Саморазвитие, 20 июл 2022, 20:22

Советский подход к креативности: что такое ТРИЗ и как этим пользоваться

Читать в полной версии
Задачи, которые ставят в тупик, встречаются часто: в быту, на работе, при управлении бизнесом. Но люди как-то справляются — порой, проявив удивительную смекалку. Многие используют как подмогу стратегию ТРИЗ

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всем мире. Автор теории — советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, изучивший более двухсот тысяч патентов, чтобы понять, как устроен процесс изобретательства изнутри. Итоги этого изучения легли в основу концепта, который был изложен в книге.

Теория начала создаваться в середине 1940-х годов прошлого века, оформилась к концу 1970-х и представляет собой анализ того, как эффективно находить наиболее подходящее решение из возможных при минимальных затратах ресурсов. ТРИЗ предлагает структурированный подход к мышлению и ряд инструментов (приемов), позволяющих придумывать новое, находить нестандартное.

По сути, ТРИЗ помогает оптимизировать процесс творчества. В то же время, в отличие от многих систем для оптимизации тех или иных процессов — например, Entity Relationship Diagrams (ERD), ANSI, CRUD, PAOC, — методика Альтшуллера не дает готовых схем и вариантов решения, скорее, она показывает, где эти решения можно искать.

Главное преимущество ТРИЗ, как полагают практики и ученые, — в том, что методология хорошо систематизирована, воспроизводима, надежна, не зависит от психологических аспектов разных людей и дает больше знаний о том, как устроена креативность.Таким образом, применять ее можно в неограниченном числе сфер — даже в личных отношениях или в быту.

Метод считается научно обоснованным и применяется крупными организациями (в основном, при разработке продуктов в IT, маркетинге и дизайне). Для примера часто приводят Samsung, корейского техно-гиганта, внедрившего методы ТРИЗ в 1998 году и получившего к 2004 году порядка $65 млн за счет использования системы. Среди других компаний, применяющих методологию в бизнес-целях, — LG, Gillette, HP, Intel, «Русал», «Северсталь», Горьковский автомобильный завод, «Ростех», «Росатом».

Принципы ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач базируется на следующих принципах:

  • Она отмечает, что идеальный продукт (идеальный конечный результат, ИКР) — главная цель изобретательства. Идеальным ИКР считают максимальный результат при минимальных затратах и без нежелательных «побочных эффектов». Как правило, достичь ИКР можно тремя способами: a) убрав объект; б) сделав так, чтобы объект все делал сам; в) заставив другие объекты выполнять нужную работу.
  • Она подчеркивает, что противоречия помогают решать проблемы. Это значит, что решить нетривиальную задачу можно, только выявив и устранив основные противоречия, и сделавшие ее таковой изначально. При этом при устранении противоречий можно стремиться к трем вариантам результата: а) чтобы все осталось как было; б) чтобы исчезло ненужное качество; в) чтобы появилось новое, полезное качество.
  • Она показывает, что процесс изобретательства (поиска креативного решения) хорошо систематизируется. Следовательно, есть инструменты, которыми можно воспользоваться, и которые подробно описаны.

Если кратко, то процесс решения изобретательской задачи, по ТРИЗ, выглядит так:

  1. Нужно сформулировать задачу.
  2. Нужно указать все противоречия, которые требуется устранить для решения сформулированной задачи.
  3. Нужно описать желаемый идеальный конечный результат.
  4. Нужно определиться с ресурсами, которые вы готовы выделить на достижение результата.
  5. Нужно применить один (или несколько) описанных в теории приемов для решения задач.
  6. Нужно проанализировать результаты.

Этот процесс может быть пройден как одним человеком, так и большим коллективом (например, в формате мозгового штурма).

Как правильно сформулировать задачу

Чтобы правильно поставить задачу, специалисты по ТРИЗ советуют исходить из проблемы.

Какая проблема у вас есть? Когда и при каких обстоятельствах она появилась? Что можно назвать первопричиной проблемы?

На все эти вопросы надо найти ответ. Выглядеть он может примерно так: «Проблема: низкая конверсия в продажи. Возможная первопричина: медленная обработка заявок. Задача: ускорить обработку заявок»

Далее предлагается определить, к какой сфере деятельности можно отнести задачу, — задача ли это для маркетологов, продуктологов, пиарщиков или менеджмента — и в каком ключе ее лучше решать. Быть может, существуют проверенные временем решения, которые потребуется лишь доработать? Или есть известные вам методики, которые применялись для смежных задач, но теоретически могли бы помочь и вам? Что именно делает вашу задачу уникальной? Что не позволяет вам решить ее одним из стандартных способов?

Что такое противоречия ТРИЗ и как их разрешить

Последний вопрос подводит нас к реализации второго принципа ТРИЗ — о важности противоречий.Что такое противоречие? Это нестыковка желаний и возможностей или двух характеристик одной задачи («нужно сделать легкий, но при этом прочный продукт»). Именно наличие противоречий делает задачу уникальной, превращает ее в сложную или изобретательскую (требующую инноваций для решения). Кроме того, понимание противоречий помогает оценить ресурсы, имеющиеся в наличии, потому что часто противоречие и основано на недостатке чего-либо («надо повысить зарплаты, но денег на это нет», «надо перестраивать бизнес, но рынок меняется быстро, и почти нет времени»).

Какие бывают противоречия?

1. Административные

Административные противоречия возникают, когда нет понимания, как именно решить задачу. Например, когда способов решения существует несколько. К примеру, компании требуется создать летающую игрушку, допустим в формате Карлсона. Но как это сделать? Как сделать так, чтобы кукла взлетела, но стоила, в итоге, не как самолет? Решаются такие противоречия на основе оценки ресурсов — рассматриваются все варианты и выбирается наименее затратный со всех точек зрения путь.

2. Технические

Когда административные противоречия решены, возникают противоречия технические. То есть ситуация, когда улучшение чего-то одного ухудшит что-то другое. Вернемся к игрушке-Карлсону: если приделать к ней большой винт, кукла отлично летает, но персонаж при этом не похож на себя, если же винт маленький, в воздух продукт не поднимается. Это пример технического противоречия.

3. Физические

Физические противоречия основаны на законах природы, которые предстоит «обойти». К примеру, винт Карлсона должен быть и большим, и маленьким одновременно. Большим, чтобы кукла летала, но маленьким, чтобы выглядела достаточно эстетично. Физические противоречия часто легко разрешить, разделяя противоречивые требования во времени и в пространстве, иногда используя фазовые переходы и другие физические эффекты. Например, лопасти Карлсонова винта можно сделать «складными»: в покое они свернуты, в полете — слегка разворачиваются.

Как правильно искать противоречия?

  1. Нужно выбрать, какой параметр необходимо улучшить.
  2. Определить, изменение какого параметра поможет достичь цели.
  3. Подумать, что при этом ухудшится.
  4. Найти противоположное свойство этого элемента.
  5. Изменить параметр из второго шага на противоположный ему, создав обратное противоречие.

Пройдем этот путь вместе с Карлсоном.

  1. Нужно заставить Карлсона летать.
  2. Для этого нужно улучшить летные характеристики винта.
  3. Но при этом винт станет огромным, а персонаж изуродуется.
  4. Значит, винт должен стать маленьким, но тогда кукла не полетит.
  5. То есть нам надо сделать винт достаточно маленьким, но способным к полету.

В той ситуации, как мы написали выше, противоречия удалось разрешить благодаря стандартным приемам ТРИЗ «первого уровня» (это разнесение противоречивые требования по времени, пространству, в отношениях и решение их за счет ресурсов другой системы). Если же так поступить не получатся, можно привлечь другие детально описанные приемы ТРИЗ.

ТРИЗ в образовании

Еще один вариант применения ТРИЗ — в образовании. ТРИЗ-педагогика помогает развить у детей смекалку, сообразительность и самостоятельность. В системе нет оценок, правильных или неверных решений. Задачи же, которые пытаются решить ученики, могут быть как повседневными (как не промокнуть в дождь, если нет зонта?), так и связанными с учебными дисциплинами. Для того, чтобы работать с детьми по этой методике, специального образования не нужно: достаточно понимать основные принципы ТРИЗ. Впрочем, существуют и готовые программы для обучения школьников и дошколят, а также курсы для их родителей и педагогов, желающих овладеть методикой.

Приемы решения по ТРИЗ

Всего в теории описано 40 приемов для устранения противоречий (для того, чтобы использовать эффективнее создана специальная таблица). Мы опишем лишь некоторые из них.

Принцип дробления

  • Разделите объект на отдельные части.
  • Или сделайте его разборным.
  • Или увеличьте степень дробления объекта.

Этот прием, по данным Альтшуллера, использовался для создания пневматической шины, состоявшей из двенадцати независимых секций. Также принцип дробления (сегментации) помог повысить надежность паромов. Существовало противоречие: паром должен иметь герметичные отсеки для безопасности, но большое число мелких отсеков не позволяет транспортировать крупные грузы. Тогда было предложено решение сегментировать большие отсеки, куда помещались грузы, с помощью разного вида складных дверей.

Принцип асимметрии

  • Перейдите от симметричной формы объекта к асимметричной.
  • Или, если объект асимметричен, увеличьте асимметрию.

Прием асимметрии помог разрешить противоречие, с которым столкнулась компания LG: проблема возникла при проектировании нового холодильника, тогда потребовалось создать двери одновременно уплотненные для повышения энергоэффективности и слабые (легкие) для комфортного открывания. Магнит для открывания двери был прикреплен к ней асимметрично, не по всей поверхности.

Принцип объединения

  • Объедините однородные или предназначенные для смежных операций объекты.
  • Объедините во времени однородные или смежные операции.

Хороший пример объекта, полученного методом объединения — швейцарский нож, позволяющий производить и нарезку предметов, и открывание бутылок, консервных банок, а также ряд других операций.

Принцип «Наоборот»

  • Вместо действия, диктуемого задачей, осуществите обратное действие.
  • Сделайте движущуюся часть объекта неподвижной, а неподвижную — движущейся.
  • Переверните объект «вверх ногами».

Альтшуллер описывает такой пример: при отливке крупных тонкостенных деталей лить металл сверху вниз в форму допустимо только с высоты 10–15 сантиметров (иначе металл потеряет нужные свойства). Как же быть, если форма высотой в несколько метров? Вариант был предложен — «идти от обратного»: залить необходимый металл, затем перемещая вокруг него форму.

Принцип «Обратить вред в пользу»

  • Используйте вредные свойства для получения положительного эффекта.
  • Устраните вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором.
  • Усильте вредное качество до такой степени, чтобы оно перестало быть вредным.

Превратите «баг» в «фичу», говоря простым языком. Хороший пример того, как вред был обращен в пользу — история с сумками из IKEA. Однажды компания выпустила серию сумочек с опечаткой, это досадно, но отзыв продукции с браком привел бы к большим потерям. Тогда предприятие решило обыграть ситуацию и объявило коллекцию лимитированной, публично проведя небольшую акцию о том, что совершать ошибки — это нормально.

Ограничения ТРИЗ

Несмотря на огромный потенциал для использования, в ТРИЗ есть и ряд недостатков. Так, недостатком концепции часто называют то, что она недостаточно ориентирована на рынок и слабо соприкасается с понятием коммерческой выгоды. Кроме того, приемы ТРИЗ одинаковы для всех сфер жизни и не учитывают их специфику (и некоторые области, например, биомиметика или сфера услуг, все же должны слегка адаптировать ТРИЗ под себя). Отмечается и недостаточная простота в освоении.

Саморазвитие Как это устроено
Главное