Как изменится рынок телематики в России с уходом крупных игроков
Белорусская компания-разработчик телематических и IoT-решений Gurtam перерегистрировалась в Литве и с 9 марта приостановила в России продажи систем мониторинга транспорта Wialon и платформы для быстрого подключения устройств к телематическим/BI/IoT системам flespi.
Почему это важно
Всего по итогам 2020 года, по данным Frost&Sullivan, глобальный рынок телематики вырос на 10% — до 29,3 млн устройств. По прогнозам исследовательского центра Berg Insight, глобальный рынок встраиваемой автомобильной телематики будет расти на 19% в год и к 2027 году увеличится до 377 млн абонентов.
Это же агентство признало Gurtam крупнейшим провайдером решений для мониторинга и управления транспортом в Восточной Европе. Всего у компании более 3 млн объектов в 151 стране, причем половина объектов располагаются в России и СНГ. То есть решениями Gurtam пользовались тысячи компаний, контракты с которыми сейчас расторгаются.
Где и как используются системы телематики в транспорте
Отслеживание маршрута. Основной сценарий — контроль соблюдения маршрута в режиме реального времени. Работает это следующим образом: в бортовой блок авто устанавливается телематический модуль с поддержкой ГЛОНАСС и GPS. Он принимает сигнал от спутника, аккумулирует показания с дополнительных датчиков и по GSM-каналу передает данные о координатах и скорости.
Для некоторых видов перевозок подобная телематика обязательна — например, обязательную установку GPS/ГЛОНАСС устройств на грузовики предполагает система «Платон». В ней зарегистрированы более 700 тыс. грузоперевозчиков и более 1,6 млн машин. Аналогичные устройства должны быть установлены в автобусах, выполняющих организованные перевозки детей. Кроме того, все новые автомобили в России снабжаются системой ЭРА-ГЛОНАСС. Всего, по данным на август 2021 года, к ней подключено 7,7 млн авто.
Контроль расхода топлива. Датчики уровня и расхода топлива помогают отслеживать незаконные сливы топлива водителями, а интеграции с транспортными картами — следить за посещением АЗС.
Сохранность грузов. Датчики помогают следить за состоянием груза, в том числе температурным режимом, а также сокращают риски его частичной или полной пропажи.
Контроль эксплуатации и технического состояния автомобилей. Фиксация ускорений, торможений и работы на холостом ходу, контроль работы двигателя и действий водителя, отслеживание работы агрегатов спецтехники позволяет оптимизировать работу и продлить срок службы техники. Особенно это актуально сейчас, когда в условиях ограниченных трат и невозможности обновления автопарка необходимо повышать эффективность уже существующих грузовиков и спецтехники.
Каких изменений ждать на рынке
Основные изменения могут коснуться коммерческих перевозок, для которых необходим тахограф — прибор для измерения скорости, мониторинга нарушений скоростного режима, регистрации режима труда и отдыха водителя. Эти приборы, по словам участников рынка, в свете глобальных событий уже подорожали на 40–50%. Не исключаются также задержки их поставок.
Однако важно понимать, что Wialon не была монополистом на рынке транспортной телематики, и сейчас ее клиенты переходят к другим операторам. Компания дала своим клиентам 60 дней, по истечении которых контракты будут расторгнуты.
При смене поставщика телематических решений компании ориентируются на несколько параметров:
- бесшовность перехода, чтобы сохранить архивные данные и не менять оборудование;
- нахождение серверов в России и статус отечественного ПО;
- столь же высокая функциональность.
Какие решения есть на рынке: пример «Контроля автопарка» от МегаФона
В 2022 году база М2М (machine-to-machine, межмашинное взаимодействие) «МегаФона» насчитывала уже порядка 13 млн SIM-карт. Решение «Контроль автопарка»компания развивает уже несколько лет.
Услуга позволяет отслеживать параметры, связанные с местоположением транспорта, работой его узлов и агрегатов, пробегом, температурными режимами, контролировать параметры расхода топлива, в том числе заправку и слив ГСМ. В итоге владелец автопарка может экономить на топливе и сервисном обслуживании. Также она позволяет формировать путевые листы и поведенческий портрет водителей.
В частности, решение позволяет диспетчеру контролировать время и место, где была произведена заправка или слив топлива, контролировать сроки прохождения ТО, следить за перемещением водителей и обнаруживать неэффективное использование транспорта. Также диспетчер может задать зоны и не только контролировать их посещение транспортном (то есть, например, видеть, когда водители возвращаются на базу), но и отслеживать соблюдение в них скоростного режима.
«При переходе с Wialon на «МегаФон» компаниям не нужно ставить новое оборудование. Для настройки программного обеспечения потребуется лишь замена SIM-карты. Если в оборудовании уже стоят SIM-карты «МегаФона», то перенастройка проводится полностью удаленно. У бывших клиентов Wialon еще есть возможность перенести архивные данные: если они перейдут в «МегаФон» в ближайшее время, то смогут сохранить статистику, накопленную за время работы», — отметила руководитель по интернету вещей компании «МегаФон» Наталья Бурчилина.
Первые три месяца для перешедших до 15 мая в «МегаФон» компаний будут бесплатными. Также оператор готов провести обучение для персонала новых клиентов.
«Сейчас бизнес, особенно связанный с перевозками, столкнулся со множеством проблем. Решение «МегаФона» предоставит компаниям необходимый функционал и поможет оптимизировать текущие бизнес-процессы без дополнительных вложений. Мы рассчитываем, что бесшовный переход, безопасное хранение данных и отсутствие абонентской платы в первый квартал создадут надежную точку опоры для транспортных компаний», — отметила Бурчилина.
По прогнозам аналитиков, в ближайшем будущем рынок IoT/M2M будут ждать несколько изменений. Затраты на связь сократятся, при этом увеличится доля облачных IoT-платформ и сервисов. К перспективным направлениям добавятся контроль транзитных перевозок санкционных товаров и транспортировка скоропортящихся грузов.
Кроме того, следует ожидать перехода с сетей 2G и 3G на LTE-стандарты, поскольку на рынке станут востребованы решения по видеомониторингу. Поэтому бизнесу будет важно быть ближе к провайдерам услуг, а не производителям оборудования.