Вторая смена: как неоплачиваемый женский труд влияет на семью и общество
Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.
Согласно общепринятому представлению о первобытном обществе, женщины не имели возможность регулярно охотиться, поскольку вынашивали и рожали детей, а также ухаживали за новорожденными — и поэтому за ними закрепилась роль «хранительницы очага». На основе этих представлений и появилось представление о «женском» и «мужском» труде, которое поддерживается многими по сей день.
По мнению же некоторых ученых, первобытные люди были куда более равноправными: существовали примеры женщин-охотниц, собирательниц и не только. Им посвящен ряд исследований, которые позже были объединены в феминистскую антропологию.
При этом укоренившиеся в обществе и культуре идеи об обязанностях, выполнение которых по умолчанию отведено женщинам, продолжает существовать, и сегодня социологи и активисты говорят о феномене неоплачиваемого женского труда, который оказывает серьезное влияние на жизнь, карьеру и семью.
Что такое «вторая смена»
Термин «вторая смена» в 1989 году ввела социолог и профессор Калифорнийского университета Арли Хокшилд, назвав так свою книгу. В ней профессор Хокшилд рассказала о неоплачиваемом труде и его влиянии на жизнь женщин. Основным ее тезисом стало то, что женщине приходится вести хозяйство в одиночку, выполняя все домашние обязанности, поэтому фактически она работает «во вторую смену», то есть после основного трудового дня. Таким образом, утверждала Хокшилд, между мужчиной и женщиной существует разрыв не только в оплате и условиях труда, но женщины также не имеют возможности отдохнуть и восстановить силы, так как вынуждены заниматься домом и детьми.
Несмотря на то, что термин «вторая смена» был сформулирован в 1989 году, исследования гендерного разделения труда проводились и раньше.
К примеру, Арли Хокшилд в своей книге приводит большое исследование 1972 года, проведенное группой социологов во главе с Александром Салаи — «Использование времени: повседневная деятельность городского и пригородного населения в 12 странах».
Результаты исследования показали, что работающие женщины тратили на домашние обязанности в среднем три часа в день, тогда как у мужчин они занимали всего 17 минут. Примерно час в день женщины тратили на уход за детьми, в то время как мужчины посвящали детям 12 минут. Также отцы семейства спали и смотрели телевизор дольше, чем их работающие жены.
Профессор Хокшилд, в свою очередь, проводила интервью с парами в конце 1970-х и в 1980-х годах, где задавала вопросы о домашнем труде и разделении обязанностей. Ее работа подтвердила результаты исследования предшественников: некоторые мужчины крайне негативно относились к домашнему труду, а те, кто делил обязанности с женами, чувствовали себя некомфортно.
Работающие женщины в СССР
Упомянутые выше исследования в основном изучают положение дел в послевоенной Америке, когда женщины стали активно занимать рынок труда.
В России же принято считать, что, в отличие от капиталистических стран, Советский Союз дал женщинам все возможные права, поэтому неправильно было бы говорить о проблемах гендерного разделения в советское время.
Советская власть действительно давала женщинам определенные возможности: были и развитая социальная структура ухода за детьми, и дома быта, и борьба против «кухонного рабства». Однако наряду с этим политика партии навязывала женщинам гендерные стереотипы и активно призывала к материнству. Популяризировалась ролевая модель «работающей матери», подразумевающая, что женщине все же необходимо совмещать домашний труд с оплачиваемой работой и активной общественной деятельностью.
Стоит также отметить, что после индустриализации и войны женщинам стало привычно заниматься тяжелым ручным трудом на производстве или в сельском хозяйстве.
Несмотря на «марксистскую» природу некоторых требований современного феминизма — особенно тех, что касаются равной оплаты труда и гендерного разделения домашних обязанностей, — сам по себе марксизм не отрицает гендерных стереотипов и не ведет к борьбе за женские права.
«Вторая смена» сегодня
С публикации книги Арли Хокшилд о «второй смене» прошло больше 30 лет, однако проблема неравного разделения труда все еще остается актуальной.
По данным ООН за 2018-й год, женщины тратят примерно в 2,5 раза больше времени на домашние обязанности по сравнению со своими партнерами и родственниками.
Однако статистика сильно зависит от региона, потому что напрямую связана с уровнем гендерного равенства и настроениями в обществе. Так, в Японии женщины занимаются домашним трудом в 5,5 раз больше, чем мужчины. В странах Северной Европы, известных своим высоким уровнем гендерного равенства, эта разница не так велика: женщины тратят на домашний труд в 1,5 раза больше времени. Средние показатели демонстрирует Южная Европа, а таких странах как Италия и Греция женщины заняты домашними обязанностями в 2,5 раза больше мужчин.
В России женщины включены в домашний труд примерно вдвое больше мужчин.
Любопытно, что в отличие от средних показателей статистики, в которых домашние обязанности в основном занимают молодых женщин, у которых есть маленькие дети, в России неоплачиваемым трудом занимаются также женщины старшего поколения. Это связано с феноменом, который социологи называют «институтом бабушек», характерным для постсоветского пространства.
Почему это проблема
Современные исследования показывают, что количество неоплачиваемого домашнего труда уменьшается по мере экономического развития страны. Если женщинам не приходится тратить время на домашние обязанности, они получают возможность реализоваться на рынке труда, что положительно сказывается на общем благосостоянии. Таким образом, гендерное неравенство не только несправедливо, но и неэффективно.
Однако первое едва ли не важнее второго, так как «вторая смена» отнимает у женщин ресурсы, которые могли бы быть вложены в карьерный рост. Так образуется замкнутый круг, в котором гендерные стереотипы мешают женщинам развиваться в карьере, что еще больше подтверждает эти стереотипы в глазах общества.
К примеру, такое явление как «стеклянный потолок» напрямую связано с возлагаемой на работающих женщин «второй сменой». Женщин могут не брать на работу или не давать повышение, так как работодатель предполагает более низкую эффективность работницы по сравнению с мужчиной, который якобы уделяет работе больше времени и не занимается бытом. Также молодые женщины сталкиваются с отказами при приеме на работу из-за страха нанимателей, связанного с возможным декретным отпуском. Можно увидеть, что стереотипы о неоплачиваемом труде и гендерных ролях негативно влияют как на незамужних и бездетных женщин, так и на тех, у кого есть дети.
Атмосфера в паре и семье
Неравное разделение домашнего труда может создавать напряженную атмосферу в семье или в паре, и речь идет не только о физическом труде: готовке, уборке или стирке. Современный мир дает нам много возможностей облегчить бытовой труд с помощью технологий, и это рождает новый стереотип о том, что женщины почти не тратят времени на быт, так как «стирает стиральная машина, а готовит мультиварка».
Но не стоит забывать, что на женщинах все еще лежит почти весь бытовой менеджмент, и даже при возможности делегировать труд женщины берут на себя всю организацию. Это явление подчеркнула пандемия, во время которой женщины работали из дома и одновременно занимались, к примеру, обеспечением онлайн-обучения для детей школьного возраста.
Профессор Хокшилд также подарила нам не менее важный термин — «эмоциональный труд». В паре кто-то должен брать на себя этические задачи: от ведения календаря дней рождения друзей до инициирования важных разговоров. И для поддержания здоровой динамики в паре его рекомендуется разделять.
Благодаря TikTok появился новый термин, связанный со сферой неоплачиваемого труда, — «намеренная некомпетентность», или weaponized incompetence. Одна из пользовательниц поделилась видео, в котором показала список продуктов для мужа, включавший рисунки нужных продуктов и даже схему того, как их найти. Комментаторы заподозрили, что мужчина намеренно плохо выполняет просьбу жены, вынуждая ее тратить силы на подобные объяснения, а многие женщины поделились похожими историями из своего опыта. Позже этот тренд стал виральным, а один из тиктокеров даже снял мини-клип Incompedance, высмеивающий мужчин, которые делают вид, что не справляются с простейшими бытовыми задачами. Цель такого поведения проста — это уход от выполнения неприятных обязанностей, ведь партнеру в конце концов надоест нянчиться и он предпочтет все сделать сам. Справедливости ради, мужчинам тоже нашлось что рассказать — так, женщины, по словам комментаторов, предпочитают перекладывать на партнеров обслуживание автомобилей и других приборов.
Страдают не только женщины
Неравное распределение домашних обязанностей проявляется не только по отношению к женщинам. Исследования «второй смены» в основном касаются гетеросексуальных пар, однако партнеры в однополых союзах также не застрахованы от «второй смены». Согласно исследованию ASA, в однополых парах случается так, что большая часть бытовых задач, маркированных как «женские», ложатся на партнера, чья гендерная роль больше подходит под стереотипно женскую, и наоборот.
Помимо этого и в гетеросексуальных парах бывают случаи, когда домашний труд по тем или иным причинам ложится на мужчину и также негативно сказывается на ментальном состоянии, может приводить к выгоранию и обиде на партнера.
Как справедливо распределить домашние дела
Почти треть российских семей ссорятся из-за бытовых обязанностей, тогда как равноценное распределение домашний дел становится залогом комфортных взаимоотношений в паре и укрепляет брак.
Ева Родски, автор методики «честная игра» и одноименной книги, предлагает партнерам, задумавшимся о новом подходе к домашней работе, следовать следующим правилам:
- Одинаково ценить время друг друга. Поскольку в сутках всего 24 часа, обоим следует уважительно относиться ко времени друг друга, пересмотреть необходимое для домашних обязанностей количество часов и разделить их поровну. Родски уверена, что это поможет избежать той самой ситуации, когда весь менеджмент ложится на плечи женщины, поскольку считается, что за нее работают бытовые приборы.
- Развивать собственные интересы. Домашний труд отнимает много сил, а значит, их остается меньше на себя — а это вредно для партнерства. Поэтому, считает Родски, оба должны выделять время для своих интересов и уважать право друг друга на это.
- Разобраться в себе и отношениях. Родски советует начать с вопросов о том, почему вам важно говорить с партнером о перераспределении ролей. Вы хотите, чтобы он видел ваш вклад и ценил его? Хотите, чтобы работа выполнялась более эффективно и у вас было время на себя? Понимание этого важно для достижения цели.
- Определить свои стандарты и ценности. Партнерам стоит понять, какие элементы домашнего труда для них важны и необходимы, а какие можно было бы исключить из списка дел. После этого можно выработать общие стандарты, по которым все должно быть выполнено — то есть описать, что нужно сделать, чтобы полностью закрыть ту или иную задачу.