Телемедицина новой реальности: как медтех-компании адаптируются к кризису
Об эксперте: Мария Коломенцева, СЕО медицинского сервиса «Доктор рядом».
Проект начинался в 2013 году, как сеть частных клиник шаговой доступности. Телемедицинский сервис был выделен в отдельное направление в 2017 году. «Доктор рядом» стал первой компаний, оказывающей услуги телемедицины, в том числе — с участием специалистов из собственных клиник.
Изменения в российском медтехе
События 24 февраля 2022 года и последовавшие за ними действия — антироссийские санкции, скачки курса валют, разрыв логистических цепочек — повлияли практически на все сферы экономики. Телемедицина пострадала от происходящего в меньшей степени, но косвенно ощутила на себе влияние кризиса. И уже трансформировалась под влиянием внешних факторов.
Спрос. Телемедицина как платная услуга получила широкое распространение в нашей стране с наступлением пандемии коронавируса. Многие люди в это время старались избегать медучреждений как мест возможного распространения инфекции. При этом потребность в медицинских консультациях оставалась высокой. В условиях локдауна многие пациенты старались получить помощь в онлайн-формате.
Дистанционные консультации стали предлагать не только платные клиники, но и государство. Например, в 2020 году департамент здравоохранения Москвы открыл большой телемедицинский центр для больных ковидом.
В 2020 году общее количество консультаций с применением телемедицинских технологий в России достигло почти 4,5 млн. По сравнению с 2019 годом это почти в 4 раза больше. Цифры показывают, что телемедицина всего за год стала для пользователей привычной и понятной услугой. Многие пациенты и врачи убедились, что это очень удобный способ взаимодействия.
В марте 2022 года некоторые сервисы телемедицины отмечали падение спроса — почти на 30%. Но затем спрос вернулся к прежнему уровню. Ожидается, что, несмотря на текущую ситуацию, объем рынка телемедицины в России может вырасти за этот год на 17%. В пользу дальнейшего роста говорит и тот факт, что люди, к сожалению, не перестают болеть. Скорее, наоборот: на фоне стресса появляются новые недомогания и усиливаются старые. Некоторые специалисты становятся всё востребованнее: даже в марте 2022 года спрос на их услуги продолжал расти. К числу востребованных врачей относятся неврологи, гастроэнтерологи, ЛОРы, дерматологи. Особенно увеличился спрос на психотерапевтов. Некоторые клиники уже расширяют штат этих специалистов.
Ценообразование. Стоимость услуг телемедицины за март–май 2022 года повысили далеко не все клиники. Например, наша компания «Доктор рядом» пока оставила цены на докризисном уровне, и мы не собираемся их повышать. Это объясняется тем, что стоимость консультаций в телемедицине складывается из двух частей: оплата рабочего времени врача и расходы на инфраструктуру для онлайн-общения пациента с доктором. Обе эти статьи расходов еще не успели значительно вырасти. Сейчас цена онлайн-приема в среднем ниже, чем при личном посещении врача в Москве. При этом она несколько превышает среднюю стоимость очного приема у врача в регионах.
Санкции. От ухода с российского рынка некоторых IT-сервисов телемедицина не должна пострадать. На сегодня российские разработчики имеют полный доступ к необходимым мировым технологиям. При этом надо заметить, что платформы, решения и сервисы, на которых работают российские компании, созданы российскими программистами. Например, платформа «Доктор рядом» — наша собственная разработка.
Основная сложность. Развитие российской телемедицины тормозит не геополитическая обстановка, а несовершенство нашего законодательства. Согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», врач не может в формате онлайн-приема определять первичный диагноз, назначать лечение и выписывать больничный лист. Мировой опыт доказывает, что без подобных ограничений можно обойтись. Например, во Франции доктор имеет право решать, когда необходима только онлайн-консультация, а в определенных случаях и поставить диагноз во время дистанционного приема.
Один из возможных вариантов решения этой правовой проблемы в России — ЭПР, то есть экспериментальный правовой режим. Он вводится на какое-то время в той или иной сфере, где законодательство пока отстает от технологий. Необходимость либерализации закона о медицине назрела давно, тем более что во время пандемии телемедицина доказала свою эффективность и безопасность.
Как адаптироваться к кризису телемед-компаниям
Диверсификация каналов продаж. В любой кризис наиболее устойчивыми оказываются компании с несколькими каналами продаж, направленными на различную аудиторию. Например, наша компания привлекает не только «конечных клиентов». Мы сотрудничаем с банками и страховыми компаниями, работаем в сегменте b2b. Такой подход позволяет компенсировать «просадки» одного канала продаж за счёт остальных.
Поддержка партнеров. Многие наши клиенты в сегменте B2B сейчас испытывают трудности. Это отражается и на нашей компании — услуги телемедицины вполне могут попасть под сокращение расходов. Мы стараемся предлагать партнерам новые решения и форматы взаимодействия. В кризис очень важно не только бороться за свой бизнес, но и поддерживать друг друга, чтобы всё не рухнуло, как карточный домик.
Бюджетный ДМС. В связи с кризисом многие компании сокращают свои затраты, в том числе на социальную сферу. Мы понимаем, что медицинская страховка будет тем продуктом, который в текущей ситуации позволит себе далеко не каждый работодатель. Считаю, что телемедицина может стать хорошим решением в данной ситуации. Она способна взять на себя основную часть повторных приемов у врача для сотрудников с полисом ДМС. Так можно несколько снизить стоимость медстраховки, и при этом повысить ее эффективность.
Участие в частно-государственных программах. Сотрудничество с государством — сфера очень сложная, с множеством нюансов. Здесь существует огромное количество трудностей. Но, если получится преодолеть их, то перспективы для медицинских компаний очевидны. Это позволит значительно увеличить количество клиентов. Наша компания весной 2022 года начала масштабировать проект по внедрению телемедицины и решений на основе искусственного интеллекта в региональные системы ОМС.
В большинстве регионов государственные поликлиники получают установленную сумму за каждого приписанного пациента. Им неинтересно развивать онлайн-обслуживание: для них это просто лишние траты. Однако ситуация с развитием телемедицины очень отличается от субъекта к субъекту. В некоторых регионах уже открыты местные телемедицинские центры и запущены пилотные проекты включения телемедицины в ОМС. Речь здесь идет, по сути, не только об удобстве для пациентов, но и об экономии государственных денег. В любом случае себестоимость онлайн-приёма ниже очного визита к врачу. Для кризисных реалий это ещё один важный плюс.
Не стоит забывать еще один важный момент — социальный. У медицинских компаний и государства есть одна общая «социальная» цель — противодействие самолечению. Считаю, что сегодня это одна из ключевых проблем в медицине. Люди, не имея доступа к врачу из-за географического расположения или нехватки средств на очный прием, начинают обращаться к интернет-поисковикам или «народным средствам». Доступность качественной онлайн-медицины — важный шаг в решении этой проблемы. Когда у людей есть «на связи» профессиональный врач, им уже не нужно лазить по сомнительным источникам информации, подвергая своё здоровье опасности.
Разворот бизнеса в сторону b2c. Работать на корпоративном рынке из-за последних событий стало намного сложнее, чем раньше. И здесь логичным решением видится постепенное смещение приоритетов в сторону «конечного клиента». Мы будем ориентироваться на самую широкую аудиторию и предлагать людям новые персонализированные медицинские продукты по привлекательной цене.
Подготовка к росту. Обычно в периоды роста рынка больше всего выигрывают те, кто готовился к нему еще во время спада. Рынок телемедицины в любом случае продолжит расти. Телемед-компаниям стоит постоянно мониторить ситуацию и понимать, какие специальности и направления становятся более востребованными. Исходя из этого, следует планировать найм тех или иных специалистов.
Уверена, что наша отрасль будет расти и развиваться, несмотря ни на какие трудности. Телемедицина помогает людям сохранить самое главное, что у них есть — здоровье. Жителям крупных городов она помогает экономить время. А в отдаленных регионах дает людям возможность проконсультироваться у грамотного врача, никуда не уезжая. Медицинская помощь нужна всегда и везде, это делает наш бизнес стабильным.