Роботы под санкциями: будущее индустрии в России
Об эксперте:
Екатерина Дегай — директор по маркетингу Abagy Robotic Systems. Компания работает в США и Европе. Была создана в России в 2017 году, но в 2022 году ушла с российского рынка.
Что такое робототехника
Для начала стоит обозначить, что именно относится к робототехнике. Одна из наиболее влиятельных в мире ассоциаций робототехники IFR — International Federation of Robotics — ежегодно измеряет, какое количество роботов покупается в разных странах, в том числе в России. IFR выделяет два вида робототехники: индустриальную и сервисную.
Сервисная робототехника
В ней есть несколько направлений: доставка, клининг, медицина, ресторанные роботы, социальные роботы. Но в этом материале мы сосредоточимся на индустриальной роботехнике, так как именно она составляет значительную часть рынка.
Индустриальная робототехника
К ней относятся все те роботы, которые умеют варить, красить, резать на производственных предприятиях. Это так называемые шестиосевые манипуляторы, которые устроены как человеческая рука.
В индустриальной робототехнике также можно выделить отдельное направление коллаборативной робототехники. Это роботы, которые созданы для совместной работы с человеком: с помощью датчиков они реагируют на его приближение — останавливаются в случае опасности. Например их могут применять при сборочных операциях: часть задач выполняет человек, часть — робот. Это безопасные роботы. Но при этом они более медленные. Кроме того, они меньше в размере, потому что соотносимы с человеком, соответственно их достижимость (рабочая зона) ниже, чем у индустриальных роботов.
Топ-стран, покупающих индустриальных роботов
Сейчас в мире установлено около 3 млн индустриальных роботов. Статистика собирается довольно медленно, поэтому наиболее свежие данные относятся к 2020 году. В 2020 году было продано 384 тыс. новых роботов, 168 тыс. из них, то есть больше половины, были проданы Китаю.
Помимо Китая в топе наиболее активных покупателей роботов находятся еще три страны: Япония, США и Южная Корея (около 30 тыс. роботов на каждую). Далее по списку Германия — там покупают 22 тыс. роботов в год.
Но более точным показателем уровня роботизации страны является количество роботов на 10 тыс. рабочих. Сейчас самый высокий показатель у Южной Кореи — 932 робота на 10 тыс. человек. В США или Китае — 240–250 роботов на 10 тыс. человек, то есть степень роботизации в четыре раза ниже. Для сравнения, в России всего 6 роботов на 10 тыс. человек.
5 международных брендов роботов
Сейчас поставки зарубежных роботов в Россию официально приостановлены. И все чаще можно услышать об идее запуска производства российских роботов. И такие уже в действительности есть, но их доля крайне низкая. В 2019 году в России было продано 1410 роботов, российскими из них были только 87.
Как и во всем мире, в нашей стране лидирует пятерка международных брендов-производителей роботов. Три из них японские: FANUC, Kawasaki и YASKAWA. Один шведский — компания ABB. А также компания KUKA, которая изначально была немецкой, но сейчас принадлежит китайской Midea Group.
Эти пять брендов занимаются созданием робототехники на протяжении уже 60–70 лет. Уровень их роботов уже настолько высок, что по сути они уже предлагают рынку почти одинаковый продукт, отличия, скорее, в нюансах. Эти компании конкурируют не столько технологически, а сколько, например, с помощью сервиса: создают в каждой из стран присутствия сеть интеграторов. Интеграторы — это компании, которые устанавливают роботов на промышленных предприятиях. Сами вендоры довольно редко занимаются интеграцией, только для ключевых клиентов. В России у каждого из перечисленных вендоров есть представительства и интеграторы — это говорит о том, что наш рынок им интересен. Но мы понимаем, исходя из объемов продаж, что он для них все же далеко не основной.
Российские роботы и импортозамещение
Так как ведущие бренды сейчас вынуждены стоять [в России] на паузе, бенефициарами в этой ситуации могут стать китайские бренды.
Китайские производители роботов уже присутствуют в России. Их ниша до санкций — простые и дешевые решения. Ранее они не пытались конкурировать с лидерами и не думали о сложных проектах роботизации (с несколькими роботами, треками, портальными системами). Возможно, что сейчас они пересмотрят свои стратегии. Для этого им предстоить предолеть проблему доверия: российские производственники не уверены в качестве китайских роботов.
Если говорить о китайских роботах, то в целом это растущий, набирающий обороты рынок. Почему они успешны, а в России, на мой взгляд, создавать российских роботов нет смысла? Потому что в Китае есть огромный внутренний рынок. Это главная страна-потребитель роботов. Только в 2020 году установлено 168 тыс. роботов. И почти четверть из них уже были китайскими. У них существует государственная политика по поддержке робототехники. В Китае сегодня десятки брендов роботов. На их создание выдаются субсидии. Их задача — вытеснить огромное число зарубежных роботов, которые продаются на их внутреннем рынке каждый год.
В России в среднем за год продается всего 1–1,5 тыс. роботов. Это в 100–150 раз меньше, чем в Китае. Был момент, когда KUKA была готова рассмотреть возможность переноса сборки своих роботов в Россию. Для этого им нужен был рынок в 5 тыс. роботов год. Но этого так и не случилось. Для запуска российского бренда роботов, думаю, нужен минимум рынок в 10 тыс. роботов в год. А его нет.
Это если даже оставить за скобками необходимость огромных инвестиций в разработку технологий с ноля. А также фактор времени. Китайские производители могут прийти на рынок прямо завтра. Нам просто не хватит времени, чтобы закрыть возникший дефицит роботов.
Почему в России так мало роботов
На самом деле, чтобы применять робототехнику, не обязательно производить роботов. В России мало роботов из-за специфики производств.
Основным драйвером робототехники в мире является всего две индустрии — это автомобилестроение и электроника. В этих индустриях производят миллионы одинаковых изделий. Это так называемый серийный рынок. Там обычно и применяют роботов. В России множество предприятий, но они производят малые серии или вообще единичные с точки зрения роботов изделия.
В России будет больше роботов, когда они будут применяться на несерийных производствах. И это касается не только нашей страны, а всего мира. Уровень роботизации в большинстве стран на самом деле все еще очень низкий. Если говорить, например, о сварке, то вокруг нас огромное число металлических конструкций и большая часть из них до сих пор сваривается вручную. Строительные балки, дорожные конструкции, строительная техника, кораблестроение, трейлеры, грузовики, конвейеры и множество других индустрий, в которых работы выполняются людьми, а не роботами.
«Наша компания в какой-то момент поняла эту проблему. Чтобы ее решить, нужно делать умных, адаптивных, гибких роботов, таких же как люди. Тогда роботы будут использоваться на несерийных производствах и их количество станет выше».
Гибкие роботы для нестандартных задач
Для каждого изделия робота нужно программировать: каждое его движение — это набор траекторий — точек в пространстве. Настройка производственной линии с роботами — дорогая задача. Если линия производит миллионы идентичных изделий, это окупается. Но если каждое изделие надо программировать, это становится бессмысленным.
И вот здесь мы видим технологию, способную кардинально изменить промышленную робототехнику. Мы создали софт, который позволяет роботов больше не программировать. Он генерирует траектории движения роботов автоматически. Достаточно загрузить 3D-модель изделия (из любой CAD-системы, которая используется на заводе для проектирования), выбрать определенные сварные швы или покрасочные поверхности и задать нужные параметры.
Но мало создать такую программу для роботов. Ее надо также исполнить на работах в реальных условиях предприятия, ведь физический и реальный мир всегда отличаются. Для робота отличия в миллиметры являются существенными. Допустим, перед финишной сваркой вы собрали деталь не идеально — какое-нибудь ушко балки сместилось на 5 мм. Или вы положили деталь в рабочую зону со смещением на эти же 5 мм. Для робота это уже новые задачи. Мы решаем эту проблему с помощью машинного зрения. Прежде чем выполнить поставленную задачу, роботы Abagy сканируют деталь, сравнивают ее с идеальной моделью, анализируют отклонения и корректируют движения. Как если бы это сделал живой сварщик. То есть роботы могут быть адаптивными и умными.
Тренды робототехники
Использование роботов не только на серийных производствах — новый тренд, который отвечает запросу на персонализацию. Когда-то Форд придумал конвейер, мир научился делать продукты массовыми, сейчас — обратная история. Мы переходим от однотипного производства к производству под конкретную задачу. Это становится возможным, когда роботы умнеют. Благодаря запуску этого процесса начинает трансформироваться и мир людей.
Другой большой тренд — возврат производств к месту потребления, к конечному пользователю. Ранее многие производства были вынесены в Китай, где была дешевая рабочая сила. После ковида, а также из-за изменений логистических цепочек стало ясно, что это не лучшая схема. Если работают роботы, а не люди, то куда выгоднее иметь производство рядом с местом сбыта.
Можно пойти еще дальше — использовать шеринг производственных мощностей. Например, если у предприятия возникает простой робототехнической ячейки, они могут выполнять сварку не только для собственных задач, но и для других компаний.