Зачем нужны портативные энергостанции и кто такие цифровые кочевники
Об эксперте: Райан Син, глава европейского отдела компании EcoFlow, входящей в десятку доминирующих игроков на рынке портативных энергостанций (ПЭС) по данным глобальной исследовательской компании Technavio.
Всего за один час на Землю поступает больше солнечной энергии, чем все человечество успевает использовать за год. Наше светило — источник практически неограниченной энергии, которая востребована во многих странах. В ближайшее время популярность использования солнечной энергии возрастет и в России.
В первую очередь это связано с увеличением объема интеллектуальных устройств, применяемых людьми в повседневной жизни. Для их удобной эксплуатации потребителям необходимы мобильные источники энергии, независимые от электросети. Еще один фактор, способствующий активному развитию рынка портативных энергостанций, — повышение количества сбоев в подаче электроэнергии вследствие чрезвычайных ситуаций, вызванных климатическими изменениями.
Устойчивый интерес к устойчивому развитию
Мировой рынок портативных электростанций неуклонно растет. Аналитики ожидают, что к 2026 году он будет оценен в $538,1 млн, а среднегодовой темп роста составит 8,14% в период с 2020 по 2027 год. Подъем рынка не остановила даже глобальная пандемия, хотя она и внесла свои коррективы: в соответствии с данными ITC Trade map за 2020-2021 годы объемы мировых продаж сократились на 4%. Однако при общем спаде крупнейший поставщик портативных источников энергии, Китай, напротив, продемонстрировал рост в 9,4%.
Более того, производители продолжают наращивать линейки, предлагая новые продукты под различные применения в ответ на спрос потребителей. Так, по данным глобальной бизнес-консалтинговой компании Maximize Market Research, в 2021 году превалировал интерес к энергостанциям от 400 Вт/ч до 1000 Вт/ч. В 2022 году тенденции сместились к более мощным источникам энергии, способным питать большее количество устройств.
Российский рынок не столь динамичен. До недавнего времени местный потребитель оставался равнодушным к инновационному продукту — еще в 2018 году в РФ было ввезено всего 1288 переносных солнечных электростанций. Пандемия во многом повлияла на изменение ситуации.
Райан Син, глава европейского отдела компании EcoFlow:
«Сегодня у российского потребителя появился запрос на переход к новым источникам энергии и устойчивому развитию. Люди стали много путешествовать по своей стране, а не за границей, где «все включено», ходят в походы, на рыбалку, охоту. И когда они едут на природу, им особенно необходимы надежные источники энергии для гаджетов, камер, ноутбуков. Портативные электростанции на солнечных батареях могут закрыть эту потребность».
Также эксперт отмечает, что во многих уголках страны, особенно в глубинке люди сталкиваются с частым отключением электричества. По разным оценкам, до 70% территории РФ с населением более 20 млн человек находится в районах ненадежного централизованного энергоснабжения. Портативная солнечная энергетика здесь также может быть полезной: энергостанцию, работающую без топлива, шума и вредных выбросов, можно свободно использовать в помещениях, в том числе и в жилых.
Сегодня в России уже присутствует несколько крупных игроков и, по мнению экспертов, работающих с солнечной микрогенерацией, их список будет пополняться. Это подтверждает компания EcoFlow, специализирующаяся на портативных источниках энергии и возобновляемых энергоносителях. В прошлом году она вышла на российский рынок, увидев в нем огромный потенциал.
Цифровые кочевники и место под солнцем
Пандемия COVID-19 также стала импульсом к зарождению цифрового кочевничества. Работодатели начали прислушиваться к сотрудникам: некоторые компании перешли на полностью удаленный график работы, другие — на гибридный. Это позволило компаниям отказаться от офисных пространств и вложить средства в рекламу или создание качественного контента.
Цифровыми кочевниками сегодня называют офисных служащих, имеющих возможность работать с видом на море или горы без привязки к одному месту. По прогнозам экспертов, к 2035 году число цифровых кочевников по всему миру сможет приблизиться к одному миллиарду.
Исследование CXC Global показало, что 44% цифровых кочевников составляют миллениалы в возрасте от 26 лет до 41 года. Такая тенденция объясняется тем, что многих специалистов привлекает гибкость рабочего времени и места. Ожидается, что тенденция продолжит набирать обороты в будущем, и поэтому многие крупные корпорации уже начали приспосабливаться к новому рынку цифровых кочевников. Благодаря использованию портативных зарядных станций, специалисты смогут работать из любой точки мира и оставаться на связи с коллегами и клиентами.
Ближайшие перспективы развития в России
Сегодня можно сказать, что в России пока не сформирован рынок портативных энергостанций на солнечных батареях. Причина во многом заключается в том, что российским потребителям пока не до конца понятны преимущества этой категории продуктов. Однако производители готовы продемонстрировать и показать технологические прорывы в ПЭС. За последние пять лет стоимость производства солнечных элементов снизилась в разы благодаря стремительному развитию технологий, вызванному огромным потоком инвестиций в отрасль. Это сделало солнечную энергетику более доступным видом генерации энергии не только для бизнес-сегмента, но и для обычных потребителей. Учитывая срок службы, энергетические станции на солнечных батареях сегодня обходятся на 30% дешевле обычных инверторных бензиновых генераторов.
Также за последние годы была заметно увеличена средняя эффективность солнечных панелей, что увеличило их КПД, а современные аккумуляторные батареи способны накапливать достаточно большой запас энергии под нужды потребителя. При этом скорость их зарядки уменьшена в разы: если несколько лет назад для этого требовалось порядка 6–8 часов, то сегодня этот срок в среднем сократился до двух. И это не предел.
Не станет помехой для использования энергостанций и холодный климат, свойственный большинству российских регионов. Как показывает опыт эксплуатации устройств в странах Северной Европы, солнечные батареи работают даже лучше в холодном климате и при ясном небе, чем в жарких странах. В России же гораздо больше солнца, чем во многих регионах Европы. Например, общий объем среднегодового солнечного излучения, которые получает Дальний Восток, сопоставим с показаниями в Болгарии, Испании или Франции.