Экономика впечатлений, 18 июн 2022, 15:00

Реклама в снах: научная фантастика или реальность

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Летом 2021 года группа из 38 ученых и исследователей в области сна подписала открытое письмо, в котором предупреждала, что реклама в снах скоро станет частью реальности. Разбираемся, обоснованы ли их опасения

Освежающий сон от Coors

В открытом письме ученые рассказывают о новой маркетинговой кампании американской пивоваренной корпорации Molson Coors. По их словам, она уже тестирует способ встраивания рекламы в сны. Ученые цитируют необычный пресс-релиз организации: «Не секрет, что стресс из-за пандемии мешает спать, из-за чего многие видят странные и необычные сны, которые можно назвать «карантиносны». Обычно мы не можем контролировать их содержание, но что если бы это стало возможным? Coors Light и Coors Seltzer (бренды пива от Molson Coors. — РБК Тренды) хотят сделать ваши сны освежающими, используя науку». Для этого нужно перед отходом ко сну посмотреть небольшое видео, а затем включить восьмичасовой набор звуков.

Ученые считают это вопиющим вторжением в частную жизнь. Боб Стикголд, нейробиолог и профессор психиатрии из Гарвардской медицинской школы, подчеркивает: «Они пытаются навязать вызывающий зависимость наркотик людям, которые слишком наивны, чтобы это подметить. Не знаю, что может быть хуже. Более того, эффект от абсолютно любой маркетинговой кампании можно будет усилить через атаку на сон».

В подсознании клиента: что такое нейромаркетинг и как его используют
Социальная экономика 

Что такое гипнагогия

Мы засыпаем постепенно. Между лежанием в кровати с закрытыми глазами и окончательным отходом ко сну существует промежуток в 2–3 минуты. Он называется «гипнагогией». В этот период мышцы расслабляются, тело как бы засыпает, однако мозг еще остается в бодрствующем состоянии. Этот период и можно использовать маркетологам.

Томас Эдисон любил засыпать, сидя на стуле с двумя металлическими шариками в руках. Когда изобретатель начинал дремать, шарики падали на пол и резко будили его. Похожим образом действовал Сальвадор Дали, только сюрреалист использовал ложку вместо шариков. Звук от падения предметов вытаскивал из гипнагогического состояния и активизировал определенные участки мозга, что резко повышало креативность.

Как Дали и Эдисон повышали креативность для решения нетривиальных задач
Экономика образования 

Вторжение в сон

Тонкость границы между сном и бодрствованием неоднократно подтверждалась в исследованиях. Именно из-за этого ученые беспокоятся о том, что ночная реклама может навязываться людям без их согласия. Боб Стикголд заявляет: «У примерно 30 млн человек в спальнях стоят «умные» колонки типа Alexa. Эти устройства могут проигрывать все, что угодно, поэтому рекламодатели могут закупать время на маркетинговые сообщения в 2:30 утра, например. Это будет что-то в духе романа «1984», когда никто об этом не знает, но все слушают рекламу каждую ночь».

Предотвращение вмешательства

Исследователи уверены, что со вторжением в сны нужно бороться уже сейчас, пока индустрия находится в зачаточном состоянии. Стикголд уверен, что в США должна вмешаться Федеральная торговая комиссия (аналог в России — ФАС), так как подобные проекты манипулируют потребителями и вмешиваются в их частную жизнь. Его коллеги подчеркивают: «Мы убеждены, что нужны активные действия по внедрению защитных мер. Только это поможет сберечь от рекламщиков последний приют для наших многострадальных мозгов: сны».

Экономика впечатлений Виртуальная реальность Человек меняющийся Ретейл Научные открытия Футурология в искусстве Короче
Главное