Как развивался российский рынок бизнес-образования в 2021 году
Основные цифры и факты
По данным обзора «Рынок MBA и бизнес-образования России 2021», опубликованного в декабре прошлого года, показатели роста российского рынка бизнес-образования в 2021 году превысили результаты докризисного 2019 года.
До пандемии количестве выпускников бизнес-школ ежегодно росло на 10-15%. Однако в 2020 году показатель сократился на 15%. В стоимостном выражении рынок упал на 7% по отношению к 2019 году. Темпы снижения оказались ниже, чем в количественном выражении, благодаря политике предоставления скидок, рассрочек и сотрудничеству с банками по вопросам предоставления кредитов на обучение для слушателей. Обычно за раннюю или единовременную оплату можно получить скидку 10-15%. Также почти все игроки предоставляют рассрочку — возможность поэтапной оплаты курса.
По итогам 2021 года рынок восстановился: прирост по числу выпускников составил 5990, что на 17% выше, чем в 2020. И даже выше, чем в допандемийном 2019 году, когда школы выпустили 5 721 человека. В стоимостном выражении наблюдается рост на 15%. Из-за повышения спроса количество рассрочек и кредитных программ сократилось, а некоторые бизнес-школы даже повысили цены. В 2021 году объем рынка бизнес-образования достиг ₽6,2 млрд. Это на 15% больше, чем в 2020 году (₽5,39 млрд).
Доли игроков на рынке бизнес-образования (программы MBA, Executive MBA и DBA) в стоимостном выражении
- Школа управления «Сколково» — 9,7%;
- ИБДА РАНХиГС — 5,7%;
- Бизнес-школа АМИ — 5,5%;
- Остальные участники рынка — не более 3%.
Общий объем рынка, по оценкам экспертов школы «Сколково», даже больше. Только в сегменте В2С он составил ₽15,5 млрд. И это не считая сегментов В2В и В2G. Более точные оценки сделать сложно: бизнес-образование в России попадает в категорию дополнительного образования, где также находятся, например, программы университетов.
«Если рассматривать только традиционные для бизнес-образования программы MBA и Executive MBA, то объем рынка действительно составляет порядка ₽6 млрд. Но если же учитывать более широкий спектр продуктов и программ бизнес-образования, включая образовательные решения для компаний, то объем рынка в целом будет многократно больше, в России рынок может составлять порядка ₽100 млрд. А если смотреть на управленческое образование в широком понимании, то сюда можно будет добавить сектор B2P, Business to Public, который включает в себя, в том числе, B2G, и это еще примерно ₽30 млрд. Так, например, выручка только школы «Сколково» в прошлом финансовом году составила почти ₽5 млрд, увеличившись за год практически на четверть», — отмечает Александр Ким, руководитель Школы управления «Сколково».
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA».
Ключевые тренды развития рынка бизнес-образования
Смешанное обучение
Несмотря на то, что ситуация вынудила перевести учебный процесс в онлайн, бизнес-школы не переходят к полной цифровизации. Нетворкинг — одна из главных причин, по которой слушатели приходят учиться на программы MBA. Очное взаимодействие группы и лектора, командная работа необходимы для формирования личных связей. Но и возвращаться к стопроцентному офлайну студенты не хотят — опасаются за свое здоровье.
Чтобы сгладить недостатки онлайн-общения, некоторые школы прибегают к созданию мультимедийных аудиторий. Например, в марте 2021 года Школа управления «Сколково» запустила пилотный проект, в рамках которого студенты взаимодействовали с голографическим изображением профессора, который вел лекцию удаленно.
Внедрение онлайн-формата позволило школам привлекать слушателей из отдаленных регионов. Однако доля студентов из Москвы и Московской области составляет 47% от числа всех обучающихся. Ожидается, что после снятия ограничений количество студентов из других регионов и стран увеличится.
Digital-курсы
Усилился запрос на обучение работе с большими данными, искусственным интеллектом, робототехникой.
Soft-skills
Увеличилась заинтересованность в развитии навыков, связанных с изменчивостью и принятием решений в ситуации неопределенности.
Короткие онлайн-программы
Участники рынка отметили увеличение спроса на короткие и специализированные онлайн-программы. Их с 2019 года полностью перевели в онлайн. Управленцы стремятся быстро получить новые знания и опыт, которые помогут их бизнесу стать устойчивее. Количество слушателей этих программ растет, однако доля полностью онлайн-программ (без учета blended learning) в общей структуре всех программ бизнес-школ незначительная и составляет около 8% по итогам 2021 года.
Трансформация международных программ
Многие международные бизнес-школы были вынуждены отменить или перенести до 65% корпоративных программ из-за закрытых границ, отмечают эксперты «Сколково». некоторым школам все же удалось реализовать обучение в филиалах международных школ в странах с открытыми для россиян границами, таких как ОАЭ и Турция.Также они использовали возможности ускоренной цифровизации.
MBA и бизнес-образование в России: стоимость 2021
Флагманами бизнес-образования считаются программы Master of Business Administration (MBA) и Executive Master of Business Administration (EMBA). Средняя стоимость программы MBA составляет ₽642,5 тыс., срок обучения 16 месяцев, программа рассчитана на средний менеджмент. Стоимость EMBA в среднем ощутимо выше — примерно ₽2,5 млн, длится программа в среднем 19 месяцев и рассчитана на первых лиц компаний.
Бизнес-образование не ограничивается этими направлениями. Например, в прошлом году программы школы «Сколково» окончили более 3 тыс. человек, из них выпускники MBA составили десятую часть.
Об исследовании
Исследование «Рынок MBA и бизнес-образования России 2021» подготовлено аналитическим агентством «РБК Исследования рынков» в августе-декабре 2021 года.
В ходе исследования была проанализирована деятельность 37 российских бизнес-школ, опрошено 1228 посетителей портала rbc.ru. В полной версии исследования можно ознакомиться с экспертными интервью, макроэкономическим обзором в условиях пандемии COVID-19, анализом рынка бизнес-образования в России, рейтингами бизнес-школ.