Тревожность и интуитивность: что подогревает страсть к конспирологии
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.
Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.
Как устроены теории заговора
Конспирологическими теориями, как правило, являются недоказанные и часто сенсационные интерпретации событий или объяснения природных явлений. Яркий пример — убежденность в том, что Гитлер не покончил с собой, а сбежал и живет в подземельях Антарктиды. Там нацистский диктатор якобы руководит строительством летающих тарелок.
Во всех конспирологических теориях обычно фигурирует некий «кукловод» или группа злоумышленников, которая вводит людей в заблуждение ради собственных целей. Таким образом, заговор превращается в глобальную манипуляцию, а верующие в конспирологию нередко убеждены, что мыслят гораздо критичнее «оболваненного большинства».
Конспирологи помогли COVID-19
К теориям заговора часто относятся как к забавным легендам из интернета. Но пандемия показала, что конспирология может убить — и не только своих сторонников. Так, медикам и ученым пришлось бороться как с коронавирусом, так и с опасными заблуждениями вокруг него. При этом многие до сих пор уверены, что COVID-19 — выдумка мирового правительства, поэтому защищаться от него не нужно.
Среди тех, кто все же сразу признал существование опасного вируса, было достаточно конспирологов, уверенных, что коронавирус распространяется через мобильные сети 5G. Адепты теории нередко устраивали митинги и мешали установке вышек, доставляя неудобства операторам и срывая меры по соблюдению социальной изоляции.
Также по данным ФОМ, 35% россиян сомневаются в эффективности масок против коронавируса. Одна из причин — резкое подорожание средств индивидуальной защиты в начале эпидемии. Из-за него у некоторых граждан возникли подозрения, что государство просто хочет заработать на пандемии.
Быстро остановить пандемию помешали и низкие темпы вакцинации. Несмотря на разъяснения ученых, многие побоялись делать прививку из-за уверенности в том, что от нее можно умереть. Или и вовсе попасть под контроль рептилоидов, потому что вместе с инъекцией врач введет подкожный чип.
Распространенность конспирологии
Хотя конспирология связана с отказом от общепринятых норм, убежденность в наличии заговоров все равно широко распространена. Согласно исследованию ВЦИОМ, 66% респондентов боятся ГМО, 49% уверены, что американцы сфальсифицировали высадку на Луну, а 54% считают, что есть некая группа лиц, стремящаяся разрушить духовные скрепы россиян.
Некоторые ученые полагают, что подверженность конспирологии можно охарактеризовать как «заговорную веру», которая определяет поведение человека в целом. Люди с такой чертой склонны считать заговоры причиной всех общественно-значимых событий. При этом они часто верят во взаимоисключающие теории, будучи одновременно уверенными как в том, что принцессу Диану убили, так и в том, что она сфальсифицировала собственную смерть.
Портрет конспиролога
Анализируя данные ВЦИОМ об отношении россиян к лунному заговору, можно заметить, что среди респондентов от 25 лет процент верующих в него не сильно отличается от одной возрастной группы к другой. Заметно меньше конспирологов только среди молодежи от 18 до 24 лет.
Долгое время в научной среде было популярно представление о «необразованных конспирологах». Считалось, что снизить веру в заговоры можно с помощью пропаганды научного мышления, а люди с дипломами, якобы, реже верят в рептилоидов и масонов. На практике все оказалось несколько иначе — связь между уровнем образования и конспирологическим мышлением не настолько сильна, как может показаться. Аналогично не сильно влияет и уровень доходов. В некоторых случаях и вовсе: если сравнить человека без образования вообще и выпускника техникума, то можно заметить, что второй с большей вероятностью будет интересоваться конспирологией.
Среди конспирологов можно встретить даже докторов наук и президентов. Поэтому можно сделать вывод, что на веру в заговоры влияют не только социальные факторы, но и внутренние.
Ментальные предпосылки веры в заговоры
Паранойя, когнитивные искажения и шизофрения
Возвращаясь к упомянутым ранее чертам конспирологических теорий, можно отметить их поразительное сходство с параноидальным мышлением. Паранойя — тенденция человека или группы лиц к чрезмерной или иррациональной подозрительности и недоверчивости. По мнению некоторых ученых, связь между паранойей и конспирологией настолько сильна, что эти понятия можно рассматривать как синонимы.
Однако вера в заговоры слишком широко распространена, чтобы можно было говорить о клинических проявлениях параноидального мышления у конспирологов. Дополнительным негативным фактором нередко выступают разного рода когнитивные искажения. Например, склонность принимать поспешные выводы на основе незначительных доказательств.
В некоторых случаях речь действительно может идти о серьезных заболеваниях, например о параноидальной шизофрении. У больных ею наблюдается высокая склонность к поспешным выводам. При этом подверженность этому когнитивному искажению не связана с общей импульсивностью конкретного пациента с шизофренией.
Шизотипия
Гораздо чаще шизофрении у сторонников конспирологии встречается шизотипия — своеобразная личностная организация, включающая в себя дезадаптивные черты характера. Например, магическое мышление, эксцентричность или склонность к социальной изоляции. Шизотипия нередко остается необнаруженной, а шизотипические проявления могут всю жизнь восприниматься окружающими как легкая чудаковатость. Хотя у шизотипиков есть повышенный риск развития шизофрении, серьезное заболевание возникает далеко не всегда.
Эвристический тип мышления и интуиция
Среди здоровых людей поспешные выводы чаще делают люди с эвристическим типом мышления. Они в большей степени опираются на чувства и интуицию, чем на аналитические выводы. Эвристику не стоит противопоставлять рациональности или воспринимать как второсортный тип принятия решений — во многих случаях умение быстро и нестандартно мыслить является преимуществом. Вера в заговоры выступает как побочный эффект эвристического мышления. Некоторые ученые считают, что конспирология обладает некой интуитивной привлекательностью — правда, однозначных эмпирических доказательств у этого утверждения пока что нет.
Исследования показывают, что значение имеет не сама по себе склонность к интуитивным выводам, но и неприятие рациональных механизмов в целом. Также вера в заговоры тесно связана с убежденностью в силе собственной интуиции. Кроме того, даже если конспиролог пользуется преимущественно эвристическими механизмами, он будет убежден, что мыслит рационально и является исследователем.
Недоверие к общественным институтам
С возрастом мы становимся свидетелями все большего количества политических скандалов, что может постепенно подрывать доверие к социальным институтам и СМИ. Убежденность в том, что «вокруг обман», подпитывает веру в заговоры. На ее фоне конспирологические идеи начинают восприниматься как стигматизированное знание, а не антинаучные мифы.
Связь между конспирологическим мышлением и социально-экономическим положением человека в этом контексте находит несколько неожиданное объяснение. Нестабильное финансовое положение и ощущение, что от твоих действий не зависит даже собственная жизнь, повышают ту самую интуитивную привлекательность заговора. Конспирологические теории подтверждают, что мир и правда находится вне нашего контроля — а это защищает самооценку и дает простое объяснение сложным экзистенциальным проблемам.
Стресс и тревожность
Опыт пандемии показал, что низкий уровень доверия к социальным институтам вместе с высоким уровнем тревожности могут стать идеальной почвой для развития самых безумных теорий заговора. И если пикеты около вышек 5G лишь косвенно приводили к увеличению смертности от COVID-19, некоторые другие малопопулярные убеждения были летальными сами по себе. Например, около 800 человек умерли в разных частям света, поверив в фейк о дезинфекционных свойствах спирта. Люди верили, что можно обработать организм изнутри и убить коронавирус — по аналогии с обработкой рук антисептиком.
Популяризацию ковидных заговоров тесно связывают с беспрецедентным чувством тревоги, вызванным смертельным вирусом. Внезапный стресс привел к развитию депрессивных симптомов у огромного числа людей во всем мире. На фоне отсутствия гарантированных способов избежать болезни или вылечиться от нее конспирология стала для многих волшебной «когнитивной пилюлей» от коронавирусного посттравматического синдрома.
Одиночество
Анализируя личные истории конспирологов, можно прийти к выводу, что нередко вера в заговоры рождается на почве одиночества. Отверженные люди ищут поддержку и находят ее на форумах о плоской Земле. Со многими конспирологами перестают контактировать друзья и близкие, поэтому для заговорщика отказ от веры станет потерей последнего круга общения.