Если работа не убьет, то сделает сильнее: чем хороша трудотерапия
Многие воспринимают труд как рутинную обязанность — без него и рыбку из магазина не выловишь, и на стол не положишь. А есть идея применения труда в терапевтических целях, которая с успехом применяется не только для тех, кто нуждается в стационарном лечении, но может быть и адаптирована для того, чтобы привести себя в порядок, снять тревожность, «расслабить мозг».
Такой метод лечения и поддержания качества жизни называется трудотерапией. Из названия легко догадаться, что это применение трудовых форм занятости в терапевтических целях. С ее помощью можно развивать, восстанавливать или поддерживать физическую и умственную активность и продуктивную деятельность как у отдельных лиц, так и у групп и сообществ людей.
Трудотерапия — это еще и профессия в отрасли здравоохранения. Если аутотерапия с помощью каких-то форм труда для снижения уровня стресса или подавленности может применяться человеком даже интуитивно (кто-то начинает перемывать посуду, гладить рубашки, вязать или колоть дрова), то в случае реабилитации после травм к терапевту предъявляются высокие профессиональные требования. Терапевты в этой области часто работают с людьми, у которых наблюдаются проблемы с психическим здоровьем или с нарушениями психического развития, людьми с врожденной или приобретенной инвалидностью или различными травмами как физического, так и психологического характера.
Трудотерапия может включать помощь детям с ограниченными возможностями в адаптации к процессу обучения в школе и к разного рода социальным ситуациям. Для взрослых и детей трудотерапия может быть полезна при реабилитации после травм. Она может оказать поддержку пожилым людям, испытывающим физические и когнитивные изменения.
Специалисты в области трудотерапии нередко тесно сотрудничают с профессионалами в области физиотерапии, патологии речи и языка, аудиологии, ухода за больными, социальной работы, психологии, медицины и вспомогательных технологий.
Анжелика Джолли, психолог: «Трудотерапия это использование в процессе реабилитации адаптированной для пациентов деятельности. У трудотерапии широкий спектр применения, ее можно использовать как для обучения самостоятельному уходу за собой, помощи в социализации, так и в целях нарабатывания реальных трудовых навыков с перспективой последующего трудоустройства.
В процессе трудотерапии пациенту подбирают подходящую именно к его ситуации нагрузку, чтобы деятельность была соразмерной и могла приносить не только развитие, но и удовлетворение от процесса. Трудотерапия работает только на добровольной основе, любое давление или принуждение может вызвать обратный эффект и ухудшить состояние, также вызвать дополнительные симптомы к уже имеющимся. Самое важное — мотивация самого пациента».
Как вообще появилась идея
Примеры использования трудовой занятости в терапевтических целях можно найти в позднем эллинизме. Греческий врач Асклепиад на рубеже II и I веков до н. э. использовал для лечения психически больных пациентов лечебные ванны, массаж, музыку и упражнения. Похожие методы использовал греческий врач II века Цельс. Но с закатом античной цивилизации относительно гуманное лечение психически больных кануло в Лету и ограничивалось в лучшем случае их жестокой изоляцией.
Реформирование психиатрии в Европе 18 века заложило основы для дальнейшего развития трудотерапии — Филипп Пинель и Иоганн Кристиан Рейл перестали использовать цепи и другие суровые ограничения в своих медицинских учреждениях. Вместо этого в конце 18 века они начали применять строгие расписания труда и отдыха. Это была эпоха «морального лечения», соответствующая духу европейского Просвещения. Эти реформы психиатрии и заложили основы трудотерапии. Движение активно развивалось в Европе, но интерес к нему в Соединенных Штатах колебался на протяжении всего 19 века. В России сторонниками широкого внедрения трудотерапии были лейб-медик при императрице Марии Федоровне (матери Александра I и Николая I) Иван Рюль, психиатр, невропатолог и реформатор системы содержания психиатрических больных в больницах Москвы Василий Саблер, психиатр, организатор системы психиатрического патронажа Николай Баженов и врач-психиатр Петр Кащенко.
На развитие трудотерапии повлияло движение «Arts and crafts» (Искусств и ремесел) 1880–1910 годов. Его участники следовали идеям теоретика искусства и художника Джона Рескина и английского писателя, художника и дизайнера, основателя движения Уильяма Морриса о превосходстве ручного труда над машинным. В США, находившихся в тот момент в стадии бурной индустриализации, аналогичные общества выступили против монотонности фабричного труда и утраты автономии из-за его механизации и стандартизации. В применении этих идей к терапии, последователи движения считали, что обучение ремеслу и искусствам через действие позволяло избежать скуки из-за длительного пребывания в больнице и предоставляло творческую отдушину.
Основоположницей трудотерапии считается американка Элеонора Кларк Слэгл (1870–1942). Ее идеи основывались на убеждении, что участие в значимой рутинной деятельности формирует благополучие человека. Внимательный читатель литературы той поры может увидеть, как подобные идеи формируют морально-этический образ старшего поколения в таких классических произведениях североамериканской литературы как «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и серии романов Люси Мод Монтгомери про Энн Ширли — «Энн из Зеленых крыш». Слэгл предложила обучение трудовым навыкам в качестве основной модели трудотерапии. Обучение было направлено на создание структуры и порядка во времени и достижение наилучшего баланса между работой, отдыхом и досугом. Ее модель трудотерапии была направлена на лечение людей с расстройствами психики, однако потенциал основных принципов, очевидно, позволил расширить ее применение для широкой аудитории.
Первая программа обучения трудотерапии была открыта Элеонорой Слэгл в 1915 году в Чикаго. В США ежегодно вручается лекторская премия имени Э. К. Слэгл. Ее присуждают тому члену Ассоциации трудотерапевтов, «который внес творческий вклад в развитие совокупности профессиональных знаний посредством исследований, образования или клинической практики».
В Советском Союзе, где трудотерапия отвечала основной идее марксизма-ленинизма, в психиатрических стационарах открывались лечебно-трудовые мастерские. Их целью было именно лечение через процесс трудотерапии. Однако исследователи отмечают, что в советской психиатрии наблюдался ряд недостатков, связанных с применением трудотерапии на практике. В частности, в лечебно-трудовых мастерских был очень ограниченный набор видов деятельности, все они были монотонными и рутинными (например, в Орловской специальной психиатрической больнице МВД СССР трудотерапия состояла в плетении сеток-авосек или мешков для картошки). Это исключало возможность поступательного развития навыков пациента и проведения поэтапной реабилитации с помощью трудовой занятости.
Жертвы советской карательной психиатрии оставили воспоминания, в которых дается далеко не самая лестная характеристика трудотерапии в лечебно-трудовых мастерских: отмечалось нарушение санитарных норм, насильственный характер терапии, превышение допустимых норм нагрузки для получения экономической выгоды от труда пациентов и недопустимость отказа от такой «терапии».
С развитием системы диспансеров появилась возможность немного снизить зависимость психиатрической помощи от стационаров и перевести некоторых больных на амбулаторное лечение, в котором мог бы применяться более широкий спектр трудовой деятельности для реабилитации. Однако существенно расширить перечень видов деятельности и таким образом индивидуализировать подход к лечению каждого пациента так и не удалось.
С развалом СССР и сопутствующим этому системным кризисом практически все подобные мастерские закрылись и точечное существование лечебно-трудовых мастерских поддерживалось исключительно за счет энтузиазма врачей и социальных работников.
Как это работает
Существует много вариантов процесса трудотерапии, которые разнятся в зависимости от школы, страны, традиций. Однако в общем, все они содержат в той или иной форме три базовых компонента: оценка специалистом текущего положения дел для определения стратегии и тактики будущей терапии, собственно процесс вмешательства (терапии) и оценка результатов. Такой относительно унифицированный подход позволяет обеспечить преемственность и последовательность терапии у разных специалистов.
Структура практики трудотерапии состоит из двух частей: домен и процесс. Домен — это окружающая среда, факторы самого пациента, такие как мотивация, состояние здоровья, статус выполнения профессиональных задач. Это контекст, который помогает понять, как диагностировать и лечить пациента. Процесс — это предпринимаемые терапевтом действия, его стратегия и тактика.
Одним из важнейших элементов является выявление сильных сторон и ресурсов как пациента, так и терапевта для разработки плана лечения.
Анжелика Джолли: «Трудотерапия применяется в самых различных ситуациях. Например, при зависимом поведении помогает переключить внимание с объекта зависимости. Также применяется в работе с детьми, имеющими особенности развития, которым важно учиться самостоятельно выполнять посильные повседневные дела.
Механизм работы трудотерапии заключается в обретении большей самостоятельности, независимости и дополнительной опоры в жизни, которая дает возможность ощутить контроль над своей жизнью и брать за себя ответственность, что благотворно влияет на все психические процессы в целом.
В отличие от привычной трудовой деятельности, где целью может быть финансовая составляющая, трудотерапией может считаться только та нагрузка, которая идет на пользу психическому состоянию человека, и способствует его развитию. Деятельность должна быть внимательно распланирована таким образом, чтобы исключить перенапряжение, стресс и выгорание».
Зачем это нужно
Трудотерапия помогает сохранить независимость и активность у пожилых людей. Регулярная занятость дает возможность продолжать участвовать в жизни общества и вести активный образ жизни. Например, к оценке трудотерапевтов прибегают, когда нужно определить степень безопасности при вождении автомобилем. В случае, если у пациента уже начались какие-то возрастные изменения, профессионал может выбрать, какие меры помогут сохранить навыки вождения, реакцию, моторику и, следовательно, обезопасить и пожилого водителя, и пешеходов.
Помимо поддержания жизненных навыков в тонусе, к трудотерапии обращаются люди со слабым зрением, она может оказать помощь при старческой деменции и болезни Альцгеймера.
Трудотерапевты могут также помочь при оценке безопасности самостоятельной жизнедеятельности пожилых людей — насколько те способны выполнять работу по дому и передвигаться. В сферу их компетенции входят рекомендации по конкретным модификациям жилища для соответствия состоянию пациента. Применение занятости в терапевтических целях позволяет бороться с депрессией у пожилых людей.
При реабилитации трудотерапия может быть полезна людям со слабым зрением — и это уже относится не только к пожилым, но и к тем, кто потерял зрение в результате травмы или в связи с профессиональной деятельностью. Кроме того, реабилитация с помощью терапевтической занятости применяется для людей с различными физическими и психическими нарушениями и травмами. Это может быть работа с детьми и взрослыми с расстройствами аутистического спектра для повышениях их социализации и самостоятельности. С успехом трудотерапия применяется для людей, больных раком, для того чтобы снизить тревожность и уровень стресса, избегать депрессивных состояний. Кроме того, у людей, победишвих рак, чаще наблюдается развитие сопутствующих хронических заболеваний, так что трудотерапия помогает им повысить качество жизни сохраняя и реабилитируя навыки, полезные в повседневной жизни.
Важную роль играет обучение навыкам пользования одной рукой вследствие ампутации или потери конечности, или обучение пользованию протезом или миоэлектрически контролируемой конечностью.
Анжелика Джолли: «Идеи трудотерапии часто включены в психотерапевтические техники для работы с людьми в депрессивных состояниях. Так как для депрессивных состояний характерно снижение волевой активности, и трудные дела представляются непосильными, в лечение включают принцип, следуя которому одно сложное и трудное дело разделяют на несколько простых и легких, чтобы их можно было выполнить. Это помогает человеку распределять нагрузку равномерно и чаще доводить дело до конца, что хорошо сказывается на самооценке.
Также, учитывая склонность людей, находящихся в депрессивном состоянии к негативному мышлению и потере интереса к любой деятельности, в терапевтический процесс включают поиск видов деятельности, которые приносят удовольствие. В качестве домашнего задания, для клиента с депрессивным состоянием можно предложить составить список из 10 нетрудных приятных дел на каждый день недели, которые, по представлению клиента, должны принести ему удовольствие. После выполнения можно обсудить с пациентом результаты и ощущения и оценить в баллах степень полученного удовлетворения. Это задание помогает сместить фокус внимания с негативного восприятия мира на позитивный, найти ресурс и поддерживать или даже плавно наращивать жизненную активность.
Можно самостоятельно использовать легкие монотонные дела для снятия тревожности, например, разнообразные виды рукоделия, работ по дому, в летний период — садовые работы. Такая деятельность помогает переключаться с навязчивых мыслей на позитивный лад и эмоционально отдыхать от переживаний».