Венчурный рынок ОАЭ: есть ли на нем место отечественным стартапам
Об эксперте:
Антон Аликов, генеральный партнер Arctic Ventures.
В последние годы ОАЭ уверенно заявляет о себе на венчурной сцене. Среди богатейших ближневосточных петрократий, да и вообще стран арабского мира, успех в технологическом развитии — это достаточно редкий пример успешного преобразования доходов от добычи природных ресурсов в широкомасштабный прогресс. Но одного капитала было бы недостаточно.
Экономика ОАЭ — самая конкурентоспособная в арабском мире, согласно рейтингу Международного валютного фонда за 2022 год. Ближайшие по географии к ОАЭ технологические оазисы — это Израиль и Индия, но секреты их успеха совершенно иные. Богатые государства Персидского залива, такие как Катар и Бахрейн, имеют аналогичные виды на технологическое развитие, но пока и близко не достигли успеха ОАЭ. Это еще раз подтверждает вывод, что рецепт экономического процветания обычно очень специфичен и редко работает в других странах.
Правительственная поддержка
Сейчас мир переживает самый быстрый энергетический переход в истории, и правительство ОАЭ уже давно осознает последствия этого перехода для своих основных нефтегазовых активов, которые могут потерять актуальность на горизонте 15–20 лет. Поэтому много лет оно ставит перед собой самые амбициозные цели по расширению экономического разнообразия и созданию устойчивости.
Для достижения этих целей ОАЭ осуществили крупные фискальные и правовые реформы, а также запустили крупномасштабные программы:
-
по приватизации активов,
-
расширению государственно-частного партнерства,
-
раскрытию ценности реальных активов и инфраструктуры,
-
развитию человеческого капитала.
Как результат — в страну пошли иностранный капитал и технологии. В этом контексте ОАЭ достаточно быстро признали высокую важность венчурных инвестиций для достижения вышеуказанных целей.
Именно правительственные инициативы стали ключевым фактором бурного экономического роста технологического сектора. Успех политики можно подчеркнуть таким фактом: в ноябре 2021 года израильский венчурный фонд OurCrowd стал первым в истории израильским фондом, нацеленным на технологические стартапы в ОАЭ.
Такая ситуация объясняется и рядом исторических и экономических факторов, которые сошлись воедино именно в ОАЭ, ведь даже у ближайших соседей в технологическом плане пока все достаточно скучно, хотя и есть средства. Попробуем в них разобраться.
Многокультурность
Выгодное месторасположение на пересечении торговых путей между Европой, Азией и Африкой, а также выход к морю уже с XV века привлекли пристальное внимание к региону со стороны европейских супердержав, особенно Португалии и Великобритании. На полуострове появилась крупнейшая коммерческая структура тех лет, Британская Ост-Индская компания. Британцы оставили после себя английский язык, широкие торговые связи, а также английское право, которое смешалось с шариатом. Таким образом, страна с давних пор принимает у себя множество иностранцев, что проявилось в умеренности исламских обычаев, культурном разнообразии, знании языков, торговых связях.
Тесные бизнес-связи с ОАЭ и даже получение гражданства — достаточно частая история среди наших соотечественников-предпринимателей. Среди тех, кто стал гражданами страны — создатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров и основной бенефициар компании «Еврохим» Андрей Мельниченко.
Быстрая диверсификация экономики
Как уже отмечалось, основа нынешнего богатства ОАЭ — это нефть и газ, которые нашли в стране в 1950-х годах. Экспорт нефти начался в 1960-х, а мировой нефтяной кризис 1970-х годов взвинтил цены на небывалую высоту и быстро вывел ОАЭ в когорту лидирующих стран региона.
В эти годы был создан суверенный инвестиционный фонд Abu Dhabi Investment Authority. Приток капитала и приглашение иностранных рабочих и специалистов позволили быстро построить отличную инфраструктуру (дороги, аэропорты, порты), а также значительно диверсифицировать экономику, сформировав практически с нуля такие индустрии, как туризм, транспорт, телеком, сельское хозяйство, энергетика, розничная торговля.
Молодые потребители
Немаловажным фактором успеха ОАЭ также является и демография. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки проживает 7,5% населения мира, а преобладает молодое население.
Из почти 600 млн жителей региона более половины моложе 25 лет. То есть население открыто к инновациям и не привязано к традиционным методам ведения бизнеса.
Кто и во что инвестирует в ОАЭ
Начиная с 2000-х годов ОАЭ создает у себя финансовый центр регионального, а потом и глобального уровня. Этому послужили нефтяной капитал, торговые связи, наличие необходимой инфраструктуры, внимание правительства и умение приглашать большое количество иностранных специалистов. В ОАЭ открылись представительства крупнейших банков, консалтинговых фирм, брокерских домов. Постепенно начали появляться и международные фонды частного инвестирования, а затем и венчурные фонды.
В 2000-е годы появились собственные крупные инвестиционные структуры: Mubadala Investment Company, Emirates Investment Authority, Investment Corporation of Dubai, Dubai Investment Fund и другие. Они все так или иначе связаны с государством. В 2010-е появились и собственные венчурные фонды, среди которых Arzan Venture Capital, Dtec Ventures, EQ2 Ventures, Iliad Partners, Jabbar, BECO Capital. Весной 2022 года наследный принц и председатель Исполнительного совета Дубая, объявил о запуске венчурного фонда с объемом финансирования в $100 млн для поддержки стартапов и предпринимателей.
Страна очень быстро прошла путь от сырьевой экономики к государственному финансовому капитализму и, как следствие, развитому инвестиционному бизнесу. Благодаря этому удалось диверсифицировать экономику и создать направление венчурных вложений в технологические бизнесы. Структуры ОАЭ выступают как поставщиками венчурного капитала в зарубежные проекты, так и реципиентами иностранного капитала и технологий у себя дома.
Отчет исследовательской компании Magnitt говорит, что на ОАЭ пришлось 46% всего венчурного капитала, полученного стартапами на Ближнем Востоке и в Африке 2021 году, также там зарегистрировано 26% сделок, проведенных в регионе.
ОАЭ взращивает и собственных «единорогов». Две эмиратские компании, Kitopi, ведущая платформа облачных кухонь, и Pure Harvest Smart Farms, инноватор в области устойчивого сельского хозяйства, вошли в список пяти ведущих компаний, которые привлекли крупнейшие раунды в регионе.
В пятерку основных видов деятельности эмиратских стартапов, привлекающих венчурный капитал, входят: фудтех, финансовые технологии, электронная коммерция, транспорт и логистика, а также корпоративное программное обеспечение.
Страна и правительство открыты и стартапам будущего. Набирают популярность криптовалютные проекты и метавселенные. Например, власти запускают проект «Метавселенная Дубая» чтобы в течение пяти лет создать 40 тыс. дополнительных виртуальных рабочих мест. Также заявила о планах развивать метавселенную авиакомпания Emirates Airline. В июле 2022 года правительство запустило $820-миллионный Национальный космический фонд, чтобы развивать свою космическую индустрию — это уже не первая космическая инициатива, но первый шаг такого масштаба.
Нефтегазовый капитал и правительственные инициативы по созданию диверсифицированной экономики являются тем фундаментом, на котором строится технологический прогресс страны. Однако также важными факторами успеха выступили исторические особенности страны, демография региона, культурное и языковое разнообразие, быстрое развитие финансовой индустрии. ОАЭ нашла свой рецепт успеха в сложном сочетании многих редких факторов и навыков, которые едва ли присутствуют в других странах полным списком.
Российские инвесторы и предприниматели
Российские инвесторы и стартапы тоже пытаются влиться в венчурный тренд, заданный правительством ОАЭ. Но пока это точечные проекты и сделки.
К слову, страна не стала местом релокации ИТ-стартапов и венчурных фондов из России весной 2022 года, и даже те, кто попытался сделать это в эмоциональном порыве, уже вернулись. Среди причин часто называются довольно сложный процесс организации бизнеса в ОАЭ, который требует скорее стратегического, чем спонтанного подхода. Летняя жара, вынуждающая уезжать на несколько месяцев из региона, также является одним из факторов, почему страну не рассматривают для круглогодичной работы и проживания.
Отдельные российские предприниматели выходят на рынок ОАЭ самостоятельно либо через акселераторы. Особой популярностью среди акселераторов пользуется Zayed Middle East Accelerator, существуют и совместные программы с российскими компаниям, например Hub71 и «Сбера». Примеры проектов с российскими корнями — сервис экспресс-доставки продуктов YallaMarket и маркетинговая WiFi-сеть Hot-WiFi.
Если говорить о венчурных инвестициях, ОАЭ не входит в топ стран у российских инвесторов. Они по-прежнему предпочитают США (инвестиции в американские проекты, к слову, несмотря на огромное число санкций, легальны как со стороны США, так и со стороны России), а также Европу и Азию. Но примеры есть, и в основном это криптовалютные проекты.
Отношение к российским инвесторам в стране нейтрально-дружелюбное, какие-либо ограничения не наблюдаются. Действия России на мировой арене привели к сильнейшему подорожанию нефти и газа за последние годы — настоящему нефтегазовому ренессансу, и ОАЭ — прямой бенефициар этой ситуации. За первый квартал 2022-го экономика страны выросла на 8,2%, а за полугодие рост может составить и более 10%, как в Саудовской Аравии. Приток капитала страна направляет на венчурные инвестиции в том числе.