Что такое сторителлинг, зачем и как его применять в бизнесе
Об эксперте:
Марина Васильева, создатель онлайн-школы по продающему сторителлингу «Текстомания» и контент-наставник топ-блогеров и экспертов.
Что такое сторителлинг?
Классическое определение звучит просто: это «искусство рассказывания историй». Но как, где и зачем рассказывать эти истории? Ведь сейчас сторителлингом называют и рекламные ролики Coca-Cola, и несколько сторис, записанных юным тиктокером, и легенду бренда, которую рассказывают на деловых презентациях продвинутые предприниматели.
Сторителлинг — это навык рассказывания историй, который можно и нужно использовать в своих каналах коммуникации системно и регулярно без больших бюджетов на продакшн. Благодаря правильно рассказанной истории подписчик становится лояльнее к вашему бренду, начинает ясно и отчетливо видеть ценность продукта или услуги и покупает их. Сторителлинг — это инструмент, который может работать на вас без вашего участия.
Почему это ключевой инструмент и что он дает
Большинство компаний до сих пор не используют сторителлинг в бизнесе и идут проторенным путем, который стоит им расходов на отделы маркетинга. Что делают чаще всего, когда хотят рассказать о новостях миру? Рассылают пресс-релиз, публикуют пост в социальных сетях или отправляют рассылку.
Это традиционные инструменты, которые используют, чтобы донести свои новости до аудитории и общественности. Но многие пресс-релизы не допускают до публикации, а рассылку воспринимают как спам. А все потому, что они написаны скучно и банально. Сторителлинг же позволяет рассказать о новости так, что пресс-релиз не окажется выброшенным, а читатели воспримут пост или рассылку с интересом.
Каждый день владельцы или топ-менеджеры компании принимают десятки сложных решений, нацеленных на развитие бизнеса, на улучшение сервиса, запускают новые проекты и продукты, работают с обратной связью от потребителей. При этом они постоянно сталкиваются со сложностями, горящими сроками и другими преградами. С помощью приемов сторителлинга из этого можно сделать историю, за которой читатель будет следить.
Где применять сторителлинг: советы SMM-менеджерам и владельцам бизнеса
Используйте сразу несколько каналов коммуникации с целевой аудиторией, чтобы рассказать историю.
-
Соцсети. В них регулярно делитесь историями о создании продукта, о запуске новых проектов, о том, что стало импульсом для этого, о сложностях и вызовах, с которыми вы столкнулись на вашем пути, и о победах, к которым в итоге пришли. Это вызовет эмоциональный отклик аудитории.
-
Рассылка. В ней вы можете использовать истории, которые не поместились в соцсетях.
-
Мессенджеры. Здесь отлично работают небольшие истории или тизеры, которые будят любопытство и вызывают желание перейти на пост, чтобы прочитать историю целиком.
-
СМИ. Для СМИ выбирайте истории с самыми яркими достижениями и кейсами.
-
Видеоформат: эфиры, ролики на YouTube. Регулярно создавая истории для соцсетей и рассылки, вы одновременно создаете персональную картотеку историй своего бренда. Часть из них отлично подойдет для видеоформата.
-
Сторис. Благодаря грамотному сторителлингу в сторис вы можете использовать их для увеличения продаж в вашем бизнесе.
-
Выступления. Для них хорошо подходит аутентичная история создания бренда.
-
Сайт. Используйте на нем элементы сторителлинга, чтобы захватить внимание и увеличить конверсию.
-
Самопрезентация и нетворкинг. В этих случаях вам пригодится заготовка, сделанная на основе аутентичной истории создания вашего бренда, которую вы можете рассказать за 30–60 секунд, чтобы запомниться и выделиться среди других участников.
Действенная схема сторителлинга
Большинство подходов к сторителлингу, представленных на рынке, сложно использовать на регулярной основе. Они либо рассчитаны на опытного рассказчика, либо подходят только для выступлений — но никак не для ежедневных историй.
В своей практике при работе с топ-блогерами и экспертами Марина Васильева, создатель онлайн-школы по продающему сторителлингу «Текстомания», предлагает использовать модель «Формула текста».
Она не затратна в производстве, позволяет создавать контент для своих соцсетей и рассылки регулярно, не создает эффект баннерной слепоты у читателя.
«Формула текста» учитывает:
-
три критерия, важных для бизнеса: быстрота и легкость производства, не требует вдохновения и специального литературного или филологического образования, повышает охваты и вовлеченность и увеличивает продажи и прибыль;
-
три принципа: обязательный призыв к действию, простота и лаконичность, ясная структура.
Формула сторителлинга:
Захват внимания — завязка — точка перелома — развязка — CTA (call to action).
Разбор формулы сторителлинга
Марина Васильева предлагает разобрать формулу сторителлинга на примере одного из ее постов в соцсети.
Захват внимания
«Я пришла на обучение за 100 тыс. руб в месяц. Здесь учатся продюсеры международных проектов и эксперты, которые зарабатывают от 1 млн руб. в месяц».
Показываем, какого уровня обучение проходим, и используем здесь триггеры сообщества, авторитета и развития.
Завязка
«Мы разбирали посты, и я выбрала для разбора пост, который начинался со слов «Да, я гений». Я считала это не самым удачным заходом. Потому что такую заявку нужно оправдать. Потому что кого-то это может взбесить: «Да кто ты такая? Гениальная тут нашлась». Потому что это может раздражать и вызывать зависть.⠀
И тут Катя, одна из участниц, сказала: «Круто, что ты назвала вещи своими именами, ты и правда гений, я проходила все твои курсы. Но у меня вопрос: что я могу пройти у тебя сейчас?» Слова Кати подхватили другие участницы».
Рассказывая предысторию, мы используем триггер провокации. «Многие из нас страдают синдромом самозванца, а я захожу с другой стороны и заявляю: «Да, я гений». Это цепляет внимание. Но я тут же отрабатываю возражения и озвучиваю внутренний диалог: «Да, это может раздражать и вызывать зависть». Но далее я использую триггер контраста и неожиданности и говорю о том, что такое провокационное заявление неожиданно вызвало поддержку сообщества», — говорит Васильева.
Точка перелома
«Я опешила. У меня действительно нет продуктов для тех, кто уже учился у меня, кто делает рынок инфобиза, кто постоянно растет и учится за ₽100 тыс. в месяц. Я ушла с мастермайнда с твердой мыслью запустить наставничество в этом месяце».
«Здесь я озвучиваю типичную боль многих представителей бизнеса: возможно, я не развиваю свою линейку продуктов и теряю прибыль?» — поясняет Васильева.
Развязка
«И я сделала это. Между решением и реализацией прошло меньше двух недель. Именно за такой промежуток я запустила новый продукт. И закрыла все места на первом потоке. Я даже не успела сделать лендинг. Он был готов уже только после того, как я получила 78 заявок на 11 мест».⠀
Здесь мы используем триггер скорости — за две недели решение было реализовано. И триггер авторитета — 78 заявок на 11 мест.
СТА
«Как? Я делаю прогревы через контент по своей авторской методике, которой обучаю в личной работе. И ко мне приходят лидеры рынка, топ-менеджеры, блогеры с миллионными запусками, чтобы увеличить свои продажи с помощью контентных воронок. Но если вы пока не готовы идти ко мне в личную работу, начните с моего трехнедельного курса по продающему контенту «Формула продающих текстов для соцсетей и рассылок». 3 недели, за которые вы или ваш копирайтер научится работать с продающим контентом. Вы сможете встроить продающий сторителлинг в свой блог, чтобы он работал на продажи».
«Я использую не просто классический CTA (призыв к целевому действию) — приглашение записаться на курс. Я заворачиваю в микроисторию продающий смысл, который усиливает СТА и работает сразу в трех направлениях: на доверие, на авторитет и на продажу. Только продающий сторителлинг позволяет это сделать», — настаивает Марина Васильева.