Ностальгия в дизайне: почему ретро снова в моде
В последнее время усилился тренд на ностальгию, который выражается как в дизайне, так и в самих форматах товаров и услуг. Так, в 2020 году продажи аудиокассет в Великобритании увеличились вдвое и достигли самого высокого показателя за последние 15 лет, а Тейлор Свифт и Леди Гага выпустили свои последние альбомы именно на этих носителях еще перед их цифровым релизом. Одновременно наблюдается и возрождение винила — например, в 2020 году продажи пластинок превысили продажи CD в США. А в Великобритании, по данным TheGuardian, 2020 год стал самым успешным для винила с 1990 года.
Доктор Филиппо Кордаро, исследователь тренда ностальгии и принятия потребительских решений, отмечает: «На базовом уровне позитивные воспоминания просто поднимают нам настроение. На более сложном уровне воспоминания об этом опыте заставляют нас сильнее чувствовать социальную связь с другими». Как дизайнеры используют этот эффект, чтобы сделать продукты более привлекательными?
Привет из прошлого
Гонконгская лаборатория NINM выпустила кассетный плеер It’s OK Bluetooth, который работает как с традиционными наушниками с разъемом 3,5 мм, так и с беспроводными. Также устройство можно подключать к колонке. Оно напоминает современную версию культового плеера Sony Walkman. При этом It’s OK — это первый в мире кассетный плеер, использующий технологию Bluetooth 5.0, которая обеспечивает более высокую скорость передачи и громкость. Наконец, устройство позволяет записывать голос — для этого каждый экземпляр поставляется с пустой кассетой с длительностью записи 60 минут.
Летом 2020 года французский стартап We Are Rewind показал прототип настольной кассетной деки — кампания на Kickstarter собрала необходимые для запуска средства всего за пару недель, а первые контрибьюторы проекта получили свои плееры уже в сентябре 2020 года.
Плеер выполнен в алюминиевом корпусе и работает на перезаряжаемых литиевых батареях. Он поддерживает Bluetooth и имеет функцию записи.
Предметы быта и интерьер из прошлого
Дизайнеры не только воссоздают привычные продукты в новом технологическом исполнении, но и возвращают в обиход бытовые предметы и элементы из прошлого. Так, компания Saturday MFG разработала упаковку для печенья для компании из Айовы Thelma’s Treats. Ее дизайн с двумя выдвижными лотками, каждый из которых вмещает по 10 печенек, стал отсылкой к духовкам и плитам прошлых лет.
А британская Graham & Brown в честь своего 75-летия выпустила коллекцию ностальгических обоев с геометрическими и цветочными узорами. Рисунки ручной работы воссоздали из архивов компании. Их узоры слегка увеличили, а палитру немного изменили. В итоге получилось несколько вариантов обоев: с цветочным узором, который отсылает к загородным садам 1940-х годов, с каплевидным орнаментом — отсылка к моде 1950-х, с яркой цветочной палитрой — к 1960-м, и геометрической графикой — к 1970-м.
Ностальгия в дизайне позволяет привлечь аудиторию на психологическом и эмоциональном уровне благодаря образам, звукам, запахам и вкусам. Она помогает создавать продукты, которые будут казаться привычными, даже если не являются аналогами чего-то из прошлого. Например, дизайнер Хелен Лопес при создании локального бренда Best Creamery использовала светлую цветовую палитру, олдскульные шрифты и много пустого пространства, чтобы «создать свежий и дружелюбный образ с оттенком ностальгии по временам, когда молоко развозили по городу». Best Creamery — это небольшая маслобойня, которая производит молоко, сыр, йогурт и масло из молока, полученного с небольших семейных ферм.