Интернет вещей, 29 апр 2022, 13:00

ЖКХ, экология и видеонаблюдение: реальные российские IoT-проекты

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Интернет вещей давно уже не просто красивая идея. Это реальная технология, которая применяется в огромном количестве самых разных сфер, и число заказчиков с каждым годом только увеличивается

Рынок коммерческого IoT активно растет и будет расти дальше

Впервые о возможности передачи данных между физическими объектами почти 100 лет назад высказался сам Никола Тесла. «С развитием беспроводной связи вся Земля превратится в огромный мозг <…>, поскольку все вещи будут частями реального и ритмичного целого», — говорил великий изобретатель и ученый в интервью 1926 года. Ну а сам термин «интернет вещей» (IoT — Internet of Things), который емко описывает эту концепцию, нам в 1999 году подарил Кэвин Эштон — в то время он плотно работал с метками радиочастотной идентификации (RFID). Один из самых популярных современных гаджетов с такой штукой внутри — автомобильный транспондер для быстрого въезда на платные дороги.

Тесла до эпохи IoT не дожил, а Эштону почти 15 лет пришлось ждать момента, когда идея превратилась в действительно массовое технологическое решение. По данным IoT Analytics, глобальный объем мирового рынка корпоративного интернета вещей в 2021 году составил почти $158 млрд. По сравнению с 2020-м он показал рост на 23%. Прогноз на 2027-й при сохранении этих темпов впечатляет: более $500 млрд! При этом количество подключенных IoT-устройств превысило 10 млрд штук еще в 2019-м, а следующую ключевую отметку в 20 млрд рынок, по прогнозам экспертов, должен преодолеть между 2023 и 2024 годами.

Объем российского рынка интернета вещей исследовательская компания IDC оценила в 2020 году в $3,93 млрд с прогнозом роста до $8,57 млрд в 2025-м. В качестве лидирующих отраслей по части использования IoT эксперты отметили индустрии производства и добычи, сразу за ними следуют транспортные и инфраструктурные проекты, включая коммуникационные и коммунальные. Общее количество подключенных в России IoT-устройств аналитики J’Son&Partners по итогам 2021 года оценили почти в 30 млн штук. Несмотря на некоторое отставание по темпам роста от мирового рынка, у отечественного IoT большая база и серьезные перспективы. А главное — это уже давно не красивая идея, а целая индустрия, которая живет, развивается и приносит пользу людям.

Мощные вещи: как дома и города превратятся в подобие живого организма
Индустрия 4.0 

IoT и ЖКХ

Одним из первых реализованных в России IoT-проектов в области ЖКХ стало решение «МегаФона» в Иннополисе. Умные счетчики с аккумуляторами, рассчитанными на 10 лет непрерывной работы, начали самостоятельно считывать и передавать на сервер данные по потреблению газа, электричества и воды еще в 2017 году.

Теперь это большая платформа, которая умеет работать со множеством систем и оборудованием разных поставщиков, объединяя сбор данных в безопасном контуре «МегаФона». Основные заказчики — управляющие компании. Решение можно реализовать как на уровне дома, когда все оборудование монтируется в подвале и оперирует показателями здания целиком, так и на уровне каждой отдельной квартиры. Второй вариант сложнее и дороже, но интереснее, поскольку данные становятся более детализированными. Кроме того, с помощью «Умного ЖКХ» можно считать потребление энергии или воды приборами в технических помещениях на производстве. Вся статистика собирается в удобном личном кабинете, доступ к которому можно настроить на уровне администратора и пользователя.

«Умное ЖКХ» сильно помогает инженерным службам. С одной стороны, эта система — источник данных, на основе которых можно настроить работу оборудования еще эффективнее. С другой стороны, это своевременные уведомления о нештатных ситуациях. Автоматика напомнит о том, что пришло время поверки или технического обслуживания оборудования, и точно покажет, где именно случилась авария или произошло незаконное подключение к инженерным системам.

Подключить систему можно в любое время и к любому зданию, но удобнее всего делать это на стадии строительства многоквартирного дома. Реализация такого проекта дает массу преимуществ и жильцам, и будущей управляющей компании. «Умное ЖКХ» повышает класс жилья: появляются система контроля доступа на территорию, автоматизированный сбор показателей счетчиков и возможность заказа услуг УК через мобильное приложение.

Как автоматизация учета помогает коммунальщикам снизить расходы
Индустрия 4.0 

IoT и видеонаблюдение

Интернет вещей не обязательно должен сводиться к оборудованию внешнего поставщика и, тем более, не обязательно только к датчикам. Например, вместо них могут быть IP-видеокамеры, которые бизнес закупил для того, чтобы настроить видеонаблюдение на своем предприятии, но со временем стало понятно, что записи не отсматриваются, а для создания автоматизированного ПО для аналитики нет средств или экспертизы. И это очень распространенная ситуация: по данным IDC, до 90% собранных компаниями видеозаписей не обрабатываются из-за нехватки ресурсов или инструментов аналитики.

Отсюда и высокий интерес к услуге «видеонаблюдение как сервис» со стороны самого широкого круга заказчиков — от владельцев коммерческой недвижимости до транспортных предприятий, ритейла и банков. В «МегаФоне» свое решение для видеоаналитики позиционируют как «видеонаблюдение без наблюдения», то есть — без участия человека.

Базовый и самый распространенный сценарий — когда уже установленные у заказчика камеры просто подключаются к «облаку». Это не только экономия на серверах, ИТ-персонале и ПО, но и высокий уровень удобства — картинку можно из любой точки мира увидеть с ПК, смартфона или планшета, а если вдруг необходимость в сервисе отпала, то он мгновенно отключается одним кликом. Такой вариант идеально подойдет, когда покупать и настраивать собственный сервер для хранения записей нет возможностей или желания, а общее количество камер небольшое. Но даже при таком подходе все самые востребованные сценарии будут работать: распознавание лиц и автомобильных номеров, анализ очередей, подсчет посетителей (включая уникальных) и ускоренный поиск в архиве.

Личный магазин и зимняя примерочная: как выглядит ретейл будущего
Индустрия 4.0 

Второй вариант использования сервиса видеоаналитики «МегаФона» связан с интеграцией системы в собственный контур заказчика. В таком случае она будет дополнена большим количеством аналитических и нейросетевых модулей. Они помогут выполнять охранные функции, контролировать соблюдение техники безопасности, управлять персоналом, оптимизировать издержки и так далее — всего заложено 448 типовых сценариев, и их количество будет только расти. При этом установка все равно остается достаточно простой и быстрой — в основном все сводится к инсталляции ПО и вводу ключа активации. А еще именно такой подход обеспечивает максимальную защиту информации.

Многие сценарии направлены на экономию средств и повышение уровня сервиса. Например, после внедрения системы видеоаналитики «МегаФона» в одной из сетей магазинов удалось снизить количество краж на 15%. Помог модуль распознавания лиц — после каждого инцидента лицо шоплифтера добавлялось в базу, и, как только он появлялся в другом магазине, охрана тут же получала сигнал. В другой ритейл-сети модуль, который контролирует длину очереди, помог увеличить общее количество чеков в торговой точке на 4%. Еще одному заказчику — оператору сети насосных станций — система видеоаналитики помогает фиксировать отработанное время сотрудников, автоматически впускать на территорию ремонтные бригады и присылает уведомления о несанкционированных проникновениях. На производствах система помогает контролировать соблюдение работниками требований по ношению средств индивидуальной защиты.

Отдельный интересный вариант применения системы видеоаналитики — использование в жилых комплексах. Например, камера отправляет оповещение сразу же, как только «видит» дым или огонь, попадание незнакомых людей на территорию или оставленные предметы. Если датчики зафиксировали резкое повышение уровня звука, то автоматика поставит метку, которую затем будет легко найти во всем потоке записей. Видеоаналитика может даже помогать управлять процессами обслуживания — точно определять маршрут движения техников при выполнении заявок от жильцов.

IoT и экология

Еще одна большая область для применения интернета вещей — экология. В этой сфере у «МегаФона» есть комплексное решение по экологическому мониторингу на базе собственной платформы как для промышленных предприятий, так и для государственного сектора. При помощи специальных устройств и оборудования система собирает и передает данные на платформу, где они обрабатываются, анализируются и хранятся. Заказчик видит их через личный кабинет в виде отчетов или дашбордов.

Самый актуальный вопрос для предприятий — необходимость исполнения требований природоохранного законодательства по передаче данных о составе выбросов и сбросов в Росприроднадзор. Оно обязывает в автоматическом режиме отправлять по защищенным каналам определенные данные со строго заданной периодичностью: каждые 20–30 минут о составе промышленных выбросов и каждые 2–3 часа о составе сточных вод.

Обычно это длительные комплексные проекты с элементами строительства, и их экономическая целесообразность обоснована. Дело не только в исполнении законов, но и в минимизации штрафов за счет оптимизации бизнес-процессов с помощью реализованных на уровне платформы элементов предиктивной аналитики. Система экологического мониторинга может сравнивать полученные данные с нормативами и рассчитывать штрафные санкции до передачи информации в контролирующие органы, а также моделировать рассеивания загрязняющих веществ и оперативно информировать о вероятности наступления критических событий.

Предикативная аналитика: как предсказать эпидемию и успех в бизнесе
Футурология 

В городе Ноябрьске на базе платформы «МегаФон.Экология» работала система мониторинга качества воздуха — это пример взаимодействия с государственным заказчиком. Всего за несколько недель специалисты компании смонтировали на одной из сотовых вышек и затем настроили оборудование, которое в динамике показывает содержание вредных веществ в атмосфере, данные обновлялись каждые 5 минут. Всю информацию заказчик в любой момент мог увидеть в удобном онлайн-дашборде. На практике с ней можно работать не только с доступом по паролю в закрытом режиме, но и передавать в открытые источники вроде официальных сайтов городов.

Похожая система с начала 2022 года работает в Омске. В районе ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 установлено пять комплексов мониторинга с датчиками пыли и газоанализаторами. Они отслеживают концентрацию взвешенных частиц разного размера, диоксида серы, сероводорода, озона, диоксида азота и оксида углерода. Если по каким-то из них фиксируется превышение допустимых значений, то операторы и администраторы предприятия получают сигналы по SMS и электронной почте. Это позволяет быстро среагировать и перенастроить работу оборудования так, чтобы проблем с качеством воздуха не возникало. Решение востребованное — аналогичные решения «МегаФона» на базе той же платформы апробированы в Великом Новгороде, Дзержинске, Калининграде, Калуге, Саратове, а также в Республиках Коми, Удмуртии и Югре.

Особый стандарт IoT и российское ПО

Направлением интернета вещей «МегаФон» занимается с 2017 года, счет количества подключенных устройств идет на миллионы. Но гораздо важнее то, какие технологии за ними стоят.

Во-первых, это NB-IoT — стандарт сотовой связи для расположенных в труднодоступных местах устройств телеметрии с низкими объемами обмена данными. Его ключевое преимущество — высокая энергоэффективность: устройство может работать от встроенной батареи до 10 лет. Другие важные особенности — широкая зона покрытия с качественным проникновением сигнала и огромная емкость подключаемых устройств на одну базовую станцию. Решение максимально быстро внедряется на стороне оператора, поскольку передает данные в LTE-диапазоне. Нужно просто установить лицензии и настроить работу базовой станции.

Меньше расходов и аварий: какую экономию бизнесу дает стандарт NB-IoT
Индустрия 4.0 

Во-вторых, собственная платформа «МегаФона» для различных IoT-решений, ядро технологии интернета вещей. Все данные агрегируются в защищенной инфраструктуре и предоставляются заказчикам в личном кабинете. За 5 лет работы на ее основе реализованы сотни проектов, а некоторые разработки можно считать эксклюзивными: например, часть связанных с экологическим мониторингом разработок запатентована. Кроме того, в них по-максимуму используется российский софт, а это сейчас актуально как никогда: чем меньше решение завязано на зарубежные компании и зарубежных поставщиков, тем лучше.

Интернет вещей Россия Цифровая трансформация Умный город Кейсы компаний
Главное