Роман Зильберман — РБК: «Интерес банков к ESG будет расти с каждым годом»
Об эксперте:
Роман Зильберман, вице-президент банка «Открытие», глава департамента стратегии и развития бизнеса.
Пришел в «Открытие» из компании McKinsey, где специализировался на работе с российскими и международными финансовыми институтами. Ранее занимался организацией и сопровождением сделок M&A и частными размещениями акций в Aquila Capital Group, работал аналитиком в Альфа-банке и консалтинговой компании «Бранан».
Углеродная нейтральность и «зеленый» уклон
— Как вы оцениваете успехи российского банковского сектора в устойчивой повестке?
— Минувший год стал знаковым для развития ESG в России. Прежде всего, за счет осознания ее важности на государственном уровне. Президент объявил о курсе страны на углеродную нейтральность, принята Стратегия низкоуглеродного развития, заложены основы национальной системы управления выбросами.
На корпоративном уровне в прошлом году в повестку включились в флагманы финансовой отрасли и институты развития. Такие, например, как госкорпорация «ВЭБ.РФ».
Однако сдерживающие факторы по-прежнему остались. Прямой финансовый эффект от внедрения ESG пока что слабо заметен для рыночных игроков. По большей части — из-за отсутствия полноценного государственного регулирования в этой сфере.
Более активное участие государства через инструменты стимулирования финансовых организаций может стать сильным катализатором для масштабирования повестки. Такими инструментами могли бы быть, например, изменение коэффициентов резервирования для кредитов с ESG-составляющей, субсидирование таких кредитов или другие пруденциальные меры.
— Что в рамках ESG-тематики получается у российских банков лучше всего и какие элементы пока отстают?
— Основной фокус банков в сфере ESG направлен на работу с корпоративными клиентами. Они предоставляют финансирование ESG-проектам, помогают в выпуске социальных или зеленых облигаций, консультируют компании.
В последнее время наметился аналогичный тренд и в розничном бизнесе. На рынке активно появляются специализированные продукты с экологическим уклоном — «зеленая» ипотека, кредиты на электромобили, «зеленые» депозиты и инвестиционные инструменты с фокусом на ESG. Важная задача для банков сейчас — повысить осведомленность своих розничных клиентов о важности устойчивого развития.
Если говорить про вовлеченность в сферы внутри ESG-повестки, то область защиты окружающей среды наиболее активно поддерживают в России. Об этом, например, говорит уже разработанная таксономия «ВЭБ.РФ» в части «зеленых» проектов. Таксономия по «социальным» проектам только находится в разработке.
Выбор целей и школа предпринимателей
— Чаще всего в основах ESG-стратегий лежат Цели устойчивого развития ООН, но у разных игроков — разные приоритеты. Каким образом банки выбирают самые важные направления?
— Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН — понятный и общепринятый подход, по которому большинство компаний структурируют свою деятельность. Банки, как и представители других отраслей, выбирают приоритетные для них ЦУР, ориентируясь на несколько параметров.
- Возможный уровень влияния банка на проблему. Для нашей отрасли, в силу ее специфики, выделяются ЦУР под номером 8 (достойная работа и экономический рост) и ЦУР 13 (борьба с изменением климата). На эти сферы банки могут активно влиять, развивая финансовые сервисы для розничных и корпоративных клиентов.
- Примеры международных игроков. Российские компании перенимают лучшие практики и адаптируют свои активности в соответствии с ними.
- Национальная повестка. Игроки синхронизируют с ней собственные ESG-стратегии. На наш взгляд, совместная работа государства и корпораций в ESG-повестке крайне важна, чтобы достичь действительно ощутимых изменений.
- Собственные компетенции. Компании стараются фокусироваться на тех целях и направлениях, где у них уже есть опыт и экспертиза.
Все эти критерии и задают направления развития, которые банки утверждают в качестве своих приоритетов в рамках ESG.
— А как вы выбирали приоритетные цели для стратегии устойчивого развития?
— Мы проанализировали ситуацию в стране и мире. А именно — чем конкретно и как можем помочь. Выделили сферы, которые имеют потенциал к улучшению на уровне страны и по которым есть возможность оказать позитивный эффект.
Например, согласно SDG Index 2021 года, у России есть определенное отставание в сфере образования. Поэтому «Открытие» помогает в этом направлении, реализуя как собственные, так и партнерские проекты. Мы открыли школы для предпринимателей «Open Academy», создали базовые кафедры на факультетах высшей школы бизнеса и компьютерных наук НИУ ВШЭ. Заведующими кафедр являются топ-менеджеры банка, а сотрудники регулярно ведут лекции для студентов.
— Ваш банк уже начал работать с рейтинговыми агентствами для получения ESG-оценок. На какой эффект вы рассчитываете? Повлияет ли это на стоимость средств для банка или другие финансовые показатели?
— На сегодня мы не видим явных зависимостей между получением ESG-оценок от рейтинговых агентств и финансовыми показателями банка. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Основной мотив для «Открытия» — получение независимой оценки нашего развития в сфере ESG, верификация нашего вектора от признанных экспертов, доступ к рекомендациям и лучшим рыночным практикам.
Интерес банков и ставка по кредитам
— «Открытие» планирует стать партнером в реализации проектов с позитивным влиянием на окружающую среду. Какие проекты и в каком объеме планируется финансировать? И будут ли условия такого ESG-партнерства отличаться от обычных?
— Банк «Открытие» уже занимается финансированием ESG проектов. Среди них, например, первый в стране «зеленый» электрометаллургический комплекс «Эколант» в городе Выкса (лимит кредитования ₽40 млрд) и строительство ветропарков суммарной мощностью 445 МВт в Астраханской и Волгоградской областях. Кроме того, мы выступили организатором размещений «социальных» и «зеленых» облигаций, в том числе выпущенных Москвой.
Недавно мы начали проводить экологическое анкетирование клиентов по внутренней таксономии, созданной на основе таксономии «ВЭБ.РФ». А также добавили учет экологических рисков в процесс кредитования и риск-профилирования клиентов корпоративно-инвестиционного блока. Это, в свою очередь, влияет на ставку финансирования для клиента.
— Если говорить в целом о российских банках, насколько им интересны ESG-инициативы? Конкурируют ли они друг с другом за участие в интересных проектах?
— Основной рычаг влияния банков на развитие ESG в стране — предоставление финансирования для ESG-проектов. Объемы такого финансирования стабильно растут. Это свидетельствует о том, что банкам явно интересны подобного рода проекты.
На наш взгляд, задача банков на нынешнем этапе заключается не в конкуренции за проекты, а в выстраивании партнерских отношений с клиентами и развитии сотрудничества между самими банками. Если финансовые институты будут обмениваться компетенциями и опытом, это поможет решить главную задачу в этой сфере. То есть расширить перечень подобных проектов и вовлечь все больше клиентов в совместную реализацию ESG-инициатив.
— В прошлом году банк «Открытие» начал учитывать ESG-риски при кредитовании бизнеса. Как это повлияло на условия кредитования для ваших клиентов? И насколько вообще клиенты «Открытия» устойчивы к ESG-рискам?
— В рамках управления ESG-рисками своих корпоративных клиентов мы анализируем отрасли по уровню влияния на окружающую среду с помощью матрицы оценки экологического риска. В прошлом году мы провели успешный пилот, и такая оценка стала обязательной для отраслей с высоким и средним уровнями риска согласно внутренней таксономии банка. Например, нефтегазовой или химической. Эта оценка учитывается в процессе кредитования и влияет на итоговую ставку по кредиту для заемщика.
Сейчас мы прорабатываем расширение подхода на факторы S (социальный аспект) и G (корпоративное управление). И одновременно наращиваем собственные компетенции, чтобы предоставлять клиентам полноценные консультации в сфере ESG.
Компании-экспортеры, ориентированные на иностранные рынки, уже давно осознали необходимость применения практик устойчивого развития. Но компании, ориентированные на российский рынок, или представители среднего бизнеса, по большей части находятся в начале пути. Задача банка — стать для них помощником и партнером в этом процессе.
Деньги для МСБ и эффект для розничного клиента
— Работа с малым и средним бизнесом — почти обязательная часть ESG-стратегий банков. Каким образом вы ее выстраиваете?
— Во время карантинных ограничений мы оказывали поддержку российским предпринимателям и продолжаем это делать. Сегодня мы одни из лидеров по кредитованию в рамках программ с господдержкой для компаний малого и среднего бизнеса.
По последним данным Минэкономразвития, банк «Открытие» вошел в Топ-5 по участию в госпрограммах. По результатам 2021 года 40% кредитного портфеля МСБ (₽80 млрд) составили кредиты, полученные клиентами в рамках госпрограмм.
Кроме того, мы развиваем функционал дистанционных каналов, предодобренное и экспресс-кредитование, улучшаем клиентские пути, чтобы повысить удобство и удовлетворенность клиентов. Проводим акции в поддержку российского бизнеса. Например, проект #Немаловажный, в котором мы продвигали бизнес предпринимателей на ТВ и в Instagram, получил несколько премий.
— Среди экспертов и потребителей можно заметить некоторую усталость от темы ESG: громких заявлений много, а практические результаты видны не всегда. Как и когда обычные (прежде всего, розничные) клиенты банков ощутят на себе практический эффект от ESG-стратегий?
— Не совсем согласен с тезисом про усталость общества от темы ESG. Тренд на устойчивое развитие — это не просто модное словосочетание и инструмент пиара, а уже новая реальность, в которой мы живем. Мы убеждены, что интерес к этой теме будет с каждым годом лишь укрепляться, и все больше людей и компаний будут вовлекаться в ESG-повестку.
Безусловно, реализация подобного рода инициатив для розничных клиентов — долгий и сложный процесс для банков. Он требует адаптации продуктового ряда, внутренних процессов и подходов в работе с клиентами. Сейчас финансовый сектор только начинает активно это делать.
Например, мы активно продвигаем среди своих клиентов отказ от физических пластиковых карт и переход на виртуальные карты. Помимо очевидного удобства в использовании, это значимо сокращает использование пластика и бумаги.
Также мы, как и многие другие игроки, прорабатываем расширение продуктового ряда. Причем за счет разных решений — как экологичных, так и социальных.