Искусство и наука — как и зачем они объединяются в art & science
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы
1:22 — В чем особенность art & science
4:24 — Роль искусственного интеллекта в творчестве
15:33 — Почему art & science — это про коллаборационизм
19:43 — Где учиться art & science
26:07 — Искусственный интеллект и искусство: кто создатель
29:21 — Живое в искусстве: результат не навсегда
37:13 — Граница между искусством и обыденностью
Гости выпуска:
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
- Дмитрий Булатов — современный художник, теоретик искусства, организатор выставочных и издательских проектов в области art & science.
- Ольга Ремнёва — специалист по art & science, куратор, основатель лаборатории культуры будущего VZOR.
Кто и с чем работает в science art
Дмитрий Булатов и Ольга Ремнёва объяснили, что art & science — это область современного искусства, в которой художники используют научные методы исследования окружающего мира и различные технологические подходы для создания своих произведений. Важно, что art & science зачастую близок к визионерству, ведь в таких проектах художник работает не только с настоящим: он формулирует актуальные вопросы, которые позволяют посмотреть на мир в перспективе.
Одна из основных особенностей art & science — междисциплинарность, ломающая барьер между наукой и культурой. Чаще всего в art & science работают с материальностью, а продуктом такого сочетания становятся инсталляции. Но иногда, отмечает Ремнёва, в art & science есть место перформативным практикам и объектам цифровой среды.
Акцент в art & science делают на единстве нескольких миров — биологического и технологического. Художники в таких проектах стремятся устранить оппозицию живого и неживого, естественного и неестественного, углубляясь в сущность каждой из категорий.
Есть ли в искусстве место искусственному интеллекту
Пока искусственный интеллект еще не стал достаточно автономным, чтобы обходиться совсем без художника. Безусловно, уже есть примеры, когда технологии демонстрировали творческие и креативные навыки, даже если рассматривать креативность как способность создавать паттерны для поведения в будущем. Ольга Ремнёва считает, что пока человеку интереснее человек, поэтому фактор его присутствия будет важен. Дмитрий уверен, что в антропоцентричном представлении о мире все-таки уже происходит сдвиг: люди и объекты теперь предстают перед нами в едином диалоге.
Почему интересны объекты, которые сохранятся не навсегда
Ремнёва объяснила, что одной из особенностей art & science является то, что часто объекты искусства недолговечны. Например, как в проекте 2001 года Semi-living Worry Dolls, где авторы использовали в работе существ, напоминающих небольших куколок: пока работал биореактор, эти «существа» жили. После того, как его отключили, они умерли на глазах у зрителя.
Шарм таких работ заключается в том, что теперь в некоторых случаях для художников становится важен не сам объект, над которым они работают, а процессуальность. В art & science возникает особая форма творческого союза — между художником и человеком из науки, которые создают единый символический объект.