Паросмия после коронавируса: почему возникает искажение запахов
Содержание:
Что такое паросмия и почему она возникает
Паросмия — это искаженное восприятие запахов — один из самых характерных симптомов коронавируса, который зачастую сохраняется и после выздоровления. Само слово «паросмия» происходит от греческих слов «παρα-» (приставка «около») и «οσμή» («обоняние»). Это не аносмия, когда обоняния нет вовсе, а именно нарушение обоняния, хотя в случае с коронавирусом паросмия часто становится следующим этапом после аносмии.
Ни паросмию, ни аносмию нельзя назвать уникальными для коронавирусной инфекции симптомами, однако действительно широкое распространение они получили именно во время пандемии.
«Исходя из представления о том, как устроены наши анализаторы, мы понимаем, что любая инфекция, действующая на мозг и его нейроны, может повлиять на слуховой или зрительный анализатор так же, как и любая травма, опухоль или хирургическое вмешательство. Интересно, что есть достаточно длинный перечень лекарств, которые могут повлиять на обоняние. Также паросмию может провоцировать стресс. Часто она проявляется во время беременности, когда очень многие женщины отмечают искаженное восприятие запахов, — и в данном случае это не болезнь, а нормальное физиологическое состояние организма. Возможно, это связано с гормональной системой, поскольку она тоже влияет на нейроны. Изменение вкусов и запахов также отмечается у больных анемией, которая связана с пониженным содержанием гемоглобина в крови (особенно в случае железодефицитной анемии)», — отмечает Юрий Киселев, врач-фармаколог, доцент факультета здравоохранения норвежского университета OsloMet.
До пандемии о паросмии было известно довольно мало, потому что она обычно является побочным эффектом основного заболевания. Он не так уж страшен, а также может проходить с течением времени, поэтому представляет мало интереса для исследования. Однако теперь, когда с этой проблемой столкнулись миллионы людей, вполне возможно, что в ближайшие годы ученым предстоит изучить механизмы ее возникновения и методы борьбы.
Почему же паросмия и аносмия стали часто встречаться при ковиде? Дело в том, что коронавирус размножается в верхних дыхательных путях, в том числе в слизистой полости носа, где находятся чувствительные к обонятельным стимулам рецепторы. Кроме того, сейчас стало понятно, что коронавирус является нейротропным, то есть влияет на центральную нервную систему, и способен поражать нейроны. На данный момент исследований недостаточно для того, чтобы утверждать что-то наверняка, но есть данные о том, что может быть поражена не только слизистая, но и тела обонятельных нейронов, которые находятся в головном мозге.
Пытаясь найти информацию об этой проблеме, люди сталкиваются с абсолютно разными фактами: пока нет достоверных исследований, посвященных отдельно причинам паросмии или проверенным методам ее лечения, и непонятно, возможно ли вообще с ней справиться. При этом паросмия становится для многих серьезным неудобством — искаженные запахи делают пищу и даже простую воду отвратительными, что приводит к проблемам с питанием, а затем и с ментальным состоянием и со здоровьем в целом. В поисках ответов и поддержки люди создают целые онлайн-сообщества, где делятся рецептами лечения и новейшими исследованиями.
Насколько распространена паросмия
Научные издания приводят очень разные данные относительно того, сколько людей страдают от паросмии после перенесенного коронавируса, согласно им, это от 10% до 60%. То же самое касается времени и степени восстановления: по одним данным, у 83% людей через месяц-два обонятельные нарушения исчезают, по другим — у 40% симптомы сохраняются и через полтора года после болезни.
Юрий Киселев объясняет: «Настолько разные результаты связаны с тем, как проводятся исследования. В большинстве случаев это анкетирование, а в таких проектах охотнее участвуют те, кто действительно испытал проблемы. Те же, кто переболел коронавирусом без потери или изменения обоняния, не заинтересованы в участии в исследованиях. Таким образом, в анкетировании примут люди с проявившимися симптомами, и у нас будет ложное ощущение, что это касается всех переболевших.
Также нельзя отменять фактор субъективного восприятия. Человек знает, что при коронавирусе могут наблюдаться определенные симптомы, ощущает их, а затем принимает участие в тестировании на обоняние — и выясняется, что с ним все хорошо. И в одном исследовании со стандартизированным методом оценки с помощью обонятельных палочек оказывается 38% людей, которые ошибочно предполагали у себя паросмию».
Паросмия стала настолько серьезной и распространенной проблемой, что обществу и бизнесу, очевидно, придется к ней приспосабливаться.
Какие запахи искажает паросмия и почему
В интернете можно найти массу вариантов искажения запахов: цветы пахнут рыбой, курица пахнет сероводородом, яйца пахнут трехдневным мусорным ведром. Также при паросмии человеку может казаться, что запах есть, а на самом деле его нет. Еще довольно любопытное явление: аромат, который раньше казался нейтральным или приятным, не меняется, но становится тошнотворным или к нему начинает примешиваться что-то, что человек не в состоянии идентифицировать.
Чаще всего встречаются жалобы на то, что стали невыносимыми курица, яйца, лук и чеснок. «Относительно лука, чеснока и яиц мы знаем, что во всех этих продуктах содержится некоторое количество серы, и именно с этим связан характерный неприятный запах. Для всех нас запах тухлых яиц — самый отвратительный в мире (а это сероводород), а с человеком, который переел лука и чеснока, лучше в ближайшие несколько часов не стоять рядом (и это также из-за сероводорода, который образуется после преобразований молекул этих продуктов в желудке и полости рта)», — предполагает Киселев.
Однако это всего лишь догадки, потому что в случае с обонянием речь идет о миллионах разных молекул, которые могут взаимодействовать в полости носа. А вопрос, почему конкретные продукты начинают «обманывать» наше обоняние при паросмии, — скорее из области органической химии.
Подобные тонкие переходы объясняются изменениями рецепторов в носовой полости и нейронов в головном мозге. Возможно, что искаженное восприятие запахов связано с некорректной регенерацией обонятельных рецепторов. Прогнозировать, как на кого подействует коронавирус и связанная с ним паросмия, невозможно. Единственное, что можно предположить — это то, что у пожилых людей на восстановление уйдет больше времени, потому что с возрастом пластичность мозга снижается. Более того, известно, что обонятельные нарушения, в том числе паросмия, чаще встречаются у людей в возрасте и без коронавируса.
Как борются с паросмией
Аносмия и паросмия на первый взгляд кажутся довольно безобидными на фоне других осложнений от коронавируса, однако на самом деле доставляют много страданий тем, кто с ними столкнулся. В соцсетях можно встретить посты людей, которые уже долгое время не могут восстановить обоняние, из-за чего у них не получается нормально питаться, поскольку любые продукты и даже обычная вода вызывают отвращение. В самых серьезных случаев такие проблемы приводят к серьезной потере веса и сопутствующим заболеваниям. Неудивительно, что в Сети уже появились сообщества людей с паросмией, где участники делятся проверенными и новыми методами избавления от нее.
К сожалению, не существует лекарства от паросмии в виде таблетки или укола. Но есть и хорошая новость: обонятельные нейроны, в отличие от многих других, способны восстанавливаться. Кроме того, наша центральная нервная система обладает пластичностью, она способна обучаться. То есть мозг должен справиться с проблемой сам, как бы выучиться заново чувствовать запахи так, как делал это раньше. Судя по опыту, который есть сейчас, эта способность к нейронам рано или поздно возвращается.
Юрий Киселев:
«Представим себе ситуацию, что у вас на работе происходит сокращение коллектива, и вам достаются некоторые функции других сотрудников. Раньше вы совсем не занимались такими задачами, но через какое-то время вы научитесь их выполнять и восполните дефицит. Мозг — по сути такой же коллектив нейронов, и если сильно упрощать, то одни нейроны способны перенимать функции других. Именно с этим связаны случаи восстановления, зачастую поражающие воображение: особенно это характерно для детей после тяжелейших операций на головном мозге, когда очень большой объем ткани удаляется, но ребенок через какое-то время начинает хорошо функционировать и восстанавливается. Так же бывает у взрослых после инсультов. Понятно, что если инсульт катастрофичен по объему, то и пределы восстановления ограничены. Клетки головного мозга погибли, их нет, и тем не менее каким-то образом за счет этой пластичности, переучивания, переброски задач от одного нейрона к другому, мозг в состоянии адаптироваться к утрате — даже в весьма преклонном возрасте».
Если гуглить способы борьбы с паросмией, основным советом, который можно встретить, будет обонятельная тренировка с помощью эфирных масел и других простых ярких запахов. Пока очень мало доказательных публикаций, говорящих в пользу этого метода, но, тем не менее, они есть. Например, на сайте NHS (National Health Service, Национальная служба здравоохранения Англии) есть ссылки на две организации, которые занимаются обонятельными тренировками. Так что теоретически они могут быть действенными, потому что наши анализаторы — совокупность органов чувств и зон коры головного мозга, которые обрабатывают сигнал, а зрительный, обонятельный и вкусовой анализаторы учатся.
Таким образом, тренировку можно начать с любых резких односложных запахов. Например, сначала человек пробует нюхать одно эфирное масло, потом потихоньку расширяет палитры и пытается идентифицировать два аромата в смеси.
Как мир приспосабливается к паросмии
Одна из профессий, где просто необходим тонкий нюх, — сомелье. Поэтому последствия паросмии особенно чувствительны для ее представителей. После того как сомелье Евгений Богданов сам перенес коронавирус, ему пришлось заново учиться своей профессии, и он считает, что это помогло ему побороть паросмию. Так он создал винные карты для людей с подобной проблемой.
Кроме того, в ресторанах появляются новые меню специально для гостей с искаженным восприятием запахов, а руководство некоторых школ меняет состав блюд в столовых.
В Великобритании также вышла книга с рецептами, в которых не используются продукты, чаще всего вызывающие отторжение при паросмии.
Технологии в лечении паросмии
Ученые сейчас довольно успешно работают с последствиями поражений другого органа чувств — зрения. Крайняя степень слепоты связана с тем, что светочувствительные клетки отсутствуют или погибли. В этом случае пациенту можно вживить электрические микросхемы на дно глаза, которые будут воспринимать свет и передавать стимулы в головной мозг. Этим сейчас занимаются в России, и достаточно успешно. С такой искусственной сетчаткой человек начинает видеть разницу между светлым и темным пятнами. А дальше пациенты, которые прошли такую имплантацию, отмечают, что с течением времени начинают видеть разницу уже не только между светом и темнотой, но и узнают очертания предметов. То есть мозг начинает учиться сам, поскольку задатки для этого у него изначально есть, ему просто не хватало светочувствительных клеток.
«Мы прекрасно знаем, где в головном мозге находятся участки обоняния, к которым можно подключиться, и они располагаются довольно близко. Но проблема пока заключается именно в создании хотя бы самого примитивного анализатора запахов. Если в случае со зрением этот датчик должен просто улавливать фотоны, то в случае с обонянием нам надо научить его различать миллионы молекул. Пока что устройство типа «электронный нос», которое создано, например, для распознавания контрабанды, способно анализировать только очень небольшое количество молекул. Но это уже хороший тренд для расширения репертуара таких датчиков», — считает Юрий Киселев.