Виртуальная реальность, 11 июл 2022, 16:30

Автостопом по метавселенным: куда ведут цифровые миры будущего

Читать в полной версии
Фото: Firestock
В интернете только и разговоров, что о метавселенных. Полноценных пока не существует, но серьезных самостоятельных метапроектов много. В них тысячи людей, большие деньги и очень интересные возможности

Всерьез о метавселенных заговорили лишь пару лет назад, хотя само это слово появилось еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». Сейчас при упоминании этого слова на ум сразу приходят многопользовательские онлайн-игры, но возможности метавселенных в теории гораздо шире — это слияние цифрового и физического миров. Тут можно развлекаться, учиться, трудиться, творить, здесь своя экономика и даже свои «законы физики». Метавселенная бесконечна, работает непрерывно и постоянно меняется за счет действий пользователей, число которых не ограничено. Подробнее о том, как все это работает, мы писали здесь. Лучшие реализации идеи показаны в фильмах «Первому игроку приготовиться» (2018) и «Главный герой» (2021)

«Первому игроку приготовиться» (2018) — первый трейлер

От метапроектов к метавселенным

Однако полноценной метавселенной до сих пор не существует. Ее создание — крайне сложная задача даже для очень богатой компании. Слишком много всего нужно охватить: от средств для погружения (сейчас это виртуальная и дополненная реальности — VR и AR) до разработки абсолютно всех внутренних аспектов и управления ими.

Сейчас социальные сети существуют отдельно друг от друга, а игровой образ персонажа, например из игры Dota 2, нельзя перенести в World of Warcraft. Даже Fortnite, который из всех игровых проектов дальше всех ушел в сторону метаконцепции, пока еще далеко не метавселенная, а такой же метапроект. Ключ к переходу на следующий уровень — взаимодействие, которого пока нет. Без объединения метапроектов метавселенной не получится.

М — метавселенная: как будут выглядеть виртуальные миры будущего
Экономика образования 

Все только начинается: в деле серьезные игроки

Вполне возможно, что именно на это хочет сделать ставку генеральный директор Meta Platforms и создатель Facebook (в марте российский суд признал Meta Platforms и ее продукты — Facebook и Instagram — экстремистскими) Марк Цукерберг. Его бизнес не создает процессоры и компьютеры, не продает товары, но объединяет огромное число людей и знает о них если не все, то очень многое. А еще холдинг Цукерберга владеет брендом Oculus, который занимает почти треть мирового рынка VR-гарнитур. В конце 2021 года Meta объявила о планах нанять 10 тыс. разработчиков со всего мира для своего метапроекта Horizon Worlds.

В режиме бета-теста он работает с декабря. На данный момент это не единый мир, а наборы комнат, каждая из которых рассчитана максимум на 20 участников. В них можно общаться, вместе создавать объекты и определять механику их работы, задавая базовый код в качестве основы.

Horizon Worlds Разработчик: Meta Platforms (США) Год создания: 9 декабря 2021 Статус: открытый бета-тест Что можно делать: играть, посещать события, общаться, менять мир Количество пользователей: 300 тыс. активных в месяц

Horizon Worlds

Свой собственный метапроект есть у NVIDIA, но компания ориентируется не на развлечения, а на работу. Суть платформы Omniverse в том, чтобы дать возможность профессионалам разного профиля творить совместно. Грубо говоря, это Google Docs для специалистов по компьютерной графике и 3D-художников. Все вместе заходят в один проект, видят изменения в реальном времени и могут работать над ним с разных компьютеров и с помощью разного софта. Последнее стало возможно как раз благодаря унифицирующей технологии — Pixar USD.

Omniverse Разработчик: NVIDIA (США) Год создания: 10 ноября 2021 Статус: открытый бета-тест Что можно делать: совместно работать над сложными проектами Количество пользователей: неизвестно

A Peek Inside NVIDIA Omniverse Foundational Technology

Нечто среднее между этими двумя подходами в качестве своего пути выбрала Microsoft. Ее метаплатформа Mesh — это тоже комнаты с виртуальным окружением, но пользователи в них уже отображаются не в виде мультяшных или игровых аватаров, как в Horizon Worlds, а как фотореалистичные модели. Для погружения в мир Mesh также нужно использовать VR-гарнитуру, но здесь фокус пока не столько на развлечениях, сколько на совместной работе рядовых офисных сотрудников, например при проведении совещаний.

Mesh Разработчик: Microsoft (США) Год создания: апрель 2021 Статус: предварительная версия Что можно делать: общаться и совместно работать Количество пользователей: неизвестно

Microsoft Mesh Demo

Хотя в Mesh и Omniverse уже есть коммерческая составляющая — их разработчики стали продавать свои решения клиентам, — большие деньги не здесь, а там, где метапроекты напрямую связаны с криптовалютой. В The Sandbox игрокам доступен мир, где используются три вида сущностей: криптовалюта SAND, создаваемые объекты ASSETS и «земля» LAND, на которой объекты можно размещать.

The Sandbox Разработчик: Animoca Brands (Китай) Год создания: 2018 Статус: альфа-версия Что можно делать: играть, общаться, создавать объекты, владеть участками, торговать Количество пользователей: 2 млн зарегистрированных, более 500 тыс. активных

What Can I Do With My LAND? — Intro // The Sandbox

Для понимания масштабов «цифровых ценностей» достаточно вспомнить, что в конце 2021 года кто-то отдал эквивалент $650 тыс. в криптовалюте за виртуальную яхту, а самый дорогой проданный участок «земли» оценивается в $4,3 млн. Аналогичным образом работает проект Decentraland, только тут уже другая валюта и больше возможностей: помимо владения виртуальными землями можно участвовать в различных мероприятиях. Конечно, ни один из этих проектов и их многочисленных аналогов не похож на полноценную метавселенную, хотя и соответствует многим ее базовым принципам. Однако оба они являются показательным примером того, как работает децентрализованная метаэкономика.

Decentraland Разработчик: Decentraland Foundation (США) Год создания: 2017 Статус: открыта для всех с 2020 Что можно делать: исследовать мир, общаться, создавать объекты, торговать ими и участками Количество пользователей: более 300 тыс.

Decentraland Game Jam 2019 — in review

Впрочем, нет гарантии того, что The Sandbox и Decentraland не повторят судьбу запущенного в 2002 году проекта Second Life. Там тоже была своя валюта, бренды открывали виртуальные представительства. Число пользователей на пике популярности доходило до 15 млн, и за десять лет они потратили здесь несколько миллиардов реальных долларов. Но теперь цифровые города заброшены и практически никому не нужны.

Welcome to Second Life

На волне хайпа вокруг NFT начали появляться метапроекты, ориентированные в первую очередь именно на это явление. Один из самых свежих релизов — OnCyber, где художники и создатели могут расставлять и демонстрировать свои NFT в специальных мини-локациях. Получается такой виртуальный музей виртуальных объектов. В нем современный российский художник Покрас Лампас разместил NFT-гараж, лот совместного с РБК благотворительного аукциона в пользу фонда системной поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом». Изображение этого гаража также появилось на обложке июньского номера журнала РБК.

OnCyber Разработчик: Райан Буталеб (США) Год создания: февраль 2021 Статус: альфа-тест Что можно делать: создавать мини-миры и выставлять в них свои NFT Количество пользователей: неизвестно

Oncyber Loft tour

Свою собственную метавселенную уже разрабатывает китайский интернет-гигант Baidu. Предполагается, что в Xi Rang (в переводе «Земля надежды») в одном пространстве смогут находиться до 100 тыс. человек одновременно. Уже изначально заявлены такие возможности этого мира, как игры, развлечения, обучение, реклама и выставки. Интересно, что виртуальный мир решили сделать в форме ленты Мёбиуса, а вот никакого блокчейна и никакой экономики внутри, по задумке разработчиков, не будет. Власти страны не терпят конкуренции на этом поле.

Xi Rang Разработчик: Baidu (Китай) Год создания: декабрь 2021 Статус: прототип Что можно делать: неизвестно, но экономики точно не будет Количество пользователей: предположительно 100 тыс.

Метавселенная Xi Rang от Baidu

Свой шаг в сторону метавселенных сделала и владеющая TikTok компания ByteDance. В январе этого года она запустила приложение Paidui Dao («Остров для вечеринок»), в котором сочетаются возможности социальной сети, цифровые аватары пользователей и виртуальные комнаты, где можно делать что-либо одному или же вместе с другими людьми.

В России тоже ведутся разработки метавселенных. Пожалуй, наиболее показательный проект — Sensorium Galaxy. Если все получится, то это будет многопользовательская VR-платформа с несколькими локациями. Пока их две. Prizm — мир концертов и электронной музыки, Motion — мир движений и танцев. Без цифровых аватаров пользователей, конечно, дело тоже не обошлось.

Sensorium Galaxy Разработчик: Sensorium Corporation (Каймановы острова, по факту — Россия) Год создания: 2019 Статус: закрытый бета-тест Что можно делать: наслаждаться музыкой и танцами Количество пользователей: неизвестно

Sensorium Stream

Новый опыт и новые риски

Метавселенные — это не только новые возможности и следующий шаг в развитии интернета, но и новые опасности. Первые тревожные звоночки уже прозвучали. Так, неназванная девушка, принимавшая участие в бета-тестировании Horizon Worlds, написала в закрытой группе проекта о том, что столкнулась с виртуальным домогательством. После этого разработчикам пришлось спешно вводить функцию запрета на тесное сближение аватаров пользователей друг с другом.

К середине 2022 года стало понятно, что описанный случай далеко не единичный, проблема очень острая: даже в цифровом месте есть место для насилия. И чем реальнее выглядит окружение, тем тяжелее психике. Когда прототипы метавселенных станут более массовыми, мы наверняка еще услышим о множестве похожих историй, связанных с враждебными и агрессивными высказываниями. А возможно, даже и действиями. На заре соцсетей все тоже ждали от них только хорошего.

Метавселенные: как и почему они изменят интернет и жизнь
Футурология 

Еще одна потенциальная проблема кроется в том, что метавселенная может оказаться настолько хорошей, что многим из нее не захочется выходить. Главный герой фильма «Первому игроку приготовиться» живет в трейлере в трущобах огромного перенаселенного города и отдает все свое время VR-игре OASIS. В ней он не подросток, а практически супергерой. В какой-то степени это можно даже сравнить с хикикомори — так в Японии называют людей-затворников, которые стремятся к максимальной изоляции от общества.

Разумеется, никуда не денется и проблема мошенничества, если расчеты в метавселенных будут вестись в валюте, которую так или иначе можно конвертировать в реальные деньги. На новый уровень выйдут проблемы с безопасностью персональных данных: больше датчиков и точек входа — больше потенциальных уязвимостей. Открытым остается и вопрос защиты детей от вредной для них информации.

Однако куда все это нас приведет, пока неизвестно. Но точно понятно, что человечество уже на пути к метавселенным и в ближайшее время вряд ли с него свернет. По оценке Metaversed, в марте 2022 года количество пользователей всех существующих в мире мета-проектов перевалило за отметку в 400 миллионов.

Виртуальная реальность Люди будущего Как это устроено Социальные сети Геймификация
Главное