Мы не умеем разговаривать о сексе: подкаст «Что изменилось?»
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы
1:27 — Откуда появились запреты на разговоры о сексе
6:36 — Плюсы сексуального просвещения: когда оно будет в России
17:58 — Кто должен рассказывать о сексе
25:17 — Почему телесность и секс нельзя разделять
26:26 — Что читать о сексе: как не потеряться в информации
Гости выпуска:
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер,
- Татьяна Дмитриева — секс-просветительница, секс-терапевт, основательница проекта Sexprosvet 18+ и со-основательница Kinky Russia,
- Виктория Ашихмина — психолог, сексолог и гештальт-терапевт.
Почему тему секса нельзя считать табуированной
Виктория считает, что на самом деле тема секса не табуирована: сексуальные отношения можно увидеть повсюду — в рекламе, СМИ, медиа и даже в разговорах. Табуированными, говорит секс-просветительница, скорее стали формы секса, ориентация и гендерная идентичность. Сложно становится в тот момент, когда обсуждение затрагивает то, что не связано с контактом мужчины и женщины в целях зачатия — то есть, отличается от привычных «патриархальных» установок.
Татьяна уверена, что табуированность сохраняется на уровне разговоров. И эти корни, говорит эксперт, лежат в основе культуры. Сейчас общество можно назвать переходным: в Советском Союзе секса не было ни в информационном, ни в личном поле — его не обсуждали открыто. В 1990-е в страну пришла западная культура секса, но и на сегодняшний день язык разговоров об интимной жизни еще не сформировался.
Зачем нужно сексуальное просвещение
Сексуальное просвещение воспитывает внутреннюю свободу, считает Татьяна. Более того, многие интимные практики связаны с заботой о себе: не только о теле, но и о ментальном здоровье. Виктория подтверждает: сексуальное просвещение учит распоряжаться собственным телом, изучать свои границы. Темы секса напрямую связаны с другими важными социальными вопросами: рождаемостью, абортами, культурой согласия и насилием.
Стоит отличать сексуальное просвещение от секс-образования, говорят эксперты:
- Сексуальное просвещение — это про то, что можно и нельзя делать в сексе, как жить в безопасности. Оно больше связано с вопросами законодательства.
- Сексуальное образование — это уже про то, как заниматься сексом и разнообразить свою интимную жизнь.
Кому можно доверить разговор о сексе
Пока сексуальное просвещение и образование вряд ли можно доверить школам, говорит Татьяна. В случае секса важно учитывать, кто и как объясняет принципы половой жизни, потому что это в любом случае отразится на сексуальности и может нанести детям травму. И Виктория, и Татьяна убеждены: общаться нужно не только с детьми, но и с родителями: даже некоторые взрослые не понимают, что «нет» значит «нет».
Виктория подчеркнула, что информацию о сексе нужно подавать дозировано и не только в определенный период, а на протяжении всей жизни. В то же время, не стоит сильно полагаться на социальные институты — каждый человек может начать с себя. Для этого нужно только попробовать понять, как устроено тело, что нравится или не нравится, что можно или нельзя делать с ним, а также найти комфортные варианты телесного взаимодействия с другими людьми.
Где искать информацию о сексе
Порно — точно не тот контент, который формирует здоровую сексуальность, говорят эксперты. Лучше почитать проверенные научные источники, предварительно проверив, насколько они современные, или посмотреть секс-блоги. Например, блог Татьяны Никоновой, где собрано много информации по теме. Еще варианты — пройти мастер-классы, послушать подкасты или посмотреть видео, которые делают сексологи.
В любом случае, к контенту о сексе нужно подходить осторожно: можно наткнуться на устаревшую или непроверенную информацию.