Падали, но поднимались: как пандемия изменила миллениалов и зумеров
Пандемия — момент, определяющий сознание поколения
Согласно теории поколений, разработанной американцами Нейлом Хоу и Уильямом Штраусом, временные циклы связаны с характерными особенностями и взглядами людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. Проще говоря, у людей, проживавших в одно и то же время, взгляды на жизнь, воспоминания, социальный опыт, система ценностей, фундаментальные события, оказавшие влияние на судьбу, окажутся схожими. Появление теории во многом обусловлено экономическими «качелями»: подъем, инфляция, стабильность, дефолт — и так по кругу: все это влияло и продолжает влиять на формирование личности и ощущение человека в мире.
В среднем поколения сменяются раз в 20 лет, именно поэтому между людьми, у которых не очень большая разница в возрасте, может лежать пропасть непонимания. Каждые четыре поколения модели поведения повторяются, и цикл запускается по новой.
У каждого поколения есть свой момент, определяющий сознание — это историческое, политическое или социальное событие, которое оказало колоссальное влияние на людей. Ключевой момент должен соответствовать двум критериям: во-первых, произойти в период становления поколения — в детстве или ранней юности (чтобы одновременно запомниться и успеть повлиять на не до конца сформировавшиеся взгляды), во-вторых, повлечь за собой мощное эмоциональное потрясение, которое отразится на будущей жизни людей.
У поколения 1925–1944 годов таким событием стала Вторая мировая война: несмотря на современные реалии, люди этого поколения до сих пор остаются очень бережливыми, предпочитают скорее починить вещь, чем купить новую, с почтением относятся к еде и всегда имеют запасы на черный день. У миллениалов таким событием принято считать 11 сентября 2001 года, когда общество всколыхнула волна терактов, изменившая представление о безопасности и мире. Задайте представителям разных поколений вопросы «После какого события мир перестал быть для вас прежним?» или «Где вы были, когда…?» — и вы с высокой точностью определите их дату рождения.
Специалисты Center for Generational Kinetics, помогающие бизнесам лучше понять свою целевую аудиторию с помощью поколенческого подхода, считают, что переломным событием для «зетов» — самого молодого сейчас работоспособного поколения — стала пандемия коронавируса. Согласно исследованию, в котором приняли участие как младшие «зеты»-школьники, так и более старшие представители поколения, уже устроившиеся на работу, COVID-19 и связанные с ним ограничения повлияли на все сферы их жизни. Дистанционное обучение, недостаток очного общения со сверстниками, длительное нахождение в изоляции, более тесный контакт с семьей, перемещение важных жизненных событий (выпускной, поступление, собеседование на работу) в онлайн, невозможность путешествий, проблемы с финансами — все это уже сказалось на системе ценностей молодежи и отразится не только на самом поколении, но и на будущем нашего мира.
«Чет приуныл»: влияние пандемии на ментальное здоровье
Если говорить о психоэмоциональном фоне, то он нестабилен у обоих молодых поколений. Согласно «Докладу о глобальных рисках» от Всемирного экономического форума, психическое здоровье работающего населения планеты заметно ухудшилось — 80% молодых людей во всем мире становятся уязвимыми для депрессии, тревоги и разочарования. Пандемия нанесла удар по самому ценному активу общества — человеческому капиталу, от которого напрямую зависит ВВП и финансовое благополучие страны. Директор Европейского бюро ВОЗ Ханс Клюге подтвердил, что пандемия подорвала и без того хрупкое психологическое здоровье современных граждан. По сути, депрессия стала самостоятельной эпидемией.
По мнению некоторых исследователей, в число которых входит, например, Евгения Шамис, основатель проекта «RuGenerations — российская школа Теории поколений», тяжелее всего приходился миллениалам — людям от 22 до 38 лет. Они уже успели пережить экономический кризис 2008 года — старшие «игреки» тогда как раз вступали во взрослую жизнь, младшие ощутили снижение качества жизни, наблюдая за судьбой родителей. Это событие несомненно повлияло на то, как поколение Y стало воспринимать жизнь. Оправившись от одного падения и добившись хоть какой-то стабильности, миллениалы вынуждены вновь столкнуться с новым вызовом времени и изменить свой уклад, уже будучи взрослыми. Многие представители поколения потеряли работу, на которой планировали строить свою карьеру, столкнулись с трудностями в семейной жизни, лишились накоплений, были вынуждены поменять профессию. По словам Евгении Шамис, игреки, активные, неравнодушные и в целом привыкшие смотреть на жизнь в позитивном ключе, переживают разрушение своих устоев — это вызывает депрессивные настроения и вынуждает многих опустить руки. Морально давит и тот факт, что миллениалы заняли место «тех самых взрослых, которые знают, как все решить» — но мировая ситуация настолько нестандартна, что оказывается тридцатилетним не по зубам.
Для «зетов» период пандемии становится тем же, что и рецессия 2008–2009 годов для миллениалов — они тоже вступают во взрослую жизнь в не самый лучший для экономики период. Ким Паркер, директор по исследованию социальных тенденций в центре Pew Research, с горечью отзывается об этом факте: «Мы думали, что у поколения Z все будет по-другому, но теперь все перевернулось с ног на голову». Кажется, зумеры идут по стопам своих предшественников, но переживать свой личный кризис они будут уже иначе. На это влияют и положительные изменения в сфере психологии — обращаться за помощью к специалистам больше не стыдно, и интернет-революция, благодаря которой стало возможно получить квалифицированную онлайн-помощь или наладить рабочие дела с помощью удаленки и фриланса.
Тренд на обращение к психологам стал мировым. В России количество консультаций у специалистов увеличилось втрое. С одной стороны, это говорит о том, что большему количеству людей понадобилась помощь: заболевшие ковидом, их родственники, медперсонал, волонтеры, люди в самоизоляции оказались самыми восприимчивыми к тревожным настроениям. На удивление, представители «серебряного возраста», несмотря на всемирное беспокойство, оказались более крепкими орешками — они спокойнее переносят пандемию во многом благодаря склонности к уединению. Ученые считают, что по-настоящему повезло самому молодому поколению — альфа — детям до 10 лет. Они получили намного больше внимания и живого общения с семьей, чем их сверстники из прошлых поколений. По прогнозам, именно поколение альфа станет более эмоционально устойчивым и ментально здоровым.
Сокращение расходов: тенденции в финансах и карьере
COVID-19 подорвал не только здоровье многих граждан, но и заставил каждого из нас сомневаться в завтрашнем дне. «Уволят ли меня с работы?», «Объявят ли новый локдаун?», «Исчезнут ли из магазинов продукты или надо запасаться впрок?» — эти вопросы могут вращаться в голове по кругу, но никак не помогают обретению твердой почвы под ногами. Финансовую незащищенность в период пандемии ощутили все поколения, и вот что думают об этом «игреки» и «зеты».
Их объединяет идея поиска надежного финансового института — банка, компании, куда можно вложить деньги и не прогореть. Представители обоих поколений обращают внимание не только на надежность, но и на то, как банк коммуницирует со своими клиентами, соответствуют ли его предложения действительности и насколько он friendly. Как только миллениалы и зумеры замечают лицемерие, несоответствие между ожиданием и реальностью, они готовы открыто заявлять об этом и начинать дискуссии в соцсетях, что невыгодно для бренда. Это касается не только финансовых организаций, но и любых корпораций, предоставляющих товары и услуги.
Согласно отчету Millennial Survey 2020, проведенному зимой–весной 2020 года, большинство молодых сотрудников предпочтут остаться в своей текущей компании в ближайшие пять лет — такой высокой лояльности не наблюдалось с 2016 года. Миллениалы готовы держаться за свое место, если работодатель положительно показал себя в период коронавируса. Многие из них уже начали строить свою карьеру и не готовы менять компанию. Поколение тридцатилетних сейчас находится в авангарде предпринимательства — многие «игреки» имеют собственный бизнес и уже сполна ощутили на себе влияние экономического кризиса. Они заявляют о необходимости господдержки, но не особо в нее верят. Опрос, проведенный аналитической компанией First Insight, показал, что миллениалы стали резко сокращать свои расходы — в этом признались 40% опрошенных.
Представители поколения Z рано столкнулись с безработицей. На начало эпидемии многие из них занимали низшие позиции в сфере услуг — работали курьерами, бариста, официантами, совмещали работу с учебой. Они же первыми пострадали при массовых сокращениях весной 2020 года. Это заставило многих переосмыслить свои представления о распределении финансов. «Зеты начинают думать, что важно в экономически трудные времена, а без чего можно обойтись», — комментирует ситуацию Джейсон Дорси, президент Центра динамики поколений и эксперт по миллениалам и поколению Z. Молодые люди не доверяют правительству и не верят, что государство поможет им в тяжелые времена, поэтому для них характерно рассчитывать только на себя. Уже сейчас многие зумеры стараются иметь несколько источников дохода. Специалисты прогнозируют, что это станет новой нормой: даже когда ситуация выровняется, «зеты» продолжат совмещать фултайм в одном месте и подработку в другом.
Всегда онлайн: отношение к гаджетам
Быть онлайн — уже не личный выбор каждого, а суровое условие жизни, которое приходится выполнять. Работа, учеба, получение социальных услуг (будь то выписка справки или заказ продуктов), самообразование — теперь эти сферы жизни практически полностью перешли в интернет. Зависимость от гаджетов в числе первых вошла в список причин депрессии у современных людей, наряду с самоизоляцией и тревогой за будущее.
Представители поколения Y оказались более готовыми к такому повороту сюжета — на своем веку они уже застали мощный скачок цифровизации и помнят, «как было» и «как стало». Они ценят свое время и привыкли многое делать на бегу: отсюда и Zoom-созвоны из автомобиля, стоя в пробке, и появившаяся функция отложенных сообщений в мессенджерах — после того как уложили детей спать, можно еще поработать. Гаджеты порядком замучили тех, кто во время самоизоляции и карантина оказался с детьми за одной партой — на дистанционном обучении, но в целом «игреки» довольно бодро переносят вечный онлайн и почкование новых чатов.
«Зеты», которые родились с гаджетами в руках, безусловно, не испытывают с ними проблем — именно среди их поколения в период пандемии стало появляться много блогеров на разных онлайн-площадках. Однако, по мнению некоторых социологов, у самого молодого работоспособного поколения в ближайшее время может наметиться кризис соцсетей и интернета в целом: «Интернет-общение постепенно надоедает — хоть зумеры и не знают жизни без него». Ведь одно дело заходить в приложения, чтобы общаться, слушать музыку и смотреть видео, и совсем другое — учиться. Молодым людям явно не хватает живого общения, ценность которого за последнее время очень выросла. К тому же с началом дистанционки сфера интернет-коммуникаций во многом стала подконтрольной взрослым (учителям и родителям), что подростки воспринимают как вторжение в личное пространство.
Однозначно оценивать влияние пандемии на «игреков» и «зетов» пока рано — слишком мало времени прошло, и ни положительные тенденции, ни отрицательные еще не перевесили чашу весов. Однако тот факт, что мир, а вместе с ним и люди, уже никогда не будут прежними, очевиден всем. Какими будут «пандемийные» поколения и кто придет им на смену — увидим в следующей серии этого уникального сериала.