Культурные тренды, 23 мая 2022, 17:10

Простота и уродство: что такое антидизайн

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Антидизайн — это переосмысление правил дизайна. Его идея укоренилась не только в мире графического дизайна, но и в моде, дизайне мебели, декоре и даже в кулинарии. Мы разобрались, как эволюционировало это направление

История антидизайна

В дизайне XX века преобладали модернистская философия и идеи. Модернизм концентрировался на экономии времени, денег и материалов, простоте цветов, а дизайнеры-модернисты считали, что форма должна следовать за функцией. Так продолжалось до тех пор, пока в Италии 1960-х годов не появилось антидизайнерское движение.

Оно возникло как критика потребительской культуры. Его сторонники были недовольны снижением социальной значимости дизайна. Чтобы подорвать чисто функциональную ценность объекта, антидизайнеры использовали выразительные приемы, в том числе китч, искажение пропорций и яркие цвета. Функция их работ заключалась в том, чтобы разрушить существующее представление о конкретном объекте. На продукты антидизайна нужно было просто смотреть и наслаждаться — либо удивляться.

Настольный торшер Boalum (Фото: 1stdibs.com)

Тренд снова оказался в центре внимания в 2010 году, когда в рамках Лондонского фестиваля прошло отдельное мероприятие, посвященное антидизайну. На Неделе дизайна в Милане в 2015 году производитель пластиковой мебели Kartell представил коллекцию глянцевой скульптурной мебели Этторе Соттсасса. Именно он был основателем легендарной итальянской группы Memphis, которая объединила антидизайнеров в 1960-е годы.

От самоуничтожения до ностальгии: основные тренды современного дизайна
Социальная экономика 

Антидизайн и веб-брутализм

За последние 15 лет в дизайне можно встретить все больше работ, которые сознательно нарушают прежние правила игры. Некоторые из них позиционируются как примеры веб-брутализма. Брутализм в цифровом дизайне — это стиль, который намеренно пытается выглядеть сырым, бессистемным или неприукрашенным. Он перекликается с веб-сайтами в стиле 1990-х годов — HTML-сайтами с синими ссылками и монохромным текстом.

Стиль сайта 1990-х у платформы объявлений Сraigslist (Фото: www.nngroup.com)

Идеологи веб-брутализма изначально не использовали на своих сайтах готовые шаблоны или Flash-анимацию, они ставили функционал выше формы. Однако теперь некоторые дизайнеры интерпретируют брутализм как восстание против чрезмерно упрощенного дизайна путем намеренного создания сложных интерфейсов.

Такие сайты часто отличаются полным отсутствием визуальной иерархии. Некоторые используют резкие цвета, дезориентирующие узоры, странные курсоры и анимацию. Общий эффект от просмотра такого сайта схож с опытом серфинга в интернете 1990-х.

Для чего нужен антидизайн

Обычно дизайнеры применяют антидизайн в нескольких целях:

  • Привлечение внимания. По-настоящему антидизайнерские сайты (например, сайт конференции Bloomberg Businessweek Design 2016) могут восприниматься как резкие и провокационные. Даже те люди, которые ненавидят антидизайн, зайдут на сайт и отправят ссылку на него своим друзьям, чтобы покритиковать его. Как говорится, любая реклама — хорошая реклама.
  • Обновление. Некоторым дизайнерам надоедает простой, прямолинейный, отточенный дизайн. Для них антидизайн является способом привнести недостающую сложность и новизну, которых не хватает продуктам.
  • Юмор. Многие из антидизайнерских проектов созданы как шуточные для самих дизайнеров, которые способны разглядеть в их неуклюжести иронию.

Помимо цифровых продуктов, брутализм и антидизайн влияют на полиграфический дизайн, например, обложки журналов и музыкальных альбомов.

Обложка пластинки Канье Уэста «Жизнь Пабло» (Фото: The Vinyl Factory)
Культурные тренды Экономика впечатлений Социальные изменения Как это устроено
Главное