Творческие профили стран: как развиваются креативные индустрии в мире
В России уже несколько лет назад взят курс на развитие креативных индустрий. Они не только являются драйверами роста нынешней экономики, но и значительно влияют на эволюцию инноваций. По последним данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в 2021 году в креативном секторе России трудились почти 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в стране. А утвержденная Правительством РФ концепция развития творческих индустрий до 2030 года должна помочь увеличить эти показатели не менее чем в три раза.
В России впервые заговорили о креативных индустриях в 2014 году. Но развиваться этот сектор экономики в мире начал задолго до этой даты — в 1998 году в Великобритании. Сам же термин был введен членом консультационного совета по креативной экономике ООН и автором бестселлера «Креативная экономика» Джоном Хокинсом. Пока общепризнанного определения креативных индустрий нет. Однако отсутствие единого термина не мешает сектору развиваться во всех странах: в одних быстрее, в других — медленнее.
Какие страны более успешны в развитии креативного сектора? На этот вопрос ответили исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Экспертам удалось рассчитать рейтинг привлекательности стран мира для звезд креативных индустрий и проанализировать их творческие профили.
В основу методологии рейтинга привлекательности стран для звезд креативных индустрий (далее — Индекс) легла концепция экономики суперзвезд. В выборку исследования вошли 102 страны, в которых выявлена хотя бы одна звезда креативных индустрий. Чтобы определить их численность в каждой стране, эксперты составили базу данных наиболее успешных творческих личностей, брендов и компаний. Она включала 23 показателя по девяти креативным индустриям: мода, кино, игровая индустрия, реклама и пиар, архитектура, промышленный дизайн, искусство и культура, литература, звукозапись и исполнительские искусства. Сам же индекс рассчитывался как среднее арифметическое индексов привлекательности страны для отдельных креативных индустрий.
Как выглядит топ-30 стран по привлекательности
В 2022 году рейтинг стран-лидеров по привлекательности для звезд креативных индустрий возглавили пять стран: США, Великобритания, Китай, Германия и Япония. Россия заняла 20-е место в этом списке, опережая Польшу, Бельгию и Финляндию. Сейчас Россия аккумулирует более 1% от общего числа звезд креативных индустрий, что в 1,7 раз ниже ее доли в мировом валовом продукте.
Согласно анализу, лидеры креативных индустрий в основном располагаются в крупных экономиках и странах с высокими доходами населения. 23 страны из рейтинга занимают высокие позиции и в списке по величине ВВП. Кроме того, 22 страны из рейтинга относятся к странам с высоким уровнем дохода, семь — с уровнем дохода выше среднего (Россия, Китай, Бразилия, Турция, Мексика, Перу и ЮАР), одна — ниже среднего (Индия).
При этом распределение звезд креативных индустрий по странам неравномерное. Так, больше всего звезд проживают в США. Вторую позицию занимает Великобритания. Можно выделить креативные индустрии, где неравномерность наиболее сильна. Например, в топ-20 странах сосредоточены 85% звезд кино, тогда как для архитектуры этот показатель составляет 76%.
Какие города выделяются высокой концентрацией звезд
Более 80% стран из рейтинга выделяются несколькими креативными специализациями. Определяющую роль в формировании ключевых сфер играют города с высокой концентрацией звезд.
Так, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Милан аккумулируют от 8,4% до 13,2% общемирового числа модных звезд. На Лос-Анджелес приходится 16,6% звезд музыки, а на Нью-Йорк — 10% звезд искусства и культуры.
Страны отличаются по числу городов, где выявлена хотя бы одна креативная звезда. Больше всего их в США (169) и странах Европы, прежде всего в Италии (146), Великобритании (92) и Германии (60).
Самые развивающиеся сферы креативного сектора
У каждой страны выделяется какая-то определенная сфера креативной индустрии и не одна. Так, США наиболее привлекательны в моде и культуре за счет развития современных течений: городская одежда и современное искусство.
Германия выигрывает у всех стран, кроме США, по привлекательности для звезд игровой индустрии и промышленного дизайна.
Франция и Италия сильны модой и кинематографом. Китай лидирует в креативных индустриях, которые содержат технологическую (игровая индустрия, архитектура) и визуальную (дизайн, культура и искусство) составляющие.
Южная Корея занимает второе место по привлекательности для музыкальных звезд благодаря популярности жанра K-pop. Япония притягивает звезд литературы и кино, моды и архитектуры.
Развивающиеся страны с активно растущими потребительскими рынками (Перу, Турция) ярко проявляют себя в рекламе и пиаре.
Для России ключевыми креативными специализациями являются литература, реклама и пиар-индустрия. Искусство и культура, промышленный дизайн, архитектура, игровая индустрия пока не стали в полной мере ее креативными специализациями, но вклад страны в эти индустрии сопоставим с ее долей в общей численности всех креативных звезд.
Виктория Боос, ведущий эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
«Как показало исследование, значительную роль в привлекательности стран для креативных индустрий играют культурные традиции и наличие креативных городов и кластеров. Так, важный вклад в привлекательность России для киноиндустрии вносит Республика Саха (Якутия): фильм «Нуучча» стал в 2021 году победителем кинофестиваля в Карловых Варах. Другой регион Дальнего Востока — Амурская область — мог бы стать штаб-квартирой для известного авангардного бренда очков — FAKBYFAK (столица региона Благовещенск является родным городом одного из его основателей). Модные дизайнеры и архитектурные бюро Санкт-Петербурга делают успешные шаги к глобальной известности: например, бренд 404 NOT FOUND представлен на FARFETCH, а архитекторы из «СТУДИИ 44» в 2018 году победили в одной из номинаций международного конкурса World Architecture Festival».