Физики шутят: почему понятия «гуманитарий» и «технарь» устарели
Кто придумал делить людей на гуманитариев и технарей?
«Мы лучше осознаем, кто мы такие, когда начинаем дружить против кого-то. Чем сложнее мир, тем больше соблазн его упростить с помощью категорий», — говорит Ольга Ечевская, кандидат социологических наук, ведущий аналитик Международного центра цифровых гуманитарных исследований ИТМО.
Категоризация новых людей по группам неизбежно пришла в человеческую жизнь с изменением общественного уклада и с переходом к жизни в городах, когда человека стало окружать все большее и большее количество незнакомцев. Так устроены наш мозг и общественное сознание — им важно всё систематизировать.
Британский государственный деятель и писатель Чарльз Перси Сноу связывал разрыв между технарями и гуманитариями с научно-техническим прогрессом. Поэтому можно сказать, что деление на гуманитариев и технарей, скорее всего, появилось в ходе промышленной революции. Когда технический прогресс движется быстро, технические навыки начинают цениться больше. «Гуманитарии стали кем-то вроде обслуживающего класса для технарей, которые создали большие и производительные, но не ориентированные на человека заводы и фабрики», — поясняет Ольга Ечевская.
Гуманитарии наносят ответный удар?
Когда промышленное общество трансформировалось в информационное, мы перешли от больших задач, больших заводов и фабрик к малым сетям и взаимодействям на микроуровнях. Произошедшие изменения принесли большую степень неопределенности в жизнь и в рабочие процессы. На таком уровне уже нет возможности «обесчеловечивать» технологии, поэтому гуманитарная составляющая в профессиях начала отвоевывать свои позиции
В современном технологичном мире стало практически невозможно оставаться чистым гуманитарием или чистым технарем: и тем, и другим нужно уметь как общаться (например, с клиентами), так разбираться хотя бы в базовых технических вопросах.
Деление на гуманитариев и технарей вообще корректно?
С точки зрения научной психологии, радикальное разделение в корне неверно, отмечает София Мордвинкина, психолог образовательного проекта «Правое полушарие интроверта». Тем не менее, у человека могут быть склонности к определенному типу мышления. Их формирование зависит от множества факторов. Воспитание во многом влияет на то, чем в будущем будет заниматься ребенок — будет он любить складывать буквы в слова или копаться в коде.
«У каждого человека присутствуют все виды мышления — теоретическое, практическое, творческое и так далее. Но у кого-то в результате воспитания и влияния других факторов будет больше развито творческое, а у кого-то — практическое», — говорит Мордвинкина.
Делить людей на два типа — слишком узкий подход, отмечает она, ведь за бортом в этом разделении в любом случае остаются те, кто занимается естественными науками или творчеством.
Кто сейчас более востребован для работодателя?
«Сегодня нет безусловного приоритета технических навыков над остальными. Равно как и нет четкой жизненной траектории: если ты хорошо решил пример в детском саду, совсем не значит, что ты теперь до конца жизни будешь заниматься математикой», — говорит Ечевская. Тем не менее, по словам управляющего консультанта рекрутинговой компании Hays Екатерины Котовой, работодатели делают выбор в пользу специалистов технологических специальностей: людей, которые создают приложения, порталы, автоматизированные системы, обеспечивают защиту данных.
Компании хорошо платят за такую квалификацию и придумывают способы удержать настоящих профи.
Отчасти это связано с тем, что смысл работы технарей более понятен: людям, компаниям и брендам нравится, когда результат работы конкретен и материален, когда его можно «потрогать». Гуманитариям достичь исчисляемых и осязаемых результатов сложнее.
«Но помимо технарей, работодатели ценят тех, кто создает контент и умеет продвигать на рынке товары и услуги. Также в топе специалисты по медицинским технологиям, экологи, работники высокотехнологичных производств и управленцы, которые способны масштабировать бизнес», — говорит Котова.
Мультидисциплинарность — следующий шаг?
То, что жесткое разделение на гуманитариев и технарей постепенно сходит на нет, хорошо видно на примере появления междисциплинарных подходов в специализированных школах, где детям дают раскрыть себя с разных сторон. Подход понемногу находит отклик и со стороны высшего образования.
«Рынок уже осознал, что айтишник вообще без намека на soft skills будет менее востребован, чем тот, у которого более развиты навыки общения и командной работы. Хорошая и уважаемая инженерная школа сегодня сперва даст базу soft-skills и уже потом начнет глубоко погружать в специализацию», — говорит Ольга Ечевская.
Наличие soft skills больше ценится в компаниях, готовых учить, развивать и продвигать персонал. Там же, где этого не предусмотрено, кандидатам достаточно обладать hard skills — компетенциями по профессии. Но и эти компании начинают осознавать ценность личностного потенциала специалиста.
«Руководители и HRD (директора по персоналу. — РБК Тренды) хотят видеть в соискателях умение общаться с широким кругом контрагентов и выстраивать взаимопонимание. Они ценят способность управлять временем и собственной продуктивностью, развитый эмоциональный интеллект, инновационность, желание учиться», — говорит Екатерина Котова.
Теперь трудно оставаться продуктивным, научившись чему-то одному: запросы, технологии, требования быстро меняются и требуют гибкости: так, например, HRD, который владеет бюджетированием, экономическим анализом и прогнозированием, быстрее докажет генеральному директору ценность проекта, говоря на языке цифр и будущего результата. Знания и навыки на стыке профессий — ключевой признак современного востребованного специалиста: таких высоко ценят продвинутые работодатели.
Пытаясь причислить себя к гуманитариям или технарям, человек, в первую очередь, пытается определить свою идентичность. Но так ли важно устанавливать именно такие жесткие рамки? Ольга Ечевская считает, что совместная деятельность или повседневные привычки образуют гораздо более сильные связи:
«Я хорошо пишу код» или «классно пишу тексты» — такой подход лучше определяет людей, чем ярлыки «технарь» и «гуманитарий». Если люди вместе трудятся над одним проектом или даже пользуются одинаковыми гаджетами в повседневной жизни, это гораздо сильнее объединяет их, чем условная классификация на «физиков и лириков», — говорит она.