Школьное образование, 10 фев 2022, 10:40

Что такое интенсивное обучение и как оно работает

Читать в полной версии
Фото: Pexels
Удаленка подсветила проблему «слабых» учеников. Во время дистанта было непросто всем, но особенно школьникам, которые и до этого не показывали высоких результатов. Одним из вариантов помощи стало интенсивное обучение

Об авторе: Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education.

High–dosage или High-intensity tutoring: как это работает

High-dosage или High-intensity tutoring можно перевести как «интенсивное обучение» или «интенсивный тьюторинг». Экспериментировать с этим методом начали в США после 2015 года. Сначала программа Match Education появилась в Бостоне — успешную технологию переняли в Чикаго и Вашингтоне, где создали Saga Education и Citybridge.

В рамках бостонской программы Match Education ученики, не успевающие по математике, индивидуально занимались с тьютором около 50 минут каждый день. Преподаватели работали с двумя учениками (не больше): отрабатывали западающие места и параллельно старались проходить текущую программу. Репетиторами (тьюторами) выступили недавние выпускники колледжей, что значительно снизило затраты на программу.

Мониторинг доказал: интенсивное обучение сильно влияет на академическую успеваемость. Оценки разнятся, но в целом показывают положительную динамику успехов учеников, занимающихся с тьюторами. Иногда разница в знаниях детей, которые участвуют в программе, в сравнениями со знаниями тех, кто с тьютором не занимается, была эквивалентна двум годам изучения предмета. Примечательно, что некоторые дети улучшили результаты не только по одному предмету, но вообще по всей учебной программе. Главное, что результат сохранялся даже после окончания занятий с тьютором.

«Тьюторинг как форма поддержки учащихся все время фигурировал в научных работах как одна из самых эффективных практик, реализуемых школами с привлечением старших учащихся или партнеров. Однако особое значение тьюторинг приобретает в период пандемии, когда возникают новые риски в виде снижения качества обучения преимущественно среди неблагополучных и отстающих учащихся», — подтверждает Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

Кто такие тьюторы и чем они занимаются
Экономика образования 

Оказалось, путь к академической успеваемости лежит не только через популярный открытый доступ к платформам, «прикольный цифровой контент» и тренажеры. Сфокусированная программа с комбинацией преподавателя, технологий и контента приводит к реальному улучшению уровня школьника. Репетиторство, проводимое в школьные часы (или очень близко к ним), более эффективно, чем учеба после школы, а репетиторство с использованием учителей или недавних выпускников дает лучшие результаты по сравнению с теми занятиями, которые ведут волонтеры и родители.

Как пандемия повлияла на интенсивное обучение

Несмотря на высокие показатели мониторингов, настоящим трендом интенсивное обучение стало именно во время пандемии. Вместе с локдаунами пришло и почти повсеместное ухудшение качества обучения, которое усилило образовательное неравенство. Проблема особенно остро встала в тех же США, где часть учащихся — изначально уязвимые группы населения.

По прогнозам McKinsey, сегодняшние американские школьники впоследствии могут суммарно заработать на $49–61 тыс. меньше, чем выпускники, которые не сталкивались с дистанционным обучением. Сами США будут прогнозируемо терять от $128 млрд до $188 млрд ежегодно только вследствие сниженной квалификации рабочей силы. Тем не менее это все равно меньшие риски по сравнению с теми, что те же McKinsey давали годом раньше, в начале пандемии: тогда аналитики прогнозировала потери от $173 млрд до $271 млрд в год, то есть от 0,8% до 1,3% ВВП страны.

«Еще не готовы к онлайн-образованию». Что ждет школы после COVID-19
Экономика образования 

США помог не только более благоприятный сценарий развития пандемии, но и системные решения для улучшения ситуации в секторе школьного образования K-12. Применялась в том числе и методика интенсивного обучения. На летней конференции ASU+GSV Summit, проходившей в Калифорнии, одну из сессий так и озаглавили: «Тьюторинг — ключ к равенству в образовании».

Программы интенсивного обучения — пространство для кооперации государства и частных репетиторских компаний. В июне 2020 года британское правительство объявило о создании государственного проекта National Tutoring Programme, в котором принял участие провайдер репетиторских услуг MyTutor. Присоединиться к программе может любая школа: 75% стоимости занятий покроет государство, а 25% — бюджет школы. Пока информации о конкретных результатах британской программы нет. Зато есть отзывы участников пилотного этапа проекта: подавляющее большинство учеников (87%) отметили, что, если бы у них была возможность, они хотели бы продолжать занятия, а три четверти (76%) заявили, что им нравится учиться больше, чем раньше.

Примеры из российского опыта

Проект, построенный на принципах интенсивного обучения, есть в Москве — это «Цифровой репетитор», который существует на базе «Московской электронной школы» («МЭШ»). Он запустился в феврале 2021 года и сначала был доступен ученикам только 80 школ столицы. Целевой аудиторией проекта стали ученики 8-х классов из малообеспеченных семей, которые не могли позволить себе платные занятия с репетитором.

Спустя почти год «Цифровой репетитор» стал доступнее: теперь им могут пользоваться малообеспеченные дети из 6–8-го классов. Они могут бесплатно заниматься с педагогом по русскому и английскому языкам, математике, алгебре, геометрии, физике и химии. Кроме того, школьники, которые уже учатся в 9–11 классе, могут купить несколько занятий с высококвалифицированными педагогами за дополнительную плату.

Методология занятий на этом проекте напоминает методику интенсивного обучения: уроки проходят два раза в неделю и проводятся в мини-группах по 3–5 человек в каждой. Все проходит онлайн. Репетиторы занимаются с детьми с помощью разных цифровых ресурсов и фактически проводят обычные репетиторские занятия на бесплатной основе.

В столичном проекте участвует около 500 преподавателей, большинство из которых — учителя московских школ и педагоги дополнительного образования. К участию в «Цифровом репетиторе» также привлекли студентов, которые раньше выходили в школы как «Учителя на замену».

Практика интенсивного обучения может применяться и в регионах. Институт образования ВШЭ совместно с Министерством образования Якутии начал проведение проекта по улучшению качества обучения в школах Хангаласского улуса Республики Саха.

Один из главных элементов проекта, созданный в первую очередь для повышения образовательных результатов — «Школа роста», которая делится на две ступени по уровню сложности. Для этого мероприятия исследователи дважды в год проверяют динамику уровня знаний учеников Хангаласского улуса по русскому языку и математике, для уточнения списка учащихся. Одной из главных целей на этом этапе было повышение мотивации детей. С детьми работали 20 учителей, которые проводили не только предметные уроки, но и пары по повышению мотивации и улучшению навыков обучения — техникам запоминания, разминкам для мозга, снятию стресса.

Андрей Галиев — РБК: «Дети попадают в мотивационный овраг»
Экономика образования 

Занятия во второй ступени «Школы роста» проходили в формате интенсивов по конкретным предметам. Причем участвовали в занятиях и так преуспевающие школьники — с ними занимались не отработкой материала, а углублением знаний и усилением мотивации. В формате интенсивов для небольших групп школьники также готовятся к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников.

Интенсивно можно и не один на один

Сейчас «Школы роста» не используют технологию интенсивного обучения в полной мере — дети занимаются в больших классах. Однако в проекте НИУ ВШЭ уже есть база для апробации этой методики.

Например, мы уже делали похожие программы со старшеклассниками на базе российских школ. Только занятия проходили в больших группах. При этом результаты такой практики были сопоставимы с теми, что американские и британские исследователи получали после индивидуального обучения.

Обучение сильно мотивированных или обычно мотивированных детей не требует настолько тщательной и детализированной подготовки, как занятия по методике интенсивного обучения с детьми, изначально нацеленными не на учебу. Нужно вести к образовательным результатам учащихся самого разного уровня, системно работая через контрольные точки — они помогают сохранять учебную мотивацию на всех этапах работы.

Получить полноценную поддержку для реализации пилотной программы, нацеленной именно на отстающих детей, было непросто. Но в то же время, пандемия сделала проект адаптации индивидуального обучения более актуальным — число детей из зон риска выросло. При поддержке Сергея Косарецкого мы вступили в программу по улучшению качества образования в школах Якутии. Теперь в ее рамках появится пилот проекта проекта «MAXIMUM поддержка».

Ключевое отличие проекта от уже существующих российских адаптаций методики интенсивного обучения — размер групп, частота занятий и фокус на работу в том числе с мотивацией. Поскольку имеется опыт работы с большими группами учеников так же эффективно (достигая уровень удержания более 90%), как и с малыми, в качестве эксперимента учебные группы сформированы не из 1–2, а максимум 5 человек, работать с которыми тьюторы будут в течение 4–5 месяцев.

Точно оценить эффект проекта на изменение академических результатов детей позволят инструменты, предлагаемые Центром пcихометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Академическое исследование также позволит понять, как правильно масштабировать проект интенсивного обучения в России.

Школьное образование Педагогика EdTech Кейсы компаний
Главное