HR и рынок труда, 13 июл 2022, 12:51

Самозанятые и «жидкие» команды: как развивается рынок фриланса в России

Читать в полной версии
(Фото: Unsplash)
Люди и бизнес быстро отреагировали на сдвиги в экономике. Благодаря формам частичной занятости, самозанятости и сдельной оплате услуг в ближайшие несколько лет мир цифровых экосистем и платформ сильно изменится

Об эксперте: Андрей Рыженков, сооснователь и CRO платформы «Консоль» для автоматизации работы компаний с исполнителями в разных статусах: самозанятыми, ИП, физлицами по договору ГПХ и нерезидентами.

В России становится больше самозанятых: по последним данным ФНС, в 2022 году в стране такой статус получили более 4 млн человек, и их число растет каждый месяц. Причин у этой тенденции несколько: одни подрабатывают параллельно с основной работой на фоне упавших доходов, другие осваивают новые компетенции — от ИТ и консалтинга до ремонта и копирайтинга, третьи решили оптимизировать налоговую нагрузку.

Добавим к этому, что самозанятыми становятся уехавшие за границу россияне, которые продолжают оказывать услуги соотечественникам и российскому бизнесу удаленно. Закон позволяет это делать легально с минимальными отчислениями в ФНС: 4% от чека для физлиц и 6% — для юрлиц.

Экосистема самозанятости

Рынок самозанятости постепенно становится более цивилизованным: появляются сервисы-агрегаторы, где можно найти частных исполнителей совершенно разных услуг: «синих воротничков» ищут на Profi.ru или Avito, дизайнеров и иллюстраторов — на Behance, а редких специалистов в ИТ — с помощью Skipp, AmazingHiring или Head.z.

Сегодня через такие платформы работу ищут уже более 3,5 млн человек из России. Причем сами сервисы заинтересованы в минимизации рисков — это влияет на их собственную репутацию. Так, системы отзывов и рейтинги позволяют подбирать тех, кто выполнит работу качественно и в срок. Особенно это полезно в случае с представителями рабочих специальностей, где ниже порог входа и могут попадаться случайные люди. А у специалистов, например, со специфическим стеком навыков в ИТ, команды платформ нередко самостоятельно проверяют компетенции перед занесением в базу.

Дополнительно развиваются вспомогательные сервисы для бизнеса, которые упрощают работу с самозанятыми: платформы автоматически выписывают чеки за исполнителей, проверяют актуальность их статуса (например, если человек с начала года уже оказал услуг больше чем на ₽2,4 млн, то не может дальше работать самозанятым), переводят процесс подписания договоров, приложений и актов в электронную форму и так далее.

Самозанятым использование платформ тоже удобно: одни помогают находить клиентов и избавляют от необходимости каждый раз доказывать свою компетенцию заказчику, другие берут на себя обязательные бюрократические процедуры.

Три мотивации самозанятых

Согласно исследованию McKinsey, всех исполнителей, работающих с помощью цифровых платформ, можно разделить на три типа:

  • Любители. Они занимаются делом, потому что им это нравится. Например, миллениалы, которым просто интересно выполнять задания и знакомиться с новыми людьми, или регистрирующиеся таксистами представители старшего поколения, занимающиеся частным извозом для покрытия дефицита общения (или для покрытия объема выпадающих доходов из-за выхода на пенсию, что более применимо к России).

  • Частично занятые. Ими движет материальная мотивация, но такая работа не является для них основным источником дохода. Приносимые фрилансом деньги для них важны, но есть и другие факторы: это и способ нарастить компетенции, и возможность заниматься интересными, но не слишком денежными проектами.

  • Свободные игроки. Сюда входят два типа самозанятых: те, кто зарабатывает на жизнь самостоятельной работой вынужденно, но предпочли бы обычную занятость, и востребованные специалисты, для которых такой формат просто выгоднее. Они сделали себе имя, имеют устойчивый поток клиентов и не видят смысла делиться прибылью с работодателем.

Подождите на платформе: как защитить права фрилансеров и самозанятых
Социальная экономика 

«Жидкие» команды и вертикальные платформы

Взаимодействие платформ с самозанятыми и заказчиками их услуг постепенно усложняется. Один из новых форматов — «жидкие» или «сверхмобильные» команды (Liquid Super Teams). Их суть в постоянной кооперации небольшого числа профессионалов со специфическими навыками для предметной работы над проектами. При этом фрилансер может совмещать участие сразу в нескольких проектах одновременно.

Раньше такие «жидкие» команды формировались по принципу «слабых связей» — по знакомству с бывшими коллегами или по рекомендации. Сегодня некоторые специализированные платформы оказывают услуги по подбору исполнителей для таких команд, выступая своего рода техническим консультантом для HR-компаний.

Все это требует не только специальных знаний от представителей платформ, но и расширения объема информации о кандидатах вплоть до создания «цифровой книги» о каждом из них. Сервисы будут совершенствовать инструменты сбора информации, использовать обезличенные данные по примеру сотовых операторов, которые предлагают услуги на основе трекинга активности пользователей и Big Data (им несложно отследить, куда мы ходим, какие заведения посещаем, чем интересуемся).

Улучшатся алгоритмы оценки и рейтингов, которые сделают репутацию и в какой-то мере жизнь фрилансера прозрачными: можно будет определить его заработок, число проектов, средний чек, скорость выполнения задач, насколько работодатель доволен сотрудничеством. Параметров оценки будет становиться больше, а поиск — искуснее.

В связи с развитием сервисов и конкуренцией за заказчиков уже сегодня можно наблюдать тренд на специализацию платформ: одни связаны с ИТ, другие — с курьерами, третьи — со специалистами в области строительства. Попыток сделать универсальную платформу для всех профессий будет меньше. С большой долей вероятности все кристаллизуется внутри понятных вертикалей, где находятся работники с похожим бэкграундом.

Почему в будущем фрилансеров в России станет еще больше
Экономика образования 

Формализация и регулирование

Платформенная занятость и самозанятость уже превратилась из нишевой истории в самостоятельный элемент рынка труда, который легко адаптируется к кадровым переходам и структурным сдвигам экономики. На фоне снижения реальных доходов люди развернутся в сторону режима НПД (налога на профессиональный доход) и гибких подработок. Тех, кто, условно, днем таксует, а вечером развозит заказы, станет больше — так они смогут дополнительно зарабатывать и сохранить привычный образ жизни, гибко подходя к графику.

Для России это явление не новое: знакомый с девяностых феномен имеет название вторичной или прекарной занятости и является последствием примитивизации экономики. На практике это видно по росту вакансий «синих воротничков». Так, в мае 2022 года на рынке стало требоваться больше строителей (+28%), курьеров (+26%), специалистов по ремонту техники (+45%).

За рынком будет подтягиваться законодательная база, закрывая существующие пробелы прекарной занятости, чтобы работодатели не боялись нанимать самозанятых из-за риска переквалификации отношений с такими подрядчиками в трудовые, а сами исполнители получали социальные гарантии и защищенность. В 2021 году Минтруд объявил, что прорабатывает проект закона, который позволит ввести в нормативное поле формы трудовых отношений, связанные с цифровыми экосистемами и платформами. Это позволит развивать, например, механизмы добровольного страхования.

Параллельно с этим будет совершенствоваться законодательство в области персональных данных, собираемых цифровыми платформами, чтобы соблюдался баланс между приватностью исполнителей и интересами заказчиков, которые хотят узнать максимум о кандидатах и быстро подобрать подходящих профессионалов под свои запросы.

HR и рынок труда Цифровая трансформация Внедрение инноваций
Главное