Китаевед Николай Вавилов — об отношениях России и Китая
Об эксперте: Николай Вавилов — китаевед, публицист, автор книги «Китайская власть»
Почему Китай важен для России?
Есть стереотип, что раз у России с Китаем большая граница, то страны давно и плодотворно торгуют, однако это не так. Примерно до 2010-х годов торговля между Россией и Китаем фактически деградировала.
В торговле Советского Союза с Китаем около 70% составляло машиностроение. Однако после распада СССР торговые отношения ослабли, а основным партнером Китая стали США. Углубленных торговых взаимоотношений между Россией и Китаем не существовало.
Основным вектором российских торгово-экономических отношений стала Европа. На 2010 год российский товарооборот с Китаем составлял порядка $60 млрд — в четыре раза меньше, чем с Европейским союзом. К 2010 году Россия подошла к нулевой точке — продавала нефть, покупала китайские товары — без технологической базы и посредников, которые организовывали бы это взаимодействие. Сегодня товарооборот с Китаем составляет $146 млрд. За первые пять месяцев 2022 года он вырос еще на 30%, при этом товарооборот c Европой, наоборот, сокращается.
Этот год будет переломным в российской внешней торговле. Скорее всего, китайское направление по товарообороту превзойдет Европейский Союз, учитывая рост цен на нефть и продовольствие. Фактически Китай станет основным рынком для России.
Китай увеличил свою долю экономики за десять лет с 10% до 20%, сравнявшись с Евросоюзом и, по некоторым оценкам, уже приблизился к США. Это новый центр влияния, коммуникации с которым избежать невозможно. Отказ от отношений с Китаем в XXI веке означает попадание в аутсайдеры.
Если получится наладить сотрудничество между странами, то товарооборот может вырасти и до $300 млрд. Фактически это будет означать, что в длительной перспективе Россия будет находиться с Китаем в очень интегрированных отношениях.
Чем Россия полезна Китаю?
В первую очередь, Россия может обеспечить его энергетическую безопасность: она наряду с Казахстаном едва ли не единственная страна, которая сухопутным путем поставляет энергоносители в Китай. В случае обострения отношений США скорее всего используют стратегию морской или углеводородной блокады, как и против Японии в преддверии ее вступления во Вторую мировую войну. В этом случае Россия станет залогом энергетической безопасности Китая.
Это станет возможным, например, после внедрения газопровода «Сила Сибири». Более того, Китай сделал интересный шаг: в провинции Ляонин есть атомная электростанция. Первые два энергоблока достраивает Westinghouse, американская атомная корпорация, а третий и четвертый энергоблоки будут переданы «Росатому».
Как на промышленности России отразится сотрудничество с Китаем?
Раньше российская промышленность в значительной степени принадлежала европейским концернам, сейчас же происходит переориентация и балансировка. Когда мы говорим о развороте на Восток, нужно понимать, что это только начало отношений. За последние десять лет товарооборот с Китаем вырос с $80 до $146 млрд — это критическое изменение.
Россия является основным поставщиком древесины в Китай. Китайские производители могут в России же обрабатывать древесину, делать первичные полуфабрикаты для деревообрабатывающей промышленности.
С 2015 года рабочая сила в России стоит дешевле, чем в Китае. Это создает предпосылки для локализации сталелитейной, металлообрабатывающей, текстильной, обувной и других промышленностей в России. Однако пока нет системного диалога по локализации китайских предприятий.
Действующие механизмы — предоставление земельных участков и субсидирование — неэффективны. Нужна государственная российско-китайская компания, которая занималась бы привлечением крупных китайских игроков.
В высокотехнологичных отраслях компании-производители связаны лицензионными соглашениями с западными игроками. Любое использование продукции за рубежом отслеживается, и правообладатели могут применить санкции в отношении нарушителей.
Китай сможет заменить на российском рынке практически все товары — за исключением современных полупроводников. Связанные с Западом компании не приходят на российский рынок, опасаясь возможных вторичных санкций.
Пример Huawei: будут ли китайские компании уходить с российского рынка?
Источники говорят, что сократилось количество точек продаж Huawei. Это отчасти естественно, ведь у Huawei довольно дорогие телефоны, а в России экономический спад. Поэтому компания, разумеется, сокращают свое присутствие, как и другие игроки в рознице.
Например, в компании из-за снижения спроса приняли программу по сокращению сотрудников. Однако при этом Huawei не разорвал контракты ни с «Мегафоном», ни с правительством Москвы. Выдавать эти сокращения как уход компании из России неправильно.
Да, могли закрыться точки продаж, но основная статья экспорта Huawei — комплектующее оборудование.
Как будут развиваться российско-китайские отношения дальше?
Китаю не интересен Дальний Восток как рынок. В одной провинции может жить в два раза больше людей, чем на всем Дальнем Востоке. За тридцать лет российские паспорта получили 30 тыс. китайских граждан. Это очень мало: на границе живет 100 млн человек.
Зато Китаю интересны сотрудничество с большим мегаполисами — Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи — и сельскохозяйственными регионами — Краснодарским и Ставропольским краями. Например, концерн «Благо» из Ростовской области уже начал отправлять в Китай подсолнечное масло.
Китай может инвестировать в инфраструктурное строительство, производство, легкую и тяжелую промышленности — от пошива обуви и одежды до производства лития и микроэлектроники.
Николай Вавилов:
«Думаю, заявленная в Дорожной карте цель в $200 млрд товарооборота будет выполнена к концу 2023 года. При этом Си Цзиньпин обозначил и более амбициозную цель в 250 млрд долларов — и тогда Россия войдет в топ-5 крупнейших торговых экономических партнеров Китая. Сейчас Россия крупнейший сосед, который не разделен с ним океанами, как Бразилия, однако находится на 11 месте в рейтинге китайских партнеров».