Питч-дек, хайп и свобода: 8 неудобных вопросов акселератору от стартапов
Эксперт: Максим Онищенко, руководитель корпоративного акселератора StartupDrive от «Газпром нефти».
1. Сколько времени занимает подготовка заявки для стартапа?
Обычно достаточно заполнить онлайн-заявку и приложить к ней питч-дек. И тогда заполнение заявки займет минут пятнадцать. Но если материалов нет, то потребуются ресурсы команды, и тогда времени уйдет от недели и больше. Это следует из опыта работы трендмейкеров — международных компаний, которые сумели привлечь больше всего инвестиций для стартапов.
Питч-дек — это презентация проекта, в которой важно отразить несколько моментов.
- Проблема: описание, как она влияет на бизнес и на жизнь людей, как ее обнаружили, как подтвердили ее актуальность.
- Решение: как команда собирается решать проблему, демонстрация конкретного кейса — как работает продукт и как им пользуются.
- Конкуренты: опционно, но лучше показать, что команда мониторит рынок, следит за потенциалом его развития.
- Метрики: продуктовые и клиентские метрики, бизнес-показатели и срезы рынка.
- Бизнес-модель: как команда уже монетизирует продукт.
- Планы развития: MVP (минимально жизнеспособный продукт), достигнутые результаты, привлекаемые инвестиции и на что предполагается их тратить.
- Команда: основатели проекта, компетенции команды, релевантность опыта.
Как правило, если вы уже искали инвестиции или участвовали в акселерационных программах, у вас есть базовая часть питч-дека. К ней просто добавляется конкретный запрос к акселератору.
Питч-дек эволюционирует — потом команда использует эти материалы на питчах и при подаче заявки.
2. Можно ли сравнить участие в акселераторе с работой full-time? Если да, то как у руководителей вообще хватает времени заниматься своим проектом?
Акселератор — это 12 недель плотной работы. Как минимум две встречи в неделю — с трекером и бизнес-заказчиком. Параллельно идут встречи по выполненным задачам, по приобретенному за неделю опыту, по постановке задач на следующий спринт, собственно техническая работа над решением, аналитика.
Для полноценной работы в акселераторе желательно наличие двух фаундеров: один занимается операционным бизнесом, другой — полностью погружен в программу акселерации.
У более зрелых компаний команда обычно укомплектована: разработчики, маркетологи, финансовые аналитики и т.д. В больших командах задачи более равномерно распределяются по участникам. Зато небольшие могут лучше сосредоточиться на участии в программе.
3. Сколько стартапов сходит с дистанции после попадания в акселератор?
У каждого акселератора своя статистика. В нашей программе до демо-дня, финальной точки, доходили 60-80% команд. В трех программах участвовали 29 стартапов, 16 стали выпускниками.
С дистанции сходят по нескольким причинам. Например, команда недостаточно рассчитала силы и не успевает совмещать работу над развитием компании и участие в акселераторе.
Есть история, когда в середине акселератора приходит понимание, что гипотеза, с которой команда заходила, не подтвердилась. А новых путей для взаимодействия не найдено. Это абсолютно нормально.
Результатом работы в акселераторе также может стать необходимость значительной доработки продукта или изменения бизнес-модели.
В новом наборе мы хотим сделать больший упор на техническую подготовку команды и способность разработки полностью внутреннего решения.
4. Что акселератор дает организатору?
- Для крупных компаний важны инновации. Стартап может предоставить корпорации новые технологии и решения, которые позволят удерживать лидерство на рынке и привлекать новых клиентов.
- При помощи акселератора можно найти готовые продукты, решающие задачи клиентов корпораций. Модель акселерации позволяет в короткие сроки запускать параллельно десятки решений.
- Создание и расширение линейки продуктов или выход на новые рынки. Стартапы дополняют наш классический бизнес своими решениями, тем самым расширяя предложение для клиентов. Одновременно крупная компания может протестировать гипотезы в нишах, не привязанных к ее специализации. Например, топливная компания может попробовать себя в продаже страховых полисов.
- Прямой контакт с самыми активными представителями стартапов, заодно понимание, что сейчас в тренде на рынке, что будет базовой технологией в ближайшем будущем.
5. Правда ли, что для получения инвестиций обязательно заниматься хайповыми технологиями? Например, ИИ.
Кажется, что хайповые идеи похожи на «фастфуд» среди инноваций. Но это не так. Просто сейчас конкретные решения более востребованы конечными пользователями — теми, кто приносит деньги компании. Или рынок испытывает сильные потрясения, и отечественные решения, допустим, в области ИТ сейчас особенно нужны.
К примеру, сервисы по доставке продуктов, по переработке мусора или в области no-code/low-code, blockchain привлекают в мире миллионы долларов.
Но итоги I квартала 2022 года по закрытым сделкам на российском рынке показывают, что инвестиции привлекают и менее популярные направления: измерение и анализ собранного урожая, бронирование частных самолетов, мониторинг продаж.
6. Как сильно инвестиции ограничивают свободу стартапа?
Есть два диаметрально противоположных подхода: директивное управление с погружением во все процессы и свобода с синками (совещаниями, планерками. — РБК Тренды) раз в квартал.
Фаундеру нужно обратить особое внимание на устав и корпоративный договор.
Первый документ определяет размер уставного капитала, доли участников, порядок их совместной работы.
Второй документ не отменяет устав, он его конкретизирует и дополняет. Корпоративный договор будет регулировать отношения с инвестором практически по всем бизнес-вопросам. В нем можно прописать цели компании, KPI проекта, особенности голосования участников компаний по определенным вопросам, порядок распределения прибыли, ограничение конкуренции и многое другое.
Для составления договора лучше привлечь юриста. При грамотно составленных документах вероятность ограничения свободы стартапа сводится к минимуму.
7. Российская экономика проходит через структурную трансформацию. Нужны ли будут стартапы в новой экономической реальности?
Сейчас действительно важный период для нашего бизнеса. Конкуренция на внутреннем рынке будет расти.
Многие крупные компании начали активно работать с инновациями несколько лет назад, и сейчас эта тенденция становится более актуальной.
Импортозамещение тоже становится еще более актуальным направлением. Оно будет способствовать появлению новых стартапов.
8. Требования к стартапам ужесточаются?
Появляются новые ограничения и требования, но и открывается гораздо больше возможностей. Уходят одни крупные игроки — появляются ниши для стартапов во всех сферах. Рынок ищет новые технологии в обслуживании, ретейле, финтехе, логистике, способах оплаты.
Командой акселератора мы смотрим российские разработки, расширяем тематику набора. Компании на рынке готовы сотрудничать для получения выгоды всеми сторонами.