Устойчивое развитие, 15 июн 2022, 18:40

Как b2b-шеринг помогает во время неопределенности

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Как шеринг помогает бизнесу экономить, находить альтернативы пропавшим товарам и услугам, осваивать новые стратегии развития и поддерживать циклическую экономику

Об эксперте: Евгения Кузнецова, генеральный директор и сооснователь You Social — российского консалтинг-интегратора в сфере ESG.

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.

Текущая обстановка — само воплощение неопределенности: здесь и геополитическая нестабильность, и неизвестность будущих решений стран-партнеров относительно санкций, инфляция и волатильность курсов мировых валют. Это ощущают и рынки, и потребители.

Характерная особенность данного периода — невозможность планировать действия в долгосрочной перспективе. Решения необходимо принимать в формате «здесь и сейчас». Добавим к этому временное повышение ключевой ставки и получим в моменте рост стоимости привлечения заемных средств и уменьшение реальных доходов населения. Все эти факторы могут привести к краткосрочному импульсу для шеринга как способа закрыть потребности, не прибегая к большим займам или финансовым вложениям. И это делает идеи шеринг-экономики востребованными не только среди отдельных категорий общества, например, стремящейся к минимализму и мобильности молодежи, но и среди бизнеса, который видит в данном процессе экологическое и экономическое воздействие.

Что такое импакт-бизнес и почему это — тренд новой экономики
Экономика инноваций 

Вынужденный шеринг

Санкционные ограничения нарушили цепочки поставок, увеличили сложность логистики — как в отношении цен, так и в отношении длительности доставки, повлияли на уход больших корпораций. Как следствие — разного рода дефицит и необходимость искать альтернативы привычным товарам и услугам. В такой ситуации шеринг становится реальным решением.

В качестве примера можно привести несколько b2b-сервисов, способных облегчить экономическое бремя для компаний. Сервис Cosloops предоставляет ретейлу возможность избежать затрат на покупку дорогостоящего оборудования, позволяя арендовать все, что необходимо. В сфере логистики явную пользу принесут сервисы шеринга паллет (одна паллета может использоваться до десяти циклов). Благодаря подобным сервисам, компании сокращают операционные расходы, снижают усилия на управление логистикой паллет, уменьшают потребление древесины и образование отходов, способствуя, тем самым, развитию циклической экономики.

Важно отметить, что для развития b2b-шеринговой экономики нужны крупные онлайн-платформы. Это направление бизнеса может выглядеть «голубым океаном» (то есть, совершенно новым рынком без устоявшихся правил и конкуренции. — РБК Тренды), но требовать значительных финансовых вложений.

Шеринг услуг

Исходя из текущей ситуации — высвобождение большого количества рабочей силы, падение доходов МСП (что может привести к нерациональности содержания сотрудников на полной ставке) и снижение реальных доходов населения — можно прогнозировать распространение шеринга услуг в сфере фриланса. Развитию бытовых и корпоративных услуг способствует наличие развитых российских шеринговых консолидированных платформ («Профи.ру», «Яндекс.Услуги» и другие). Затормозить же развитие шеринг-экономики в этих сферах может повышенное предложение подобного рода услуг: если на рынок одновременно выйдет большое количество новых работников, сфера окажется в ситуации, когда предложение превышает спрос.

Мастер из интернета: как сфера услуг переживает цифровизацию
Экономика инноваций 

Бизнес и коммьюнити

Кроме внедрения шеринг-экономики в бизнес-процессы, важная роль компаний заключается в том, чтобы вовлечь сотрудников в экономику шеринга.

Подобная мотивация и стимулирование может выражаться в:

  • партнерстве с определенной шеринговой системой или платформой, дающей корпоративные скидки на использование ее функционала;
  • предоставлении сотрудникам возможности шерить относительно редкие блага, к которым они не имеют доступа в обычной жизни — к примеру, лимитированная возможность брать в аренду автомобили премиум-класса по более низкой цене, что привлечет внимание сотрудников к возможности шеринга автомобилей;
  • ведении просветительской деятельности в сфере экономики шеринга, позволяющей сотрудникам взглянуть на свои паттерны потребления по-новому;
  • оказании помощи по организации локальных свопов, так как теорию лучше закрепить на практике.

Такие подходы помогут сохранить привычный уровень жизни при сокращении финансовых трат.

Также бизнес может стимулировать интерес к использованию сервисов шеринга не только у сотрудников, но и у своей целевой аудитории. Особенно удачно сработает данная стратегия, если деятельность компании комплементарна шеринговому сервису.

К примеру, между сетью METRO и каршерингом «Яндекс.Драйв» было заключено стратегическое партнерство — клиенты каршеринга получают скидки на покупки в гипермаркете, а клиенты гипермаркета пользуются специальными условиями аренды автомобилей, что позволяет обеим компаниям привлекать новых клиентов.

В целом, в условиях экономической турбулентности все выгоднее становятся различные формы коллабораций бизнесов, развивающие идею шеринга. Так, шеринг персонала или товаров позволит компаниям открыть новые, порой, неожиданные, стратегии развития. Производитель фруктов может продуктивно сотрудничать с сервисами аренды многоразовой упаковки, концертные залы — с сервисами проката костюмов, торговые центры — с каршерингами, привлекая новую аудиторию, возвращая старую в качестве цикличных клиентов и популяризируя экономику шеринга.

Что в итоге?

Активное участие бизнеса в экономике шеринга позволит повысить экономическую эффективность всех участников за счет снижения расходов на приобретение оборудования, услуг или нерациональную логистику. Кроме снижения экономических издержек, разворот компаний в сторону шеринга также позволит сократить выбросы CO2, что будет соответствовать глобальным трендам и удовлетворять концепции устойчивого развития.

Устойчивое развитие Хедрентинг Ретейл Новая экономика Инновационный бизнес Циклическая экономика Россия Мнение Подкаст «Летучка»
Главное