IT, 25 июл 2022, 13:14

Программисты не нужны: когда наступит конец эры айтишников

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Сейчас за ИТ-специалистами охотятся все. С трудом верится, что при каких-то обстоятельствах этот ажиотаж может закончиться. Но так ли невероятен этот сценарий?

Есть ли будущее у программистов?

В последние годы известный футуролог Герд Леонгард предупреждал о том, что экстенсивное развитие технологий (например, искусственного интеллекта) вскоре просто «сметет людей за ненадобностью» — в том числе и программистов. По его мнению, если раньше такая угроза касалась, в основном, рутинной и низкоквалифицированной работы, то теперь не у дел могут остаться и те, чей труд считается высокоинтеллектуальным и творческим.

Леонгард — не единственный, кто скептически настроен насчет будущего айтишников. Если верить данным Forrester, к 2030 году своей работы лишатся многие ИТ-специалисты: разработчики, тестировщики, сотрудники техподдержки. Особая ирония здесь заключается в том, что под ударом ИИ могут оказаться и те, кто напрямую причастен к его созданию.

Разберем три основных сценария, по которым программисты могут остаться без работы.

Гиперавтоматизация похоронит многие ИТ-специальности

Гиперавтоматизация — это совокупность технологий и инструментов на базе ИИ, машинного обучения, облачных технологий и больших данных, которая позволяет автоматизировать не просто локальные процессы, а всю компанию или даже отрасль целиком.

Gartner включила гиперавтоматизацию в топ-10 главных технологических трендов 2022 года: по ее данным, она уже охватила более 50% компаний. И если раньше это касалось только рутинных операций, то теперь оцифровывают и самые сложные процессы — такие, как веб-разработка и поддержка онлайн-продуктов. Для российского рынка этот тренд тоже стал одним из ключевых: как в ИТ-секторе, так и других — например, в ретейле. Всего, по данным McKinsey, тотальная цифровизация затронет до 50% мировой экономики и более 1,2 млрд сотрудников.

Первыми, кто падет жертвами гиперавтоматизации будут специалисты техподдержки. Со временем технический прогресс доберется и до специалистов по работе с данными (data-science и дата-аналитиков): уже сейчас многое по части сбора и анализа данных автоматизировано, а задача сотрудника — умело распоряжаться полученными результатами и применять их для пользы бизнеса. Наконец, очередь дойдет и до программистов.

Яркое тому доказательство — массовые увольнения ИТ-специалистов в индийских компаниях. К примеру, корпорация Infosys уволила 11 тыс. из 200 тыс. человек, заменив их алгоритмами и специальным ПО. Третья по размеру ИТ-компания в Индии — Wipro — уволила 600 сотрудников. А DXC Technology планирует избавиться от 10 тыс. из 170 тыс. работников и сократить число офисов с 50 до 26.

Разработчики в чистом виде станут не нужны

Еще одна угроза, о которой говорят сами разработчики, связана с тем, что на рынке падает спрос на узкопрофильных специалистов: тех, кто программирует на 1–2 языках или занимается только фронтенд- или бэкенд-разработкой. Программисты в классическом понимании скоро уйдут в прошлое, а на их место придут многопрофильные инженеры, технические менеджеры и те, кто способен создавать продукты под ключ — как это делал Стив Джобс. Для этого придется осваивать не только новые тренды мобильной или веб-разработки, но и смежные области знаний — вплоть до гуманитарных и естественных наук.

Инженеры-разработчики и разработчики-тестировщики уже есть в Microsoft. В ближайшем будущем разработчикам придется овладеть знаниями в области интернет-протоколов, сертификатов безопасности, структур баз данных и систем управления ими. А дальше мы вплотную подойдем к тому, что грань между разработчиками и веб-дизайнерами станет все тоньше. От первых начнут требовать также глубокого понимания UX-интерфейсов и контента, а от вторых — создания сайтов и приложений с элементами готовых интерфейсов и функций. Тем, кто не сможет приспособиться под меняющиеся запросы придется уйти с рынка или срочно переобучаться.

Тренд на no-code продукты

Сервисы на основе Low Code/No Code (буквально «без кода») позволяют создать сайт, интернет-магазин, базу данных или реализовать отдельную функцию при помощи готовых шаблонов, без разработчиков и Q&A. Изначально такие решения были популярны для самых простых онлайн-сервисов небольших компаний, компаний, которые не могут себе позволить дорогостоящих разработчиков. Но теперь, по прогнозам IDC, к 2026 году такие сервисы будут использовать более 40% компаний, оптимизируя затраты на запуск цифровых продуктов на 33%. От простейших шаблонов для сайтов вроде Tilda или WordPress low-code сервисы дошли до сложных нейросетей, которые могут полностью заменить веб-разработчиков. Такие решения есть, к примеру, у DeepMind (Alphabet), AWS (Amazon) и Sber AI. Крис Ванстрат, CEO GitHub, уверен, что этот тренд означает: в самом ближайшем будущем для создания кода больше не будут нужны программисты.

Впрочем, сами разработчики настроены в их адрес скептически (Facebook принадлежит Meta Platforms, признана экстремистской и запрещена в России). Они указывают на минусы low-code и no-code — такие, как слабый функционал, который не подойдет для сложных и масштабных проектов, а также не позволит реализовать многие важные опции. К тому же, сервис может в любой момент удалить или заблокировать ваш продукт, а вместе с ним и все данные. Запустить уникальный сервис и кастомизировать его под свою ЦА при помощи таких решений тоже вряд ли получится.

Какой сценарий наиболее вероятен

Топ-менеджеры в сфере ИТ считают, что глобальная цифровизация всех процессов, скорее, приведет к перераспределению ролей и появлению новых специальностей. К примеру, в ближайшем будущем вырастет спрос на тех, кто будет разрабатывать и настраивать решения на базе ИИ и машинного обучения, а также отвечать за сбор и обработку данных с умных устройств в рамках интернета вещей. По данным Cisco, IoT-устройства уже генерируют в 40 раз больше данных, чем крупнейшие дата-центры в мире.

Сергей Марков, руководитель Управления экспериментальных систем машинного обучения департамента SberDevices:

Внедрение систем, основанных на последних достижениях ИИ — не первая технологическая революция в истории и не первый случай, когда возникает угроза технологической безработицы. Однако уровень занятости с начала промышленной революции не стал существенно ниже. Благодаря новым технологиям появлялись новые профессии и целые отрасли. Производство электроники, индустрия программного обеспечения, интернет-маркетинг и торговля — всё это области, возникшие благодаря революции информационных технологий.

Революция глубокого обучения также создаёт новые сферы применения человеческого труда — это и рабочие места для ИИ-специалистов, в сфере обучения, в разметке данных, в разработке ПО на основе машинного обучения, в его тестировании и внедрении. Новые сервисы нуждаются в дизайнерах, маркетологах, экономистах, специалистах по DevOps (инженерах разработки) и так далее. Развитие технологий ИИ не является «игрой с нулевой суммой» — вместе с ростом производительности труда растут и общественные потребности.

Конечно, требования к квалификации новых сотрудников не всегда соответствуют навыкам тех, кто лишается работы из-за автоматизации. Поэтому общество должно найти способы смягчения социальных последствий ликвидации старых профессий.

В октябре 2020 года эксперты «Всемирного экономического форума» представили аналитический отчёт о будущем рабочих мест, в котором приведены результаты изучения динамики мирового рынка труда. Авторы приходят к выводу, что скорость создания новых рабочих мест в результате технического прогресса будет в среднесрочной перспективе преобладать над скоростью ликвидации старых. Предполагается, что с 2020 по 2025 годы будет ликвидировано 85 млн «старых» рабочих мест и создано 97 млн новых. При этом будет расти потребность, в первую очередь, в квалифицированном труде.

Авторы отчёта также ссылаются на статью аналитиков Федерального резервного банка Филадельфии «Форсированная автоматизация» под влиянием COVID-19? Предварительные тренды в данных Текущего опроса населения», выводы которой в целом аналогичны.

Ключевым умением в эпоху перемен является умение меняться — на рынке труда сформировался целый ряд «метапрофессий», предполагающих умение работников трансформироваться вместе с индустрией. Люди, занятые в ИТ, давно привыкли, что измениться может всё — уходят одни языки программирования и появляются другие, меняются библиотеки, фреймворки, парадигмы разработки, оборудование, смещаются акценты, меняются задачи — опытный специалист принимает эти изменения, следует им, и, поэтому, остаётся востребованным. Подобные явления наблюдаются и в других областях — в педагогике, в медицине, в электронике, в банковской сфере.

В 1950-е — 1960-е годы большая часть ПО разрабатывалась в машинных кодах. Языки высокого уровня позволили избавиться от сложных низкоуровневых манипуляций и многократно повысили производительность труда программистов. И это не привело к массовой безработице. Напротив, благодаря повышению доступности информационных технологий, расширилась область их применения. С 1960-х годов число людей, занятых в ИТ, увеличилось на несколько порядков. Скорее всего, аналогичное воздействие на отрасль окажет и распространение «умных» инструментов разработки на основе глубоких нейросетей.

Автоматизированная обработка программного кода — одна из бурно развивающихся отраслей машинного обучения, импульс развития которой придали успехи в области обработки естественного языка. Zero-code и Low-code-инструменты, модели для интеллектуального автозавершения кода (Github Copilot, Tabnine, JARVIS от Сбера и т. д.), поиска дефектов в программном коде, семантического поиска — все они помогают программистам писать более качественный код с более низкими трудозатратами, снижают порог входа в индустрию, но о полной замене программистов речь не идёт. Характер труда программистов трансформируется — уходят рутинные задачи (написание однотипных блоков кода, поиск программных сниппетов и т. п.), программирование становится более творческим, появляется возможность создания более сложных информационных систем. Словом, катастрофический сценарий развития, при котором масса программистов лишится работы, — это что-то из области ненаучной фантастики. Но это не значит, что ИТ-специалистам можно отказаться от саморазвития. Весь технологический ландшафт современной разработки в ближайшие десятилетия, вероятно, изменится до неузнаваемости.

Иными словами, даже если до полного исчезновения айтишников все еще очень далеко, расслабляться точно не стоит: придется постоянно приспосабливаться под новые запросы работодателей, которые давно ищут дешевую альтернативу самым дорогим сотрудникам.

IT Высшее образование Искусственный интеллект HR и рынок труда Программирование
Главное