контакта с сезонными вирусами, само действие коронавируса — все это привело к разным проблемам, но все это можно наверстать — и это уже происходит.

7. С какого возраста вы посоветуете приучать ребенка следить за своим здоровьем? Как это сделать, не развивая в нем невроз? А в каком возрасте можно делегировать это почти полностью?

Следить за здоровьем — спорный термин для ребенка. В детском возрасте почти нет оправданных чекапов или скринингов. Я последовательный противник излишней медикализации детства.

«Детям по мере роста полезно все более и более подробно рассказывать о строении их тела».

Но тут проблема в том, что и взрослые у нас в среднем очень малограмотные на эту тему. Получается, просвещаться надо вместе. Кроме того, детей надо обучать гигиене, тут ничего объяснять не надо. Ну и детям постарше обязательно проводить секспросвет и обучать оказанию первой помощи.

8. А когда рассказать об интимном здоровье и вообще начинать секспросвет? Что и как говорить?

«С разным разрешением (то есть от более общих вопросов к мелким деталям) это стоит делать лет с шести».

Но здесь также важно отвечать на запрос. Если запроса нет совсем, детей трудно увлечь этой темой. Чтобы не напортачить самостоятельно, я рекомендую использовать книги для совместного чтения. Например, серию книг Роби Харрис и Майкла Эмберли, переведенных на русский язык.

9. Как рассказать ребенку о его состоянии и о том, почему нужно проводить те или иные манипуляции? Как себя вести, чтобы не травмировать его и не запугать, особенно если речь идет о серьезном заболевании/операции?

Для ребенка может быть важнее не «почему», а «как». Тревожность снижается от предсказуемости, от предупрежденности. Ну и не надо самим трястись и осознанно или неосознанно запугивать. Родитель для ребенка должен быть опорой.

10. Как заботиться о здоровье подростка, но при этом не нарушать его личные границы? Что должен знать родитель, а что ребенок и его врач имеют право не сообщать?

Чтобы не нарушать личные границы, которые у всех разные, с ребенком надо не терять контакт. Простой разговор, установленные доверительные отношения — это практически гарантия, что вы не нарушите этих границ, а если нарушите, то у ребенка будет свобода об этом заявить и границы отстоять.

11. С самого рождения родители переживают, что ребенок недостаточно ест, а потом еще и ест мало полезного. Как не довести ребенка до расстройства пищевого поведения и при этом привить ему здоровые пищевые привычки?

С детства формировать здоровые привычки — через уклад семьи. Держать дома полезные ингредиенты и не держать джанкфуд.

«Ну и очень полезный совет Димы Зицера с кормежкой тоже работает: «Отстаньте от детей».

12. Как подготовиться к сезону гриппа и простуд в текущих условиях? Проблемы с препаратами, вакцинами — ощущаются ли они?

Подготовка к сезону простуд — это хорошо проведенное лето: солнце, воздух и вода. Никаких других способов подготовить ребенка нет. А в начале учебного года важно следить за уровнем стресса. Если появляются симптомы вроде головных болей, болей в животе перед школой (но не по выходным), ухудшения или появления тиков, заикания или энуреза, ухудшение поведения, важно организовать встречу ребенка с детским психологом.

Ну, а к гриппу готовиться надо с помощью прививки. Малышам до трех лет она делается дважды, лучше в сентябре и октябре, а старшим однократно, оптимально в октябре.

Как это устроено Наука Книги Полезные штуки
Главное