Широкий взгляд: почему важно развивать междисциплинарность
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox или на любой другой платформе, где вы нас слушаете. А еще, не забывайте проверять канал «Списать не получится» в Telegram — там мы публикуем больше информации по теме эпизодов, и делимся полезными ссылками.
Гость выпуска — Дарья Илишкина, аспирант Университета Маастрихт, куратор школы креативного мышления «ИКРА», преподаватель и со-куратор в Школе Образования Универсального Университета. Дарья объяснила, почему междисциплинарность есть везде, и рассказала, как развить в себе способность мыслить широко.
Таймлайн выпуска
00:55 — Много разных фокусов: что такое междисциплинарность
8:45 — Междисциплинарность как система: в чем сложность
11:42 — Через призму дисциплин: как интегрировать эту систему в программу
17:19 — Объяснить правила игры: как вовлечь взрослых в междисциплинарность
22:06 — Креативное мышление: почему важно развивать эрудицию
27:19 — Знания как инструмент: как развивать междисциплинарный взгляд на мир
30:30 — Микс навыков: насколько разнообразен ваш скиллсет
Где можно найти междисциплинарность
Самые интересные случаи комбинаций разных сфер в одной программе можно встретить в нескольких зарубежных учебных заведениях. Студенты Сиракузского университета в США изучают нейробиологию через написание хайку. В Медицинской школе Гарварда развивают критическое мышление и эмпатию созерцая произведения искусства.
В Кембриджском словаре междисциплинарность определяют как объединение двух или более научных областей в рамках общей темы.
В России тоже есть университеты, которые обучают по модели междисциплинарности. Например, РАНХиГС позаимствовал систему Liberal Arts. Теперь некоторые студенты бакалавриата могут освоить несколько курсов — основной (major) и дополнительный (minor). Благодаря такой системе, студенты могут выстроить свое обучение по 253 траекториям.
Междисциплинарность — важный феномен современности. Еще в 1980-е годы команда McKinsey разработала концепцию T-shaped специалиста. Постепенно все больше компаний ищут сотрудников, которые не только обладают экспертизой в какой-то узкой сфере, но могут ориентироваться в другой среде.
Хайлайты выпуска
- Дарья считает, что междисциплинарность есть везде. Наш мир изначально не разделен на сферы и предметы. Каждый человек может развить в себе навык мыслить широко.
- Основная сложность интеграции междисциплинарного подхода в учебную программу заключается в требованиях, которые действуют в образовательной системе. Уроки длятся всего 40–45 минут: этого недостаточно, чтобы развить «большую идею». Более того, не всегда есть ресурсы для воплощения этой концепции: нужны подготовленные специалисты.
- Проверить, насколько предметы междисциплинарны можно с помощью финского рубрикатора Phenomenon Based Learning. Многие дисциплины на самом деле не ушли от одностороннего подхода. Чтобы достичь успеха на пути к междисциплинарности, нужно мыслить феноменами.
- Взрослые люди более подготовлены к междисциплинарности, говорит Дарья. Это связано с тем, что они постоянно сталкиваются с подобными феноменами на работе. Например, разбирая бриф от заказчика.
Практические советы
- Для того, чтобы развить междисциплинарность, можно попробовать составить mind-map своих навыков. Подумайте, все ли знания вы действительно применяете? В каких областях остается пространство для роста и более глубокого изучения?
- Постарайтесь определить, зачем именно вам расширять свои знания и навыки. Возможно, это нужно для работы. Не бойтесь искать свои «слабые зоны»: всегда можно научиться чему-то новому.
- Развивайте эрудицию. Она очень помогает мыслить креативно: чем больше связей — тем больше нестандартных идей.