Советский подход к креативности: что такое ТРИЗ и как этим пользоваться
Что такое ТРИЗ
ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всем мире. Автор теории — советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, изучивший более двухсот тысяч патентов, чтобы понять, как устроен процесс изобретательства изнутри. Итоги этого изучения легли в основу концепта, который был изложен в книге.
Теория начала создаваться в середине 1940-х годов прошлого века, оформилась к концу 1970-х и представляет собой анализ того, как эффективно находить наиболее подходящее решение из возможных при минимальных затратах ресурсов. ТРИЗ предлагает структурированный подход к мышлению и ряд инструментов (приемов), позволяющих придумывать новое, находить нестандартное.
По сути, ТРИЗ помогает оптимизировать процесс творчества. В то же время, в отличие от многих систем для оптимизации тех или иных процессов — например, Entity Relationship Diagrams (ERD), ANSI, CRUD, PAOC, — методика Альтшуллера не дает готовых схем и вариантов решения, скорее, она показывает, где эти решения можно искать.
Главное преимущество ТРИЗ, как полагают практики и ученые, — в том, что методология хорошо систематизирована, воспроизводима, надежна, не зависит от психологических аспектов разных людей и дает больше знаний о том, как устроена креативность.Таким образом, применять ее можно в неограниченном числе сфер — даже в личных отношениях или в быту.
Метод считается научно обоснованным и применяется крупными организациями (в основном, при разработке продуктов в IT, маркетинге и дизайне). Для примера часто приводят Samsung, корейского техно-гиганта, внедрившего методы ТРИЗ в 1998 году и получившего к 2004 году порядка $65 млн за счет использования системы. Среди других компаний, применяющих методологию в бизнес-целях, — LG, Gillette, HP, Intel, «Русал», «Северсталь», Горьковский автомобильный завод, «Ростех», «Росатом».
Принципы ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач базируется на следующих принципах:
- Она отмечает, что идеальный продукт (идеальный конечный результат, ИКР) — главная цель изобретательства. Идеальным ИКР считают максимальный результат при минимальных затратах и без нежелательных «побочных эффектов». Как правило, достичь ИКР можно тремя способами: a) убрав объект; б) сделав так, чтобы объект все делал сам; в) заставив другие объекты выполнять нужную работу.
- Она подчеркивает, что противоречия помогают решать проблемы. Это значит, что решить нетривиальную задачу можно, только выявив и устранив основные противоречия, и сделавшие ее таковой изначально. При этом при устранении противоречий можно стремиться к трем вариантам результата: а) чтобы все осталось как было; б) чтобы исчезло ненужное качество; в) чтобы появилось новое, полезное качество.
- Она показывает, что процесс изобретательства (поиска креативного решения) хорошо систематизируется. Следовательно, есть инструменты, которыми можно воспользоваться, и которые подробно описаны.
Если кратко, то процесс решения изобретательской задачи, по ТРИЗ, выглядит так:
- Нужно сформулировать задачу.
- Нужно указать все противоречия, которые требуется устранить для решения сформулированной задачи.
- Нужно описать желаемый идеальный конечный результат.
- Нужно определиться с ресурсами, которые вы готовы выделить на достижение результата.
- Нужно применить один (или несколько) описанных в теории приемов для решения задач.
- Нужно проанализировать результаты.
Этот процесс может быть пройден как одним человеком, так и большим коллективом (например, в формате мозгового штурма).
Как правильно сформулировать задачу
Чтобы правильно поставить задачу, специалисты по ТРИЗ советуют исходить из проблемы.
Какая проблема у вас есть? Когда и при каких обстоятельствах она появилась? Что можно назвать первопричиной проблемы?
На все эти вопросы надо найти ответ. Выглядеть он может примерно так: «Проблема: низкая конверсия в продажи. Возможная первопричина: медленная обработка заявок. Задача: ускорить обработку заявок»
Далее предлагается определить, к какой сфере деятельности можно отнести задачу, — задача ли это для маркетологов, продуктологов, пиарщиков или менеджмента — и в каком ключе ее лучше решать. Быть может, существуют проверенные временем решения, которые потребуется лишь доработать? Или есть известные вам методики, которые применялись для смежных задач, но теоретически могли бы помочь и вам? Что именно делает вашу задачу уникальной? Что не позволяет вам решить ее одним из стандартных способов?
Что такое противоречия ТРИЗ и как их разрешить
Последний вопрос подводит нас к реализации второго принципа ТРИЗ — о важности противоречий.Что такое противоречие? Это нестыковка желаний и возможностей или двух характеристик одной задачи («нужно сделать легкий, но при этом прочный продукт»). Именно наличие противоречий делает задачу уникальной, превращает ее в сложную или изобретательскую (требующую инноваций для решения). Кроме того, понимание противоречий помогает оценить ресурсы, имеющиеся в наличии, потому что часто противоречие и основано на недостатке чего-либо («надо повысить зарплаты, но денег на это нет», «надо перестраивать бизнес, но рынок меняется быстро, и почти нет времени»).
Какие бывают противоречия?
1. Административные
Административные противоречия возникают, когда нет понимания, как именно решить задачу. Например, когда способов решения существует несколько. К примеру, компании требуется создать летающую игрушку, допустим в формате Карлсона. Но как это сделать? Как сделать так, чтобы кукла взлетела, но стоила, в итоге, не как самолет? Решаются такие противоречия на основе оценки ресурсов — рассматриваются все варианты и выбирается наименее затратный со всех точек зрения путь.
2. Технические
Когда административные противоречия решены, возникают противоречия технические. То есть ситуация, когда улучшение чего-то одного ухудшит что-то другое. Вернемся к игрушке-Карлсону: если приделать к ней большой винт, кукла отлично летает, но персонаж при этом не похож на себя, если же винт маленький, в воздух продукт не поднимается. Это пример технического противоречия.
3. Физические
Физические противоречия основаны на законах природы, которые предстоит «обойти». К примеру, винт Карлсона должен быть и большим, и маленьким одновременно. Большим, чтобы кукла летала, но маленьким, чтобы выглядела достаточно эстетично. Физические противоречия часто легко разрешить, разделяя противоречивые требования во времени и в пространстве, иногда используя фазовые переходы и другие физические эффекты. Например, лопасти Карлсонова винта можно сделать «складными»: в покое они свернуты, в полете — слегка разворачиваются.
Как правильно искать противоречия?
- Нужно выбрать, какой параметр необходимо улучшить.
- Определить, изменение какого параметра поможет достичь цели.
- Подумать, что при этом ухудшится.
- Найти противоположное свойство этого элемента.
- Изменить параметр из второго шага на противоположный ему, создав обратное противоречие.
Пройдем этот путь вместе с Карлсоном.
- Нужно заставить Карлсона летать.
- Для этого нужно улучшить летные характеристики винта.
- Но при этом винт станет огромным, а персонаж изуродуется.
- Значит, винт должен стать маленьким, но тогда кукла не полетит.
- То есть нам надо сделать винт достаточно маленьким, но способным к полету.
В той ситуации, как мы написали выше, противоречия удалось разрешить благодаря стандартным приемам ТРИЗ «первого уровня» (это разнесение противоречивые требования по времени, пространству, в отношениях и решение их за счет ресурсов другой системы). Если же так поступить не получатся, можно привлечь другие детально описанные приемы ТРИЗ.
ТРИЗ в образовании
Еще один вариант применения ТРИЗ — в образовании. ТРИЗ-педагогика помогает развить у детей смекалку, сообразительность и самостоятельность. В системе нет оценок, правильных или неверных решений. Задачи же, которые пытаются решить ученики, могут быть как повседневными (как не промокнуть в дождь, если нет зонта?), так и связанными с учебными дисциплинами. Для того, чтобы работать с детьми по этой методике, специального образования не нужно: достаточно понимать основные принципы ТРИЗ. Впрочем, существуют и готовые программы для обучения школьников и дошколят, а также курсы для их родителей и педагогов, желающих овладеть методикой.
Приемы решения по ТРИЗ
Всего в теории описано 40 приемов для устранения противоречий (для того, чтобы использовать эффективнее создана специальная таблица). Мы опишем лишь некоторые из них.
Принцип дробления
- Разделите объект на отдельные части.
- Или сделайте его разборным.
- Или увеличьте степень дробления объекта.
Этот прием, по данным Альтшуллера, использовался для создания пневматической шины, состоявшей из двенадцати независимых секций. Также принцип дробления (сегментации) помог повысить надежность паромов. Существовало противоречие: паром должен иметь герметичные отсеки для безопасности, но большое число мелких отсеков не позволяет транспортировать крупные грузы. Тогда было предложено решение сегментировать большие отсеки, куда помещались грузы, с помощью разного вида складных дверей.
Принцип асимметрии
- Перейдите от симметричной формы объекта к асимметричной.
- Или, если объект асимметричен, увеличьте асимметрию.
Прием асимметрии помог разрешить противоречие, с которым столкнулась компания LG: проблема возникла при проектировании нового холодильника, тогда потребовалось создать двери одновременно уплотненные для повышения энергоэффективности и слабые (легкие) для комфортного открывания. Магнит для открывания двери был прикреплен к ней асимметрично, не по всей поверхности.
Принцип объединения
- Объедините однородные или предназначенные для смежных операций объекты.
- Объедините во времени однородные или смежные операции.
Хороший пример объекта, полученного методом объединения — швейцарский нож, позволяющий производить и нарезку предметов, и открывание бутылок, консервных банок, а также ряд других операций.
Принцип «Наоборот»
- Вместо действия, диктуемого задачей, осуществите обратное действие.
- Сделайте движущуюся часть объекта неподвижной, а неподвижную — движущейся.
- Переверните объект «вверх ногами».
Альтшуллер описывает такой пример: при отливке крупных тонкостенных деталей лить металл сверху вниз в форму допустимо только с высоты 10–15 сантиметров (иначе металл потеряет нужные свойства). Как же быть, если форма высотой в несколько метров? Вариант был предложен — «идти от обратного»: залить необходимый металл, затем перемещая вокруг него форму.
Принцип «Обратить вред в пользу»
- Используйте вредные свойства для получения положительного эффекта.
- Устраните вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором.
- Усильте вредное качество до такой степени, чтобы оно перестало быть вредным.
Превратите «баг» в «фичу», говоря простым языком. Хороший пример того, как вред был обращен в пользу — история с сумками из IKEA. Однажды компания выпустила серию сумочек с опечаткой, это досадно, но отзыв продукции с браком привел бы к большим потерям. Тогда предприятие решило обыграть ситуацию и объявило коллекцию лимитированной, публично проведя небольшую акцию о том, что совершать ошибки — это нормально.
Ограничения ТРИЗ
Несмотря на огромный потенциал для использования, в ТРИЗ есть и ряд недостатков. Так, недостатком концепции часто называют то, что она недостаточно ориентирована на рынок и слабо соприкасается с понятием коммерческой выгоды. Кроме того, приемы ТРИЗ одинаковы для всех сфер жизни и не учитывают их специфику (и некоторые области, например, биомиметика или сфера услуг, все же должны слегка адаптировать ТРИЗ под себя). Отмечается и недостаточная простота в освоении.