Жертвоприношения и апокалипсис: от чего и как умирали древние люди
Об эксперте: Станислав Дробышевский, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат биологических наук, научный редактор портала «Антропогенез.ру», популяризатор науки.
Тренд — узнать потенциал возможностей древних
У наших предков жизнь была довольно простая, незамысловатая — скучная. Поэтому подавляющее большинство находок несет информацию, которая была понятна и без них. Когда на раскопках нам попадается просто некая кость, мы измеряем, описываем ее, и на этом все. Отклик находка вызывает только тогда, когда по ней мы можем понять, что с человеком произошло какое-то событие, приключение, может, даже трагедия. Из таких крайних ситуаций, в которые попадали древние люди, мы узнаем их потенциал возможностей: насколько мерзли, не доедали, где охотились, могли ли побороть саблезубого тигра. Трендом в археологии и антропологии сейчас являются именно такие исследования. Получается, что несчастье какого-то нашего предка — счастье для современного антрополога и археолога.
Первые похоронные обычаи
Одна из интереснейших для науки находок расположена на Севере Испании. Это Sima de los Huesos — «яма костей» — шестнадцатиметровый колодец, в котором антропологи обнаружили более 5 тысяч костей, составляющих как минимум 28 скелетов гейдельбергского человека. Именно там был найден череп с двумя идентичными пробоинами, которые указывают на то, что человек был убит. Позже выяснилось, что таких поврежденных черепов там много, то есть в колодец сбрасывали не только умерших естественной смертью, но и убитых. Видимо, уровень агрессивности у гейдельбергских людей был сильно выше, чем принято считать. Любопытнее всего, что у них появились похоронные обряды, они понимали, что с телами умерших надо обращаться как-то по-особому — это древнейший подобный пример.
Странная история 42–43 тысячи лет назад случилась в одной из румынских пещер. В ней жили пещерные медведи, там найдено много их скелетов, но умирали они естественной смертью, не от руки человека. Что поразительно, в этой же пещере были найдены кости трех разных человек, разница в возрасте между которыми две тысячи лет. Причем останки совсем фрагментарны — кусок височной кости, нижняя челюсть и череп. Не похоже на проделки медведей. Выяснилось, что над пещерой было совершено погребение, которое со временем развалилось, рассыпалось, и кости случайно попали в щели пещеры. Возможно, это было ритуальное место, где хоронили очень выборочно, с большими интервалами времени. Место там и правда впечатляющее: скалы, вода, трещины в земле — идеально для древнего погребения.
Иногда обряды первобытных людей бывают очень экстравагантными. Особенно выделяются папуасы Новой Гвинеи. Умершего они заворачивают в банановые листья, ждут, пока он начнет разлагаться и вытекать оттуда, собирают жидкость в емкости, а потом едят, выражая таким образом уважение к погребенному. Вариаций этой традиции много. Бывает, что мертвые десятилетиями сушатся, а потом достаются, так сказать, с антресолей, и с ними соплеменники еще советуются, кормят эту мумию, просят ее помочь принять решение.
Самый древний такой пример обнаружен на доисторическом континенте Сахул, который объединял Новую Гвинею, Австралию и Тасманию. Там была огромная равнина Арафурия, на самом краю которой располагался утес. Там в пещере было обнаружено странное погребение: сидячий скелет, кости у которого лежат задом наперед. При исследовании оказалось, что это женщина, но есть некоторые кости, принадлежащие мужчине. Вырисовывается такая картина: женщина умерла, кстати, скорее всего, от рака, соплеменники ее разделали, поджарили, съели, а кости из очага сгребли вместе с теми, что там уже были — видимо, это и был бедолага-мужчина. Выложили все это в сидячий скелет так, насколько хватило знаний анатомии, поставили сверху камень и все. Интересно в этой истории то, что найденная женщина — самый древний предок меланезийцев, а ее скелет — самый сохранившийся из всех. Причем ее нашли прямо на самом краю утеса, фактически в той точке, куда ее сородичи должны были приплыть из Индонезии, с островов.
Впрочем, и сейчас ритуально-погребальный каннибализм для многих племен папуасов — норма жизни. Джаред Даймонд, например, написавший про это много книг, описывал жизнь своих рабочих, которых он нанимал из местных — ловить птиц для орнитологических изучений. Они отпрашивались у него домой по причине того, что умер дедушка и его надо съесть.
Ритуальные жертвоприношения
В Сунгире же поверх погребения найдены три полноценных скелета — взрослый человек и два ребенка: мальчик и девочка. Скелеты плохо сохранились, но ученые все-таки выяснили, что дети были очень необычные. У девочки, например, бедренная кость сильно выгнута вперед, то есть она если и передвигалась, то полуприсев. А у мальчика бедренные кости вовсе без следов прикрепления мускулатуры, то есть он был, скорее всего, неходячий. У него же нет одной руки по локоть, причем следов отрезания или какой-нибудь редукции плечевой кости тоже не найдено. Обнаружена также полость в одном из позвонков, которая говорит о серьезной болезни. А еще исследователи выяснили, что у мальчика был недостаток цинка в организме из-за нестандартного питания — ребенок почему-то не ел мясо, что странно для людей того времени. Вишенка на торте этой истории — в тазовой кости мальчика обнаружена дыра, пробитая, судя по всему, копьем.
Если ко всему этому прибавить, что два ребенка обнаружены в одной могиле, можно прийти к выводу, что это было жертвоприношение. Это самое богатое из всех древних погребений, если не считать, конечно, египетских пирамид. В захоронении найдены копья, выпрямленные бивни мамонтов, какие-то фигурки, жезлы, очень много бус. Пустые места в могиле указывают на то, что были там и шкуры. Что еще подтверждает правоту гипотезы с жертвоприношением? Из этнографии мы знаем, что часто носители каких-то физических особенностей считались приближенными к потустороннему миру. Их в качестве «почтальонов» и посылали, чтобы попросить у духов урожая или побольше скота. Скорее всего, это именно такой случай.
Леопард — главный враг
Главным ужасом наших предков, наверное, были леопарды. Собственно, в Кении или, например, Танзании, это до сих пор во многом так. Среди скелетов парантропов часто встречаются такие, у которых в черепах дыры от зубов, на костях — следы погрызов: зверь мог запросто схватить человека и уволочь к себе на дерево. Там леопарды могли спокойно разделаться с добычей без назойливых гиен. Деревья в засушливой Южной Африке растут на краях карстовых трещин, в которых скапливается вода. Обглоданные кости с ветки падали прямо в подземные пещеры, где их с течением времени замывало песком. Такие отложения образовывали брекчию или естественный бетон, который получается буквально нашпигован костями, отлично сохранившимися спустя миллионы лет. Так, леопарды значительно облегчили жизнь современным антропологам.
Постепенно леопардовый гнет немного спал — люди стали пользоваться орудиями. Но, конечно, они не всегда останавливали хищников. Ученые выяснили, что одного представителя Homo habilis делили между собой леопард и крокодил — страшно представить, что там творилось, но животные буквально разорвали человека. У неандертальцев таких случаев значительно меньше, поврежденных хищниками скелетов почти не встречается, потому что они сами могли кого угодно пригвоздить копьем. Во Франции есть пещера Арта, где найдена лапа и хвост леопарда.
Скорее, уже неандертальцы могли замотаться в леопардовую шкуру, нежели леопард наесться неандертальцем. Сапиенсов же, поврежденных леопардами, и вовсе уже, наверное, не найти. А сейчас сами леопарды в Красной книге.
Гениальность, кровожадность и забота древних людей
Леопарды допекали людей, пока те не начали пользоваться орудиями, а как только это случилось, люди стали опасны для самих себя. Особенно брутальны в этом отношении оказались неандертальцы, которые были склонны убивать друг друга. Они были добрыми и заботливыми внутри семейства, но с соседями вели кровавые войны. Яркий пример — пещера Крапина, раскопанная еще сто лет назад Горяновичем-Крамбергером. Суммарно в ней было найдено больше 200 костей неандертальцев, и, как выяснилось, люди эти все были побиты, порезаны и еще частично обожжены. Можно сказать, это настоящий ад каннибалов: одна группа неандертальцев съела другую, и, возможно, не за один раз. Была гипотеза о том, что это место побоища, но потом выяснилось, что там не было победителей и побежденных, были только побежденные. Интересно, что именно там Горяновичем-Крамбергером была найдена подвеска из когтей орлана-белохвоста, которая до недавнего времени считалась самым древним примером индивидуального украшения — ей 130 тысяч лет. То есть крапинские неандертальцы по-своему были гениальными, и это как-то сочеталось с их кровожадностью.
Есть и примеры заботы, конечно, даже куда более ранние. Известен случай мальчика из Кафзеха, который в районе шести лет получил сильную травму головы — видимо, камень упал или его кто-то ударил. Но ребенок не умер, люди были живучие, рана зажила. Скорее, всего, травма не могла не сопровождаться какими-то отклонениями, как минимум мальчик точно не мог охотится, как все. Но он прожил еще шесть лет и умер какой-то другой смертью. Это значит, что о нем заботились, и более того, похоронили в отдельной могиле, накрыв сверху каменной плитой, на грудь положив ему рога лани, печеное яйцо страуса, какие-то кусочки охры. Это, кстати, древнейшее известное истинное погребение на планете Земля.
Геноцид людей и животных
На Ближнем Востоке происходило столкновение сапиенсов, выходящих из Африки, с неандертальцами из Европы. В итоге неандертальцы победили, правда, чуть погодя, 70 тысяч лет назад, то есть сапиенсы еще долго держались. В пещере Леруа во Франции, были найдены две детские челюсти: неандертальская и кроманьонская. На первой были найдены следы надрезов с внутренней стороны — то есть это классический каннибализм с отрезанием языка. Получается, что какие-то злые кроманьонцы съели неандертальского ребенка — не исключено, что это единственный прецедент, где нам известно, что сапиенсы съели неандертальца. Однако же у нас гораздо больше примеров, когда неандертальцы ели неандертальцев, сапиенсы — сапиенсов: просто по теории вероятности они чаще встречались со своими, чем с чужими. И друг друга они резали с таким же удовольствием, как и «чужаков». Поэтому концепция о том, что неандертальцы исчезли, потому что их поубивали сапиенсы — ерунда.
Еще один пример неандертальского геноцида — пещера Эль-Сидрон в Испании, события в которой происходили примерно 50 тысяч лет назад. Там было найдено семейство неандертальцев — мужчины, женщины, маленькие дети, которые были убиты, похоже, такими же неандертальцами и съедены. Убитые были исследованы, и помимо подробностей о том, как они приняли смерть, ученые узнали много интересного о том, как они жили. Оказалось, что семейство не ело копытных животных — видимо, они жили впроголодь в какой-то неудачный климатический период, ели даже кору. В зубах у них были найдены фитолиты ромашки, тысячелистника, других лекарственных растений. Более того, интересно, что во время исследования зубного камня этих людей были найдены бактерии, генетика которых показала — эльсидронцы обменивались ими с сапиенсами и кроманьонцами. А как можно обменяться бактериями ротовой полости?
Получается история о таких древних хиппи-вегетарианцах с ромашками, которые любили целоваться. Жаль только, что к ним пришли злобные чуваки с копьями, всех поубивали и похоронили в яме.
Подобные ужасы происходили не только с людьми, но и со зверями: в какой-то момент люди стали по-настоящему озлобленными и зачастую устраивали кому-нибудь геноцид. Один из ярких примеров — каменные ящики, забитые черепами медведей, найденные в пещере Драхенлох в Альпах. Там много скелетов животных без нижних челюстей — охотники верили, что это место обитания души зверя. Такое складирование голов — не запас мяса, а ритуал, например, чтобы обеспечить богатый приплод медведей.
Правда, случай с Дранхенлохом спорный, потому что раскопана пещера была энтузиастом еще давным-давно с помощью рабочих с кирками. Они это захоронение раскопали, а брошюра о нем вышла только через 20 лет — и то со многими упущениями. Но кое-что все-таки указывает на то, что там написана правда.
Катастрофы, повлиявшие на становление человечества
У древних людей были свои апокалипсисы. Самая крупная катастрофа, известная в истории человечества, — извержение вулкана Тоба на Суматре 74 тысячи лет назад. Извержение было такой мощности, что облако пепла покрыло практически всю планету, и, по некоторым расчетам, висело над ней в течение пары лет. Это сказалось на климате, потому что солнечный свет отражался от туч пепла. Местами этот пепел просто буквально выпадал как снег, и такие «осадки» засыпали всю растительность. Эта экологическая катастрофа уничтожила все население в акватории Индийского океана — от Индонезии до Восточной Африки. Выжили разве что денисовцы, которые проживали за горами на Тибете и Алтае, неандертальцы в Европе и сапиенсы из Африки. Но даже там, в южной и восточной части, заметны резкое сокращение численности находок и деградация культуры.
30 тысяч лет понадобилось на восстановление того уровня жизни, что был до извержения. Это повлияло на судьбу всего человечества, потому что люди, жившие на берегу Индийского океана, исчезли, и это дало возможность сапиенсам реализоваться. Раньше они не могли выйти из Африки, потому что конкуренция на новых местах была велика. А теперь там никого не было, сапиенсы начали скрещиваться с последними денисовцами, с неандертальцами и расселяться по всему земному шару. Получается, что извержение вулкана Тоба, хотя и погубило многих, все-таки дало нам возможность стать нами.