Как это устроено, 05 сен 2022, 13:01

Ученые открыли странный феномен: имя человека можно угадать по внешности

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Мы получаем имена при рождении, поэтому, казалось бы, они не могут определять наш образ во взрослом возрасте. Однако, по некоторым данным, незнакомые люди могут угадать, как нас зовут, просто глядя на нас

Эксперимент с израильтянами

Эффект соответствия имени и внешности — это феномен, при котором незнакомые люди могут угадать имя другого человека, просто взглянув на него. Он был описан в исследовании, которое провела группа израильских и французских психологов в 2017 году. Первая часть эксперимента заключалась в том, что они показали группе израильских студентов 20 фотографий молодых израильтян. К каждой прилагалось пять имен. Из них нужно было выбрать одно, которое, по мнению добровольцев, наиболее подходило изображенному человеку. Вероятность случайно угадать в таком эксперименте — 20%, но правильных ответов оказалось 28%.

Перепроверка с французами и компьютером

Потом ученые решили провести такой же опыт в другой стране. Для этого они нашли 116 добровольцев во Франции, которым предоставили 10 фотографий людей. Для каждого человека нужно было выбрать корректное имя из четырех предложенных. Вероятность того, что участники эксперимента случайно угадают имя, составляла 25%. При этом количество правильных ответов составило уже 41%.

В третьей фазе исследования психологи использовали 36 тыс. фото женщин и 58 тыс. фото мужчин. Данные разделили на две части, одну использовали для обучения нейросети, а на другой тестировали результаты. Нейросеть смогла угадать имена людей, изображенных на фотографиях, с точностью 60%. При этом вероятность того, что компьютер случайно выберет правильное имя, составляла 50%.

Нейросеть рисует: 10 способов создать картинку по фото или описанию
Экономика инноваций 

Культурный барьер

После двух экспериментов, где израильтяне и французы пытались угадать имена соотечественников, ученые провели третий опыт. Он был межнациональным (израильтянам попались французы на фото и наоборот). Добровольцам опять нужно было сопоставить имя и фото человека.

Эксперимент оказался неудачным: участники не смогли точно сопоставить лица и имена людей из других стран. У французов доля правильных ответов составила 27%, а у израильтян — 22%. Вероятность случайного успеха в обоих случаях составляла 25%.

Ученые пришли к выводу, что способность угадывать имена по внешнему виду неотрывно связана с национальными особенностями.

Стереотипы о связи имени и внешности

Исследователи Университета Макгилла в Канаде отмечают, что часто люди связывают внешность человека с тем, как звучит его имя. Это также доказывалось опытным путем. В эксперименте добровольцам показывали две фотографии. На одной был изображен мужчина атлетического телосложения с бородкой и пышной копной волос, а на другой — более полный лысый мужчина с широким носом. Испытуемым нужно было угадать, кого из людей зовут Тим, а кого — Боб. Чаще всего имя Тим присуждали первому, а Боб — второму. Это связано с тем, что само слово «Боб» воспринимается как нечто округлое, что переносится на облик человека.

Один из самых известных лингвистических экспериментов был связан с похожим феноменом. В нем добровольцев просят определить, какую из клякс можно назвать «буба», а какую — «кики».

Кляксы «кики» и «буба», которые показывали испытуемым (Фото: Wikimedia Commons)

Подавляющее большинство людей называет более округлую форму «буба», а более острую — «кики». Так происходит вне зависимости от языка, культурных и социальных аспектов.

Исследования продолжаются

После израильско-французского исследования был проведен ряд похожих экспериментов в разных странах. Результаты подтверждались везде, кроме Великобритании. Однако методика проведения на этот раз отличалась: добровольцам давалось имя, и нужно было определить, для какой из двух фотографий оно подходит лучше всего. Из-за этого, считают исследователи Университета Макгилла, выводы не совсем корректны — возможно, такая методика запускает другие когнитивные процессы по сравнению с описанными в работе израильских и французских коллег. Эффект совпадающего с лицом имени пока не изучен до конца. Скорее всего, в будущем исследования в этой сфере продолжатся.

Как это устроено Короче Культурные тренды
Главное