Что такое инициатива «Пояс и путь», зачем она Китаю и полезна ли России
Об экспертах:
Александр Габуев — китаевед, старший специалист Фонда Карнеги за международный мир;
Владимир Петровский — китаевед, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН.
Что такое «Пояс и путь»
Инициатива «Пояса и пути» объединяет сухопутный и морской путь из Китая в Европу. Раньше она называлась «Один пояс — один путь». Слово «путь» неслучайно, так как концепция развивается под лозунгом нового Шелкового пути. Это совокупность проектов в различных областях: транспортных, логистических, торговых и других. Владимир Петровский считает, что инициатива напоминает международный экономический режим, так как в ее рамках разные страны действуют согласованно в общих интересах. Она также не является интеграционным проектом, а принудительные механизмы отсутствуют.
Александр Габуев утверждает, что «Пояс и путь» — это не конкретный план, а общие идеи, которые можно выразить так:
«Китай — мощная и возвышающаяся экономически страна, главная торговая держава, средоточие множества цепочек добавленной стоимости, поэтому было бы здорово торговать со всем миром».
Участвовать в инициативе могут все желающие. Для того, чтобы стать ее частью, достаточно провозгласить приверженность концепции. Инициатива связана с попыткой Си Цзиньпиня, председателя КНР, найти свой крупный проект во внешней политике по аналогии с прошлыми лидерами страны. Например, у Цзян Цэминя (генсек компартии Китая с 1989-го по 2002-й) он представлял собой идею выхода китайских корпораций на мировой рынок, а у предшественника Си Цзиньпиня Ху Цзиньтао — мирное возвышения Китая, подчеркивает Габуев.
Как запустился «Пояс и путь»
В сентябре 2013 года Си Цзиньпин приехал в Астану и прочитал лекцию, в которой провозгласил широкую рамочную идею того, что Китаю с Центральной Азией пора начать сотрудничество по ряду направлений: политическому, транспортному, финансовому, торговому и другим. Это назвали «Экономический пояс Шелкового пути». Через два месяца он выступал в Юго-Восточной Азии и подчеркнул, что можно возродить древний морской торговый путь, отмечает Александр Габуев.
Владимир Петровский рассказывает: в 2013-м Си Цзиньпин предложил систему «сопряжения стратегий». Она предполагает, что каждая из стран, которая хотела бы присоединиться к инициативе, должна принести свое видение и выработать собственный план. По его словам, изначально речь шла только о сухопутных маршрутах, которые напоминали бы традиционный Шелковый путь. Через несколько месяцев возник морской путь. Также обсуждается «Ледяной Шелковый путь» — использование Северного морского пути с применением ледоколов. Он был бы тоже выгоден с точки зрения срока доставки грузов из стран Восточной Азии до европейских портов. Получается на 10-12 дней быстрее, чем через Суэцкий канал, в котором могут снова произойти непредвиденные обстоятельства, резюмирует Петровский.
Зачем Китаю «Пояс и путь»
«Пояс и путь» — бюрократический проект в персоналистском режиме, поэтому его можно сравнить с идеями модернизации Дмитрия Медведева или общим вектором цифровизации в третий срок Владимира Путина, замечает Александр Габуев. Все присоединяются к инициативе по указанию лидера. Если вы китайский олигарх и хотите купить футбольный клуб в Европе, то для легитимации внутри страны достаточно сказать, что это часть гуманитарного аспекта инициативы. Можно даже придумать броское название, например, «Спортивный Шелковый путь». Это трансформер, который различные игроки внутри китайской политической системы используют для того, чтобы получить одобрение лидера, деньги и публичность.
С другой стороны, Китай — огромная индустриальная страна, большая часть внутренней инфраструктуры которой уже построена. Чтобы эти мощности не простаивали, нужно экспортировать их за рубеж. Соответственно, многие объекты инфраструктуры «Пояса и пути» нужны для доставки китайских товаров на развивающиеся рынки. Также может происходить и обратный процесс — вывоз в Китай природных ресурсов других стран. Более того, ими могут пользоваться и местные предприятия, за счет чего возникают различные бизнес-решения. Китаю это тоже выгодно: экономики соседей растут, растут объемы торговли, появляется больше объектов для инвестиций, поэтому ситуацию можно охарактеризовать как win-win, говорит Габуев.
Транспортные проекты «Пояса и пути»
«Пояс и путь» — это не только торговля, но и развитие логистических цепочек, транспортных коридоров, в том числе автомобильных и железнодорожных, отмечает Владимир Петровский. Например, шоссе, которое идет из Белоруссии через Смоленскую область к Оренбургской, а затем через Казахстан в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Однако все задерживается из-за России. Казахстан уже построил свою часть, а Россия немного затягивает.
Также обсуждается проект высокоскоростной железнодорожной магистрали из Москвы в Пекин. Пока строится часть до Казани. Эти решения играют важную роль в инициативе, что выражается в китайской поговорке: «Хочешь стать богатым — построй дорогу». России эти проекты также выгодны, так как они помогают обустроить бескрайние евразийские просторы страны. Большее количество магистралей помогает РФ реализовать свой транспортный потенциал в качестве связующего звена между Европой и Азией, подчеркивает Петровский.
Как финансируются проекты «Пояса и пути»
Механизмы финансирования инфраструктурных проектов разнятся. Маленькие страны Юго-Восточной Азии часто берут льготные китайские кредиты. Владимир Петровский приводит в пример железную дорогу из Китая в Лаос, которая принесла местной экономике много денег. Однако всегда есть риск невозврата — власти Шри-Ланки, например, не смогли отдать средства, выделенные Китаем на строительство порта. В итоге по условиям кредита Китай взял его в аренду на 99 лет.
У западных политиков и экспертов традиционно скептическое отношение к «Поясу и пути». Они называют это распространением китайской сферы влияния. Однако дело в том, что главными участниками инициативы становятся граничащие с Китаем страны, которым априори выгодно такое партнерство. При этом страны Африки часто берут китайские средства заведомо зная, что не смогут их отдать. Эта модель рискованна. Россия предпочла бы инвестиционное взаимодействие, на что пока Китай идет не очень охотно. Отчасти потому, что в РФ возникают постоянные проблемы — с привлечением частного капитала, с расходованием средств и так далее, резюмирует Петровский.
Как в России относятся к инициативе
По мнению Владимира Петровского, внедрение России в «Пояс и путь» несколько затянулось. На это повлияло два фактора:
- Первый — опасения того, что эта инициатива может быть выгодна только Китаю, а России особых дивидендов не принесет. Эта настороженность была снята после того, как в 2017 году Владимир Путин предложил идею Большого евразийского партнерства. Во многом она напоминает «Пояс и путь» — усиление экономических взаимосвязей на континенте, например, между Евразийским союзом, Шанхайской организацией сотрудничества, АСЕАН и так далее.
- Второй — Россия не выработала отдельную стратегию в контексте «Пояса и пути». По мнению Петровского, она должна быть провозглашена в межведомственном документе, на основании чего удастся составить ряд совместных проектов и начать их обсуждение с Китаем.
Александр Габуев солидарен с коллегой. По его словам, России выгодны инвестиции Китая, так как у нее было не так много денег до 24 февраля, а сейчас — еще меньше. Строительство портовой инфраструктуры или терминалов для отправки сжиженного природного газа привлекает капитал и создает объекты, которые будут работать как на китайские, так и на российские интересы.
Как на «Пояс и путь» повлияли события 2020-2022-х
Пандемия осложнила взаимодействие стран «Пояса и пути», объясняет Владимир Петровский. Во второй половине 2021 года все начали обсуждать то, как выйти на доковидный уровень в торговых отношениях, а потом против России ввели санкции, которые еще больше затруднили российско-китайское экономическое взаимодействие. Исследователь отмечает: торговле война не нужна, поэтому Китай занял нейтральную позицию и призывает к скорейшему завершению конфликта.
С другой стороны, у России появился новый стимул активнее развивать стратегию в контексте «Пояса и пути», так как все поставки энергоносителей, основные магистрали и другие аспекты теперь будут ориентированы не на Запад, а на Восток. Таким образом, инициатива становится более актуальной, резюмирует Петровский.
Будущее «Пояса и пути»
По словам Александра Габуева, с 2015 года Китай проводил масштабную проверку своих финансовых секторов и выяснилось, что балансы многих банков выглядят очень плохо. Поэтому средств на долгосрочные проекты с плохой окупаемостью гораздо меньше, чем планировалась при запуске инициативы в 2013-м. Так что с середины 2010-х фиксируется гораздо большая аккуратность при вложении средств. Габуев считает, что Китай калибрует свое поведение, а вопрос «Пояса и пути» в 2020-2021 годах все реже поднимается. Скорее всего, будущее инициативы можно будет узнать на съезде Коммунистической партии Китая в ноябре 2022 года.
Владимир Петровский настроен более оптимистично. По его словам, процесс важнее результата: инициатива долгосрочна и рассчитана на несколько десятков лет. На нее могут влиять отдельные негативные обстоятельства, вроде пандемии или санкций, однако полноценно не нарушат ее развитие.