Как цвет влияет на наше настроение
Что такое психология восприятия цвета
Психология восприятия цвета — это изучение того, как различные оттенки и тона влияют на людей. Исследователи Эндрю Эллиот и Маркус Майер заявляли: «Учитывая количество цвета [в нашей жизни], можно предположить, что психология восприятия цвета будет отлично развитой научной сферой. На удивление существует очень мало теоретических и эмпирических работ, которые изучали бы влияние оттенков на ментальное функционирование людей. Более того, то, что есть, движется не научными познаниями, а беспокойством практического характера».
Ученые имеют в виду тенденцию последних десятилетий, когда влияние цветов на людей намного больше изучается маркетологами, художниками, дизайнерами и представителями других сфер для своих профессиональных нужд.
Современные исследования восприятия цвета
В ряде древних культур, в том числе в Египте и Китае, использовали хромотерапию — лечение цветом. Современные ученые со скепсисом относятся к подобным практикам, однако не отрицают, что цвет может кратковременно влиять на ментальное состояние человека. Исследования доказывали, что:
- таблетки-пустышки, окрашенные в теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), влияли на участников эксперимента лучше, чем плацебо в холодных тонах (синий, фиолетовый, зеленый);
- использование синего цвета в уличных фонарях снижает показатели преступности и количество суицидов в районе;
- красный заставляет людей действовать с усиленной физической силой и скоростью;
- спортивные команды, одетые в черную форму, чаще получают предупреждения и наказания от судей;
- студентам, которым перед экзаменом показали красный цвет, справились с заданиями на 20% хуже по сравнению с теми, кто видел зеленый и черный.
Исследователи также соглашаются, что восприятие цвета персонализировано, но при этом сочетается с культурными традициями. Например, белые оттенки в европейской культуре означают чистоту и невинность, а в восточной — горечь и переживания.
Восприятие цвета и маркетинг
Маркетологи намеренно используют разные цвета, чтобы заставить людей покупать товары. Для этого они руководствуются общечеловеческими ассоциациями.
- Белый. Так как этот цвет означает чистоту и свежесть, он используется в рекламе для апелляции к молодежи и современному образу жизни.
- Черный. В рекламе он ассоциируется с властью и роскошью, поэтому в него часто окрашивают люксовые товары.
- Серебряный. Ассоциация с инновациями и взглядом в будущее, поэтому в нем часто представляют новые технологии, например, первый iPhone.
- Красный. Смелость, решительность, нечто, привлекающее внимание — спортивные автомобили и парфюмерия.
- Синий. Стабильность и безопасность — семейные автомобили и социальные сети.
Нужно больше исследований
Психология восприятия цвета — относительно молодая сфера, поэтому многие эффекты пока не были доказаны экспериментальным путем. Зена О’Коннор, исследовательница архитектуры, дизайна и планирования из Сиднейского университета, подчеркивает: «Многие заявления [в этой сфере] не основаны на эмпирической базе, проявляют фундаментальные недостатки и представляют фактоиды (ложные утверждения, облекаемые в форму достоверных) как факты».