Цифровая трансформация, 04 июл 2022, 19:00

Почему университеты оторваны от реальной жизни

Читать в полной версии
Фото: Alisa Anton, Unsplash
В последнем эпизоде «Списать не получится» расскажем, как университеты связаны с бизнесом и как полученные наукой знания становятся полезными в реальном мире

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.

Таймлайн беседы

0:32 — Кто был первым ученым и как появились университеты

5:09 — Сакрализация знания: почему ученых изолировали от общества

10:15 — Сообщество ученых: зачем оно нужно

19:59 — Как взаимодействуют университеты и бизнес

26:22 — Полезное знание: как ученые могут помочь миру

36:23 — Останется ли сообщество ученых закрытым

43:22 — Что будет со знанием в будущем

Гость выпуска — Александр Вилейкис, философ и исследователь в области высшего образования. Александр рассказал, как появились университеты и почему знания стали сакральными.

Раньше к знанию относились как к чему-то сакральному. Сейчас можно обучиться почти везде: не только в школах и университетах, но в социальных сетях и на разных платформах. Тем не менее кажется, что настоящая наука по-прежнему заперта в замках из слоновой кости, и добраться до нее не так просто. Александр рассказал, что, скорее всего, такое представление связано с историей университетов. В Средневековье количество грамотного населения было незначительным. Если кто-то становился ученым, он оставлял повседневную жизнь и уходил в университет (или монастырь), чтобы найти достойных собеседников для воспроизводства процесса обучения.

На контакт с обществом люди науки начали выходить только во второй половине XIX — начале XX века, когда американские университеты превратились в «кузницы кадров» для промышленной отрасли, объяснил Александр. В Российской Империи высшее образование становилось пропуском в мир высокооплачиваемой работы. Только, к сожалению, в то время на курсы не принимали женщин. В советское время в университетах практически не занимались исследовательской деятельностью — для этого были созданы академии наук. Высшее образование стало частью карьерной траектории для представителей некоторых профессий — на руководящие должности не брали тех, у кого не было диплома. В современном обществе университеты утрачивают функцию особого статуса.

Настороженное отношение к ученым вызвано тем, что зачастую непонятно, как их знания могут быть полезны в реальном мире, говорит Александр. Особенно сложно представителям гуманитарных наук, ведь кажется невозможно объяснить, зачем, например, нужна диссертация о том, как люди открывают двери. Но важно помнить, что даже устройством клавиатуры на компьютере мы обязаны людям, которые изучали движения рук, глаз и внимание пользователей, чтобы кто-то создал идеальный вариант.

Во многих университетах студенты пишут небольшие исследовательские работы. Конечно, это не делает всех учеными, говорит Александр, но все-таки закладывает фундамент понимания того, как извлекать и использовать знание. Если человек прошел базовый курс и изучил методологию исследования, подбор литературы и поиск информации, это станет полезным навыком даже для повседневной жизни — например, чтобы правильно вбить данные в строку поиска, отделить качественный контент от некачественного.

Бизнес и университет почти не взаимодействуют, особенно в России. Это связано с тем, что 90-х и начале нулевых компании развивались сами по себе, привыкнув полагаться на свои силы, уточняет Александр. Чаще всего бизнес обращается к корпоративным университетам и научным центрам. Тем не менее, сейчас в высших учебных заведениях довольно часто можно встретить преподавателей, которые являются представителями крупных компаний или стартапов.

Цифровая трансформация Внедрение инноваций Научные открытия Подкаст «Списать не получится» Подкасты
Главное