Бизнес-образование, 12 июл 2022, 10:58

Как развивался российский рынок бизнес-образования в 2021 году

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Агентство РБК.Исследования рынков с августа по декабрь 2021 года изучило деятельность 37 российских бизнес-школ, занимающих 70% рынка. Комментарий по результатам исследования дали эксперты Школы управления «Сколково»
Эксперт: Александр Ким, руководитель Школы управления «Сколково».

Основные цифры и факты

По данным обзора «Рынок MBA и бизнес-образования России 2021», опубликованного в декабре прошлого года, показатели роста российского рынка бизнес-образования в 2021 году превысили результаты докризисного 2019 года.

До пандемии количестве выпускников бизнес-школ ежегодно росло на 10-15%. Однако в 2020 году показатель сократился на 15%. В стоимостном выражении рынок упал на 7% по отношению к 2019 году. Темпы снижения оказались ниже, чем в количественном выражении, благодаря политике предоставления скидок, рассрочек и сотрудничеству с банками по вопросам предоставления кредитов на обучение для слушателей. Обычно за раннюю или единовременную оплату можно получить скидку 10-15%. Также почти все игроки предоставляют рассрочку — возможность поэтапной оплаты курса.

По итогам 2021 года рынок восстановился: прирост по числу выпускников составил 5990, что на 17% выше, чем в 2020. И даже выше, чем в допандемийном 2019 году, когда школы выпустили 5 721 человека. В стоимостном выражении наблюдается рост на 15%. Из-за повышения спроса количество рассрочек и кредитных программ сократилось, а некоторые бизнес-школы даже повысили цены. В 2021 году объем рынка бизнес-образования достиг ₽6,2 млрд. Это на 15% больше, чем в 2020 году (₽5,39 млрд).

Доли игроков на рынке бизнес-образования (программы MBA, Executive MBA и DBA) в стоимостном выражении

  • Школа управления «Сколково» — 9,7%;
  • ИБДА РАНХиГС — 5,7%;
  • Бизнес-школа АМИ — 5,5%;
  • Остальные участники рынка — не более 3%.

Общий объем рынка, по оценкам экспертов школы «Сколково», даже больше. Только в сегменте В2С он составил ₽15,5 млрд. И это не считая сегментов В2В и В2G. Более точные оценки сделать сложно: бизнес-образование в России попадает в категорию дополнительного образования, где также находятся, например, программы университетов.

«Если рассматривать только традиционные для бизнес-образования программы MBA и Executive MBA, то объем рынка действительно составляет порядка ₽6 млрд. Но если же учитывать более широкий спектр продуктов и программ бизнес-образования, включая образовательные решения для компаний, то объем рынка в целом будет многократно больше, в России рынок может составлять порядка ₽100 млрд. А если смотреть на управленческое образование в широком понимании, то сюда можно будет добавить сектор B2P, Business to Public, который включает в себя, в том числе, B2G, и это еще примерно ₽30 млрд. Так, например, выручка только школы «Сколково» в прошлом финансовом году составила почти ₽5 млрд, увеличившись за год практически на четверть», — отмечает Александр Ким, руководитель Школы управления «Сколково».

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA».

Ключевые тренды развития рынка бизнес-образования

Смешанное обучение

Несмотря на то, что ситуация вынудила перевести учебный процесс в онлайн, бизнес-школы не переходят к полной цифровизации. Нетворкинг — одна из главных причин, по которой слушатели приходят учиться на программы MBA. Очное взаимодействие группы и лектора, командная работа необходимы для формирования личных связей. Но и возвращаться к стопроцентному офлайну студенты не хотят — опасаются за свое здоровье.

Чтобы сгладить недостатки онлайн-общения, некоторые школы прибегают к созданию мультимедийных аудиторий. Например, в марте 2021 года Школа управления «Сколково» запустила пилотный проект, в рамках которого студенты взаимодействовали с голографическим изображением профессора, который вел лекцию удаленно.

Внедрение онлайн-формата позволило школам привлекать слушателей из отдаленных регионов. Однако доля студентов из Москвы и Московской области составляет 47% от числа всех обучающихся. Ожидается, что после снятия ограничений количество студентов из других регионов и стран увеличится.

Digital-курсы

Усилился запрос на обучение работе с большими данными, искусственным интеллектом, робототехникой.

Soft-skills

Увеличилась заинтересованность в развитии навыков, связанных с изменчивостью и принятием решений в ситуации неопределенности.

Короткие онлайн-программы

Участники рынка отметили увеличение спроса на короткие и специализированные онлайн-программы. Их с 2019 года полностью перевели в онлайн. Управленцы стремятся быстро получить новые знания и опыт, которые помогут их бизнесу стать устойчивее. Количество слушателей этих программ растет, однако доля полностью онлайн-программ (без учета blended learning) в общей структуре всех программ бизнес-школ незначительная и составляет около 8% по итогам 2021 года.

Трансформация международных программ

Многие международные бизнес-школы были вынуждены отменить или перенести до 65% корпоративных программ из-за закрытых границ, отмечают эксперты «Сколково». некоторым школам все же удалось реализовать обучение в филиалах международных школ в странах с открытыми для россиян границами, таких как ОАЭ и Турция.Также они использовали возможности ускоренной цифровизации.

Как принимать бизнес-решения в условиях турбулентности

MBA и бизнес-образование в России: стоимость 2021

Флагманами бизнес-образования считаются программы Master of Business Administration (MBA) и Executive Master of Business Administration (EMBA). Средняя стоимость программы MBA составляет ₽642,5 тыс., срок обучения 16 месяцев, программа рассчитана на средний менеджмент. Стоимость EMBA в среднем ощутимо выше — примерно ₽2,5 млн, длится программа в среднем 19 месяцев и рассчитана на первых лиц компаний.

Бизнес-образование не ограничивается этими направлениями. Например, в прошлом году программы школы «Сколково» окончили более 3 тыс. человек, из них выпускники MBA составили десятую часть.

Об исследовании

Исследование «Рынок MBA и бизнес-образования России 2021» подготовлено аналитическим агентством «РБК Исследования рынков» в августе-декабре 2021 года.

В ходе исследования была проанализирована деятельность 37 российских бизнес-школ, опрошено 1228 посетителей портала rbc.ru. В полной версии исследования можно ознакомиться с экспертными интервью, макроэкономическим обзором в условиях пандемии COVID-19, анализом рынка бизнес-образования в России, рейтингами бизнес-школ.

Бизнес-образование Россия
Главное