Культурные тренды, 01 окт, 16:54

Депрессия в серебряном возрасте: как помочь и как подготовиться

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Выход на пенсию может казаться последним рубежом, за которым лишь неминуемое. От таких мыслей и перспектив — только тоска и уныние. Вместе с психологом рассказываем о возрастной депрессии и о том, как ее избежать

Планы на будущее

«Серебряный» возраст — это, конечно, эвфемизм. Ни в одной классификации этого понятия нет. Так красиво окрестили пенсионеров и пожилых людей всех возрастов, чтобы разорвать ассоциации со старостью и «выходом в тираж». А заодно объединить три возраста, как их видит Всемирная организация здравоохранения, под одним названием. Итак, по классификации ВОЗ, с 60 лет и до 74 продолжается пожилой возраст, с 75 до 90 — старческий, а все, кто старше 90 лет, считаются долгожителями.

Чем старше становится человек, тем чаще ему приходится расставаться с близкими людьми по естественными причинам. Жизнелюбия не добавляет, когда, перефразируя известный сериал, «каждый разговор начинается с фразы «Угадай, кто вчера умер». Социальный контекст — друзья, родственники, коллеги, все с кем связывала жизнь, — становится менее плотным. Ряды редеют и становится гораздо меньше возможностей для встреч, общения, дружеских посиделок. Свободного времени же, наоборот, становится гораздо больше. У детей, если они есть, тоже свои заботы и дела, и они не всегда готовы к общению.

Кроме того, выход на пенсию в социальном плане становится как бы последним переходом из одного состояния в другое — на школьном выпускном поздравляют с вступлением во взрослую жизнь, потом первая работа, возможно, свадьба, дети. Но после выхода на пенсию других таких переходов уже не намечается, и осознание того, что человек вступает в так неудачно названный «период дожития», может отразиться на настроении или даже психическом состоянии.

Людмила Жукова, профессор РГГУ и НИУ ВШЭ, семейный психолог:

«Многое зависит от того, какой образ жизни вел человек и какой образ жизни планирует вести после выхода на пенсию. Если человек в целом был активным, придерживался более-менее здорового образа жизни, то он в пенсионный возраст входит в лучшем состоянии, чем тот, кто всеми этими моментами в своей жизни пренебрегал. Радикально менять свою жизнь в пенсионном возрасте не просто, но и не невозможно. Важно, чтобы эти перемены были не резкими, а относительно плавными, если говорить о введении в свою повседневность элементов здорового образа жизни.

Человеку очень важно чувствовать себя востребованным, и депрессия или субдепрессивные состояния могут быть вызваны ощущением одиночества, невостребованности, ненужности. Очень важно, чтобы человек продолжал вести активный образ жизни.

Многие обращают внимание на то, как отличаются пожилые люди в России от пожилых людей в Европе или, в широком смысле слова, на Западе. Там у людей после пенсии начинается другая жизнь: они становятся активными путешественниками, осваивают какие-то новые сферы деятельности, учат языки и так далее. У нас же до сих пор основная деятельность пенсионеров — забота о внуках. Ситуация в этом меняется, но не быстро и не радикально. Россия по-прежнему отличается в этом от других европейских стран.

Но сейчас есть много программ (например, в столице есть программа «Московское долголетие»), которые позволяют пожилым людям чему-то учиться, заниматься спортом или творчеством, учить языки, овладевать компьютером и так далее. И здорово, если они не пренебрегают этими возможностями».

Депрессия страшнее психиатра

Слово «депрессия» в повседневном языке стало почти синонимично плохому подавленному настроению. Но надо помнить, что плохое настроение приходит и уходит, а депрессия — это диагноз. Как и всякий диагноз, ставить его должен специалист, потому что психическое здоровье — забота медицины не менее серьезная, чем физическое.

Помимо реактивной депрессии, которая является реакцией психики на какое-то внешнее событие — такие депрессии еще называют психогенными, депрессия может возникнуть без каких-либо видимых причин. Такую депрессию называют эндогенной. Причины, разумеется, есть, но они зависят от генетических и биологических факторов.

Людмила Жукова:

«Что касается состояний, которые похожи на депрессию, то заниматься самодиагностикой не надо, это компетенция психиатра. Есть тесты, которые можно самостоятельно пройти для себя или для близкого человека, — тест Бека, например. Они помогут определить степень депрессии, но для правильной интерпретации нужно обращаться к врачу.

Что касается признаков депрессии, то есть достаточно формальные критерии. Международный классификатор болезней (МКБ-10) говорит нам, что пациент находится в депрессии, если он по крайней мере две недели испытывает два из трех симптомов:

  • постоянное сниженное настроение,
  • утрата интересов и удовольствия от деятельности, которая раньше приносила удовлетворение,
  • снижение энергии и усталость после минимальных усилий.

И по крайней мере два из семи вторичных симптомов:

  • снижение концентрации внимания,
  • чувство вины и никчемности,
  • снижение самооценки и неуверенность в себе,
  • изменение аппетита и веса,
  • нарушение сна,
  • пессимистические мысли, погруженность в себя,
  • суицидальные мысли или действия.

Симптомы должны быть четко определены, продолжительность их должна быть больше, чем две недели. И в этом смысле, если приступы плохого настроения и подавленности эпизодические — это одна история, если они длятся более двух недель, то это повод обратиться за помощью».

Другими тестами, которые используются для определения депрессии, является шкала Занга и Опросник большой депрессии. Но самооценка депрессии затрудняется еще и тем, что профессиональная диагностика различает несколько вариантов депрессии (это за исключением того, что депрессией не является, но человеку неискушенному в профессиональных тонкостях может казаться тем же) — в МКБ-10 различается полтора десятка депрессивных расстройств.

Кроме такой широкой, но, вероятно, не исчерпывающей дифференциации, диагностика депрессии даже профессионалами затрудняется тем, что пациенты в 43% случаев склонны утаивать симптомы депрессии. Надо сделать небольшое уточнение — исследование, которое дало такие результаты, проводилось в США (точнее, в Калифорнии), и есть основания полагать, что пенсионеры старой закалки в гораздо более высокой степени склонны скрывать симптомы из-за укорененной в этом поколении парадигмы, что со всеми своими душевными проблемами можно справиться самому, что «ныть» стыдно, и в целом из-за недоверия к психиатрии и лекарствам — а в исследовании как раз отмечается, что главные причины сокрытия симптомов — это предполагаемое назначение антидепрессантов и вероятность назначения визитов к психиатру.

Забота, неравнодушие, общение

Очень важно выбрать правильную стратегию, чтобы убедить человека обратиться за помощью. При этом не надо бояться ни психиатра, ни его вопросов. Задача врача состоит в том, чтобы собрать анамнез и на его основе уже делать какие-то выводы. Депрессия в пожилом возрасте может быть связана не только с внешними факторами — скажем, социальными, но и с внутренними.

У депрессии могут быть соматические причины, которых в пожилом возрасте становится по понятным причинам больше: это может быть деменция и болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона; развитию депрессии может способствовать перенесенный инсульт, избыточная функция щитовидной железы, диабет. Ряд лекарств тоже может вызывать вторичную (то есть развивающуюся на фоне других психологических проблем) депрессию: например, бета-блокаторы, которые принимают для снижения пульса и понижения давления, или кортикостероиды, в частности, глюкокортикоиды, которые применяются при ревматизме, ревматоидном артрите, бронхиальной астме и ряде других заболеваний.

Этот список далеко не исчерпывающий, и он призван лишь продемонстрировать, насколько широка вариативность причин депрессии, особенно в пожилом возрасте, когда здоровье в целом уже не столь крепко. Правильное диагностирование с учетом соматических причин важно для последующего лечения.

Депрессия как болезнь известна была еще Гиппократу, однако до сих пор в ее проявлениях есть место научным загадкам. Все же, несмотря на то, что никто не застрахован от ошибок, профессиональный врач лучше справится с диагностикой, чем соседи, тетушки, интернет.

Людмила Жукова:

«Нет волшебной таблетки или способа, который позволит убедить пожилого человека обратиться к врачу. В этой ситуации имеет смысл говорить о том, какие переживания у вас возникают в связи с предполагаемым депрессивным состоянием ваших родителей или бабушек и дедушек, говорить о том, как вы обеспокоены и что это переживание делает с вами.

Но надо иметь ввиду, что если у человека депрессия, то ему действительно очень тяжело даются какие-то движения: для того чтобы оказаться у врача, надо встать, одеться, помыться, чтобы до этого врача дойти. Людям в депрессии очень тяжело что бы то ни было делать. Известно, например, что от депрессии хорошо помогают физические нагрузки, но для того, чтобы заняться спортом, нужно заставить себя встать с постели, выйти из дома, а люди с депрессией часто не могут этого сделать. То есть это «лекарство» оказывается для них недоступно.

Можно сказать точно, чего не надо делать. Не надо говорить человеку, находящемуся в депрессии, «соберись, тряпка», «давай, ты можешь», потому что он не может. Нужно донести до близкого человека, что вы видите и понимаете, насколько ему тяжело, и что, как вам кажется, вы могли бы и хотели бы для этого человека что-то сделать. Можно постараться зайти с этой стороны: рассказать о том, как вам больно видеть близкого человека в таком состоянии. Это не гарантирует стопроцентного успеха, но дает некоторый шанс на то, что удастся с этим справиться.

Нужна поддержка, забота, проявление неравнодушия, общение. При этом понятно, что у всех своя жизнь, и часто бывает так, что нет возможности уделить много времени пожилому родственнику, но следует позаботиться о том, чтобы вокруг него были люди, какой-то круг, который бы оказал пожилому человеку поддержку.

Вот один из способов, с помощью которого я пытаюсь убедить своих клиентов в необходимости обратиться к психиатру по поводу того или иного состояния, скажем, депрессивного. Я говорю, что пытаться самостоятельно справиться с депрессией, — это как пытаться самостоятельно справиться с кариесом. Когда у нас болят зубы, мы не пытаемся вылечить их усилием воли, а идем к специалисту. То же самое мы должны сделать и находясь в депрессивном состоянии».

Предупрежден, значит вооружен

Однако никто из нас не молодеет, и то, что для одних является тревогой за родителей, бабушек и дедушек, которые входят в «серебряный» возраст, для других — ближайшая перспектива.

Людмила Жукова:

«Целиком и полностью подготовиться к наступлению «серебряного» возраста невозможно. Если говорить о себе, то имеет смысл задуматься заранее над тем, чем бы хотелось заняться на пенсии. Освобождается много времени и появляется масса возможностей. Это время для реализации планов, на которые не было времени, когда была работа.

Но не будем забывать о российских реалиях и будем помнить, что возможности отечественных пенсионеров ограничены и мы не можем рекомендовать им отправляться в путешествие, как это делают их ровесники, живущие за рубежом. Те, кто бывал в Европе, наверное, замечали большое число японских старичков и старушек, которые после выхода на пенсию путешествуют. Для большинства российских пожилых людей эта опция закрыта, потому что путешествия — это привилегия, и она не всем доступна.

Но есть разные формы активности, и многими вещами можно заниматься бесплатно. Очень хорошее средство, помогающее от депрессии, и мы его рекомендуем нашим клиентам, — это волонтерство. Найди человека, которому хуже, чем тебе, помоги ему, и тебе самому станет лучше.

Что касается помощи близким, которые вошли в это состояние, нужно запастись терпением. Это не быстрая история. Хотелось бы сказать, что болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому, возможно, стоит заранее обсудить со своими пожилыми родственниками, чем они собираются заняться после выхода на пенсию. Имеет смысл предложить им какие-то варианты активностей, поддержать их инициативу, подбадривать их и уделять внимание по мере возможности: звонить, встречаться, поощрять их деятельность».

Культурные тренды Социальные изменения Поколения Расстройства
Главное