К чему готовиться при открытии контрактного производства в Китае
Для начала проанализируем преимущества и недостатки размещения производства в Китае и России.
Китай vs Россия
Китай
Плюсы:
- хорошо развитая логистическая инфраструктура. В индустриальных парках вся деятельность организована таким образом, что если вы производите готовые автомобили, то рядом будет завод по производству шин, пластика и других компонентов. Поставку сырья зачастую не приходится ждать дольше часа;
- большие производственные мощности;
- высокая конкуренция.
Минусы:
- высокая стоимость экспорта в Россию, увеличенные сроки доставки. «Эпоха коронавируса» привнесла проблемы и в логистический сектор. Из-за всемирного локдауна на старте распространения инфекции международный обмен товарами практически остановился, в связи с чем нарушился оборот порожних контейнеров, то есть основного средства перевозки товаров. В условиях дефицита спрос на контейнеры повысился, и цены резко скакнули вверх. Так, доставка одного контейнера с 2019 года по настоящее время выросла более чем в десять раз — с $200 до $2,5 тыс.;
- другой менталитет. Организация процессов у представителей другой культуры иногда повергает в шок. Китай не исключение. Деловой стиль китайцев кардинально отличается от российского. Ваши переговоры с поставщиком могут длиться месяцами. Вы можете ударить по рукам и согласовать все пункты договора, решив отложить его оформление на следующий день, а завтра китайцы назовут вам другую цену, и это для них совершенно нормально. Еще одна отличительная черта представителей Поднебесной — это небывалая жажда сэкономить, везде, где можно и где нельзя. Зачастую в долгосрочной перспективе китайцы платят дважды, но само ощущение того, что в моменте получилось сэкономить, для них бесценно. Поэтому будьте готовы к подводным камням, например к нарушению условий транспортировки товара, китайцы поставят товар в контейнере на хлипкие поддоны, которые развалятся при первой же погрузке на транспортное средство;
- расчеты в иностранной валюте. В условиях слабеющего рубля импортерам будет все тяжелее и тяжелее — особенно тем, кто имеет конкурентов на внутреннем рынке. Если вы выберете Китай, то оплачивать расходы будете в иностранной валюте, а прибыль получать в рублях, разницу курса придется закладывать в себестоимость.
Россия
Плюсы:
- основные затраты в рублях, а выручка в валюте (при осуществлении экспортной деятельности). Товары, произведенные в России, будут стоить на порядок дешевле;
- понятный менталитет и язык;
- постоянный доступ к производству, возможность лично контролировать качество продукта;
- дешевая рабочая сила;
- невысокие налоги.
Минусы:
- слабая логистическая инфраструктура;
- недостаточная степень локализации. Сказать, что у нас совсем ничего не локализовано, конечно, нельзя, но завод, выпускающий машины в Калуге, может заказывать кузовные детали в Казани. У китайских инвесторов такие расстояния не приживаются в сознании, они к ним не привыкли. Многие компоненты ввозят из других стран;
- производственные мощности хорошо развиты лишь в ограниченном количестве отраслей.
Таким образом, и там и там есть сильные и слабые стороны. Поэтому при принятии решения важно ориентироваться на специфику продукта и предполагаемые объемы. Россия подойдет для изготовления тех изделий, компоненты для которых полностью локализованы в нашей стране. При этом введение новых санкций и резкий скачок доллара на фоне экономического бойкота западными странами делает вопрос отечественного производства более актуальным, чем раньше. Китай стоит выбирать, если вы планируете производить сложный, высокотехнологичный товар в больших количествах.
Если ваш случай — второй, то вас могут ввести в заблуждение мифы, которые сложились вокруг Китая. Попытаюсь их развенчать.
Три главных мифа о Китае
Миф № 1. Китай — это дешево
«Китай» и «дешево» не синонимы. Экономика страны растет. Вместе с этим увеличиваются затраты на рабочую силу. Так, средняя зарплата в Китае в 2015 году составляла примерно 5000 юаней ($784), в 2021 году — 10 тыс. юаней ($1567), то есть в два раза выше. И не стоит забывать о неприлично высокой стоимости транспортировки в последние два года.
Миф № 2. Низкое качество товара
Поднебесная уже давно не ассоциируется с плохим качеством. Если подойти к вопросу философски, то она никогда им и не славилась. Стереотип развился из-за предпринимателей, которые на первых порах развития импорта, жаждя сэкономить, закупали самый дешевый товар в полях и подвалах. Сейчас в стране огромное количество современных заводов и квалифицированных работников. Подтверждение тому, что делать качественно в Китае умеют, — сотни филиалов крупнейших западных брендов, среди которых Apple, Tesla, Nike и Adidas.
Миф № 3. Меня обязательно обманут
Риск, безусловно, есть. Он возникает из-за разницы менталитетов и удаленности от производства. Однако все же инструменты для ведения бизнеса с Китаем шагнули в развитии далеко вперед. Существует много способов контроля и страховки собственных средств. Например, вы можете использовать аккредитив или банковскую гарантию.
О шагах, которые нужно предпринять при открытии контрактного производства в Китае, читайте в полной версии материала на «РБК Pro».