Не все то золото, что медаль: зачем оканчивать школу с отличием
В начале июля в российских школах прошли ЕГЭ, по результатам которых стало ясно, какое количество заканчивающих 11-й класс получат медали в этом году. В Петербурге уже состоялся Бал выпускников, на который пригласили больше 2600 учащихся, удостоившихся этой награды. По Москве свежих данных пока нет, однако в 2021 году столица отчиталась о 9000 медалистов.
Как получить золотую медаль в школе: условия
Золотая медаль бывает двух видов: общероссийская и московская. Общероссийская вручается одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании с отличием. Для ее получения нужно учиться на все пятерки в 10-м и 11-м классе. При этом в расчет берутся оценки за каждое полугодие.
Московскую медаль получить легче, чем общероссийскую. Для этого необходимо набрать в сумме не менее 220 баллов ЕГЭ по трем учебным предметам, либо сдать один ЕГЭ на 100 баллов, или же стать призером Всероссийской олимпиады школьников. Московскую медаль вручают позже общероссийской — после объявления результатов ЕГЭ.
Единственное преимущество, которое получают сегодня медалисты — дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз. Каждый вуз имеет право сам определять их количество, при этом не превышая лимит в 10 баллов. Искать информацию о дополнительных бонусах, получаемых медалистами, необходимо в правилах приема каждого конкретного вуза, в разделе учета личных достижений. Например, факультет журналистики МГУ начисляет медалистам 6 баллов. МГИМО дает 4 балла. СПбГУ — 3 (всего на балл больше, чем значок ГТО, который дается за спортивные достижения). Но так было не всегда.
Медальная инфляция
В царской России первые официальные школьные медали появились в 1828 году. Точнее, медали были и раньше, но их вручали только в отдельных гимназиях по желанию руководства. А с выходом «Устава гимназий и училищ уездных и приходских» появились общие правила. Медаль вручалась всем выпускникам, которые показали отличные оценки по всем предметам гимназического курса. Царская медаль изготавливалась из настоящего золота 990-й пробы и весила 25–26 граммов. Была и серебряная — из серебра 925-й пробы.
При советской власти про медали забыли почти на 30 лет, но в 1944–1945 учебном году почетную награду снова вернули в учебные заведения страны. К тому времени золотая медаль весила уже 11 граммов, изготавливалась из сплава 583-й пробы, а из чистого золота было лишь тонкое напыление на поверхности. Чтобы удостоиться почетной награды, нужно было получить пятерку по всем основным предметам средней школы, показать «выдающиеся успехи» при сдаче экзаменов и иметь примерное поведение. Если были четверки (не более трех штук), выпускник мог рассчитывать лишь на серебряную медаль.
Главное новшество, которыми стали обладать школьные медали в СССР, — льготы при поступлении в вуз. Первоначально обладатели школьных наград принимались в институты и университеты вообще без экзаменов: сначала золотые медалисты, а затем — серебряные. Позже условия приема менялись, а из самих медалей постепенно исчезали драгоценные металлы. Начиная с 1960 года и до сегодняшнего дня школьная медаль — это жетон из недрагоценного сплава золотистого или серебристого цвета.
В Российском законе «Об образовании…» от 1992 года льготы для медалистов не были упомянуты вообще. Их вернули лишь в 1996 году, когда обладателей награды стали принимать в вузы по результатам собеседования или одной пятерки на вступительных экзаменах. В 1996 году медали получили 42 тыс. выпускников, а в 2003-м — уже 87 тыс., в связи с чем начались разговоры об «инфляции медалей». Преподаватели откровенно «тянули» некоторых школьников «на медаль», ради престижа школы, собственного статуса или по настоянию родителей.
Медали до сих пор дают отличившимся выпускникам и в некоторых странах бывшего Советского Союза. В Белоруссии медалисты могут поступить без внутренних экзаменов на ряд востребованных экономикой специальностей. В Армении в случае удачной сдачи экзамена претенденты получают не только медаль, но и имеют преимущество при поступлении в вузы. А в Узбекистане золотые и серебряные медали, присуждаемые талантливым выпускникам школ, не дают при поступлении никаких льгот.
Подобие школьной золотой медали существует и в других странах мира. В Калифорнии (США) есть диплом за заслуги перед «Золотым штатом» (GSSMD). Его вручают выпускникам государственных школ, продемонстрировавшим свое мастерство в учебной программе, по крайней мере в шести предметных областях. GSSMD присуждается совместно Советом по образованию штата Калифорния (SBE) и Управлением общественного образования штата (SSPI).
Медали, ЕГЭ и будущее
С введением ЕГЭ медали потеряли «вес». Уже в 2006 году школьников предупредили, что с 2009 года все льготы будут отменены. Сама медаль осталась, но лишь как награда за усердие. С 2014 года медаль перестала называться золотой или серебряной, она стала единой — «За особые успехи в учении». При этом существует региональная и общероссийская медаль. На региональном уровне требования к претендентам и решение о ее вручении принимает правительство области, края. На российском — их формирует Министерство образования и науки.
Несмотря на невысокую ценность школьной медали в эпоху ЕГЭ, она осталась желанным трофеем для выпускников и их родителей. Так, в 2017 году разразился «медальный скандал». Школьница из Адыгеи публично объявила о том, что ее одноклассница, дочка чиновницы из сферы образования, незаслуженно получила награду. Рособрнадзор начал массовую проверку школ и получил шокирующие результаты. «В некоторых школах идет элементарная раздача медалей», — комментировал ситуацию глава ведомства Анзор Музаев.
Проблема заключалась в том, что при присуждении медали учитывались только итоговые оценки, без результатов ЕГЭ. Поэтому преподаватели имели возможность помогать некоторым школьникам в получении высоких отметок. После скандала условия ужесточили, добавив требования по ЕГЭ: не менее 70 баллов по русскому языку и математике. Существуют дополнительные варианты для учеников, сдававших государственный выпускной экзамен (ГВЭ), но государственная итоговая аттестация все равно учитывается.
Изначально, медали за успехи в обучении были введены для мотивации и развития молодежи, но существуют и другие способы поддержки одаренных детей.
Регулярных государственных выплат, подобных студенческой стипендии, для школьников не существует. Материальную помощь могут получить дети, заметно опережающие сверстников в академических, спортивных или творческих достижениях. Для мотивации таких школьников существуют губернаторские стипендии, а также финансовые поощрения от региональных правительств и местных администраций. Особо стоит отметить президентские премии и правительственные гранты, присуждаемые победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам. А талантливые дети и подростки из социально незащищенных семей могут обратиться за помощью в благотворительные фонды, которые часто не только оказывают материальную поддержку, но и всячески помогают одаренным детям на их творческом пути.